Упражнения практической жизни "Звуковые игры"
презентация по логопедии

Лебедева Ольга Ивановна

Методика работы по письму и чтению

«Звуковые игры»

 

Конспект  занятия в М.Монтессори группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovye_igry.docx559.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

Детский сад « Рыбка» города Асино Томской области

Методика работы по письму и чтению

«Звуковые игры»

Конспект  занятия в М.Монтессори группе

G:\DCIM\100MSDCF\DSC01333.JPG

Составила и провела:

Лебедева Ольга Ивановна

Воспитатель  I кв. кат.

г.Асино 2020г

Звуковые игры

Материал: коробочки с мелкими предметами, в названии которых есть определенный звук. В каждой коробочке должно быть не меньше двух предметов на каждую позицию звука: в начале слова, в середине и в конце. Ящичек с тремя отделениями для сортировки предметов по позиции одинакового звука.

Цель:

Прямая: рассортировать предметы в соответствии с позицией общего звука в их названии: в начале слова, в середине или в конце. 

Косвенная: научиться слышать отдельные звуки в слове, их порядок. Подготовка к письму.

Презентация

  1. Учитель предлагает ребенку доставать предметы из коробочки по одному и называть их: квадрат, конь, корова, жеребенок, жук, танк, стакан, раковина, такса. (Важно убедиться, что ребенок называет каждый предмет так же, как и учитель. Если коня назвать лошадью, то это помешает услышать общий звук в словах. В этом случае надо либо договориться с ребенком, что это все-таки копь, либо убрать эту фигурку из работы. Набор предметов должен быть таким, чтобы во всех названиях нужный нам звук обозначался на письме «своей» буквой. Так, нельзя класть очки в расчете на то, что ребенок услышит в этом слове первую о. Но и на звук а этот предмет класть тоже не стоит. Необходимо учитывать также разницу в звучании твердых и мягких согласных).
  2. Учитель берет один из предметов, в названии которого общий звук находится в начале слова, и проговаривает это слово, акцентируя первый звук: К-к-к-вадрат. Что ты слышишь в начале? Да, к. В этом слове к в начале». Учитель кладет квадрат в первое отделение ящичка для сортировки предметов. (Позиция звука в начале слова - самая простая для фонетического анализа. Первый звук легче выделяется в тех словах, где после него идет согласный. В слове конь, например, к сливается с последующим о. Нужны дополнительные усилия, чтобы услышать их по отдельности. На первых этапах работы для ребенка это трудно.)
  3. Учитель берет следующий предмет. «К-к-к-орова. А здесь есть к? Где он? Тоже в начале? Тогда мы положим корову сюда же».
  4. Жу-к-к-к. Здесь есть к? Где он? Тоже в начале слова? - Нет, в конце. - Тогда мы положим жука вот сюда. - Кладут предмет в последнее отделение ящичка для сортировки. (Звук в конце слова ребенку услышать труднее. Расположение отделений ящичка для сортировки предметов соответствует позиции звука: звук в конце слова отделение в конце ящичка.)).
  5. Та-к-к-к-са. Здесь есть к? Где он? Тоже в начале слова? В конце? - Нет, в середине. - Тогда мы положим таксу вот сюда. - Кладут предмет в среднее отделение ящичка для сортировки. (Позиция звука в середине слова - самая сложная для фонетического анализа.).
  6. Аналогично работают с остальными предметами, сортируя их в соответствии с позицией звука к в их названиях: в начале слова, в конце или в середине.
  7. Учитель повторяет названия всех предметов, акцентируя в них общий звук. Спрашивает ребенка: «Какой одинаковый звук есть в этих словах?»

Дальнейшие упражнения:

  1. Самостоятельная работа ребенка с другими коробочками. При этом ребенку необходимо начать работу с п.7 презентации.
  2. Предложить ребенку назвать другие слова, в которых есть тот же звук. Определить, стоит он в начале слова, в середине, в конце.
  3. Групповая игра в «лукошко». По кругу передается «лукошко», каждый из участников игры «кладет» в него предмет, который начинается (заканчивается) на определенный звук или в названии которого есть этот звук.
  4. Сортировать предметы по первому звуку в их названиях: например, в одно отделение ящичка для сортировки кладут предметы на к, в другое – на м, в третье - на а.
  5. Сортировка предметов по первому звуку в их названии для детей, знающих буквы, может выглядеть иначе. Ящичек (или коврик) для сортировки с большим количеством ячеек. На каждой ячейке написана буква. Предметы сортируются по первому или последнему звуку в ячейки соответственно написанной букве.
  6. Выстраивание из предметов звуковых цепочек: выстраивать предметы друг за другом так, чтобы последний звук в названии одного предмета совпадал с первым звуком в названии следующего предмета.

Возраст: с 3 лет.

Контроль ошибок: взрослый, старший ребенок.

Индивидуальные особенности в работе детей

Для многих детей работа со звуковыми коробочками сразу в полном объеме оказывается достаточно сложной. Тогда можно вводить ее постепенно. На первой презентации ограничиться только выделением первого звука. Дать ребенку возможность поупражняться в этом. Когда первый звук ребенок выделяет достаточно легко, провести вторую презентацию, на которой выделять только последний звук в слове. Через некоторое время -поучиться слышать звуки в середине слов. Только после этого переходить к сортировке предметов в зависимости от позиции общего звука в их названиях. Это тоже можно делать постепенно: начало и конец слова; начало и середина; середина и конец; все три позиции.

Определенные сложности в работе с этим материалом могут возникнуть у детей, которые не выговаривают соответствующие звуки. Но для них данная работа может оказаться полезной и в улучшении звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта № 1, игрового упражнения "Купание малышей-голышей" с использованием набора "Мытье рук" из серии игровых упражнений Практической жизнью М. Монтессори.

Карточка разработана для более успешного, адаптированного использования игровых  упражнений Практической жизнью по методике М.Монтессори.Целью подготовки материала является: 1) простота и удобств...

Практическое пособие «Игры и упражнения по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

В данном пособии вы сможете найти упражнения речевой гимнастики, которые подготовят артикуляционный аппарат малыша к овладению звуками речи.Дыхательные упражнения помогут выработать длительную и точно...

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...

Значение материала для рукоделия в образовательном пространстве упражнений практической жизни .

Монтессори-метод опирается на психофизиологические законы развития, указывая на то, что счёт, чтение и письмо — не механические навыки, а сложные процессы, в основе которых лежат глубокие нейрон...

Упражнения практической жизни «Рамки-банты и шнуровка»

Упражнения практической жизни «Рамки-банты  и шнуровка»Конспект  занятия в М.Монтессори группе...

Практическое занятие Игры и упражнения для формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста

Практическое занятие " Игры и упражнения для формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста"...