НОД по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Истомина Ольга Владимировна

НОД по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе "Звук и буква О"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №2»

Конспект занятия для старшей логопедической группы по формированию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте.

Тема: Звук и буква О.

                              Провела:

                                                                        Учитель-логопед: Истомина О.В.

         

Курчатов 2017г.

Цель:  познакомить со звуком и буквой О, закреплять правильное произношение звука [О],  закреплять понятие «гласный звук».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

выделять звук [О] в начале, конце слова, совершенствовать навык словообразования (образование сложных слов), словоизменения (преобразовывать существительные множественного числа в единственное число), обогащать словарь детей прилагательными (подбор прилагательных к существительному), закреплять навык деления слов на слоги (части).

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, эмоциональную сферу, зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, логическое мышление.  

Коррекционно-воспитательные:

Повышать речевую активность, воспитывать чувство ответственности, способствовать развитию сотрудничества, воспитывать выдержку, умение слушать товарищей.

Оборудование: индивидуальные зеркала, символ гласного звука (красный кружок),картинки сложных слов, предметные картинки на снежинках, облако с буквой О, цветная проволока, корабль с парусами (для активизации воздушной струи), дорожка – «мостик», буквы для раскрашивания, карандаши.

 

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Логоритмическое упражнение  «Здравствуйте ладошки».  

Здравствуйте, ладошки!

Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки!

Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щёчки!

Шлёп, шлёп, шлёп!

Здравствуйте, губки!(мимика губами)

Чмок, чмок, чмок! (чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (упр. «Заборчик», качают головой)

Щёлк, щёлк, щёлк! (стучат зубками)

Здравствуй, носик! (поглаживают по носу)

Бип, бип, бип! (нажимают на кончик носа)

II. Введение в тему.

Доскажи словечко:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли

Жить нельзя нам без… (воды)

Попробуйте  угадать,  какое  слово  я  загадала.  Знайте,  все  мои  загаданные  слова похожи на  слово  «ВОДА».

- как  назовём  слово  «вода»  ласково  -  …  (водичка,  водица).

- как  называется  место,  где  вода  падает  с  высокой  скалы  или  горы  -  …  (водопад).

- как  называется  отрицательный  сказочный  герой,  который  живёт  в  воде  …  -  (Водяной).

- как  называются  растения,  которые  растут  в  воде  -  …  (водоросли).

- как  называются  трубы,  которые  проведены  для  воды  …  -  (водопровод).

- как  называют  человека,  который  надел  водолазный  костюм  и  залез  в  воду  …  (водолаз).

Видите,  сколько  набралось  слов,  похожих  на  слово  «вода»,  прямо  семейка  «водных»  словечек  получилась.

III.  Знакомство со звуком.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. Он спрятался в слове «вода» и во всех «водных» словах, которые вы называли. Отгадать этот звук поможет загадка:

Суши маленький кусочек,

Но бывает иногда

Он большим и даже очень,

А вокруг всегда вода. (Остров)

Назовите  первый  звук  в  слове  «остров» … («О»).  Правильно  именно этот  звук  будет  у  нас  сегодня  главным.

Уточнение  артикуляции.  Характеристика  звука. Работа с зеркалами.

Что  губки  делают,  когда  мы  говорим  этот  звук?  (округляются)

Давайте  проверим, какой  это  звук  (гласный  или  согласный)?

Можем  мы  его  пропеть  голосом?  (да,  значит  он  -  гласный)

Какая  фишка  нам  понадобится,  чтобы  обозначить  этот  звук   (красная).

Сколько звуков «О» в слове остров?

IV. Главная  часть.

1.  Произнесение  изолированного  звука  с  эмоциональной окраской.

Поиграем  с  этим  звуком?

Представьте,  что  мы с вами  оказались  на  острове.

А  там  так  красиво!  Давайте  скажем  этот  звук  с  восхищением. 

 (О! О!  О!)

Стали  осматриваться  по  сторонам.   Никого  не  увидели  и  огорчились.  Говорим  с  грустью. (О – О – О)

И  вдруг  мы  увидели  вдалеке  корабль! Радостно  (Ооооо!)

2.  Преобразование  слов. 

(существительные  среднего  рода  мн.  числа.  в  ед.  число)

 Чтобы нам попасть на корабль, нужно пройти по мостику, произнося слова, выделяя голосом звук О.  Я  вам  называю много  предметов,  а  вы  мне  -  один.  Послушайте,  как это  сделаю  я.

Игра  «Много  -  один»:

окна  -  … (окно)                              перья  -  … (перо)

кольца  -  … (кольцо)                      стёкла  -  … (стекло)

брёвна  -  … (бревно)                      озёра  -  … (озеро)

сёла  -  … (село)                               вёдра  -  … (ведро)

гнёзда  -  … (гнездо)                        облака  -  … (облако)

3. Дыхательная гимнастика.

Чтобы наш корабль отправился в плаванье, надо надуть паруса:

Носом вдох,

А выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Носом воздух набираем,

Паруса мы раздуваем. (2 раза) 

4. Логоритмическое упражнение

 «На кораблике мы плыли,

К тихой гавани приплыли,

Вышли мы на бережок и

Построились в кружок»

5. Подбор прилагательных

Посмотрите,  какое  облако  прилетело к  нам необычное,  волшебное!

Какое оно? Дети называют прилагательные (белое, воздушное, лёгкое, невесомое, пушистое и т.д.)

6. Деление слов на слоги.

У нашего облачка есть волшебные снежинки, а у  меня  есть  ведёрко,  в  которое  я  хочу  собрать  волшебные  снежинки.  Но  ваша  снежинка упадёт  в  ведёрко  только  тогда,  когда  вы  назовёте, сколько слогов (частей) в слове-картинке. 

7. Подвижная игра «Снежинки».

V. Знакомство с буквой О.

Знакомство с буквой О (буква на облаке, на какую геометрическую фигуру похожа буква О. Изобразить букву пальчиками одной руки, двумя руками, взявшись за руки.

Проговаривание чистоговорки.

Дети передают друг другу букву «О» и проговаривают чистоговорку:

Не под окном, а около катилось «О» и охало

О-охало, О-охало, не под окном, а около.

( У кого из детей буква оказалась в руках, называет, кто стоит около него справа или слева.)

VII. Работа за столами.

1. Конструирование буквы «О» из проволоки.

2. Раскрашивание буквы О.

VIII. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...