Обучение грамоте.Звук и буква И.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Воробьева Олеся Валерьевна

Цель: формировать понятие «гласный звук».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

– продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»

– совершенствовать  навык определения позиций звука  –И–и всех гласных

– формировать навык образования  множественного числа существительного

– составление предложений из пары слов

– познакомить с буквой [И].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f-f.zvuk_i_bukva_i.otkrytyy_urok.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Звездочка» комбинированного вида»

Открытое  фронтальное логопедическое занятие:

««Звук и буква [И]»

                                                                                                             Подготовила:

                                                                                                                   Учитель-логопед

                                                                                                                    Воробьева О.В.

Октябрь

2019 г.

Конспект открытого  фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Тема: «Звук и буква [И]»

Цель: формировать понятие «гласный звук».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

– продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»

– совершенствовать  навык определения позиций звука  –И–и всех гласных

– формировать навык образования  множественного числа существительного

– составление предложений из пары слов

– познакомить с буквой [И].

Коррекционно – развивающие:

– развивать фонематический слух, слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– вызывать эмоциональный настрой на занятии

– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Здоровьесберегающие:

– содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Оборудование: картинки на звук – и–,  индивидуальные пеналы со схемой и фишками для определения места звука в слове, звукового анализа, деревянные палочки, карандаши,ИКТ.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дует, дует ветер,

Дует, задувает

Энергичные взмахи руками

Желтые листочки

С дерева срывает.

Имитация срывания листьев

Падают листочки

Прямо нам под ножки

Наклон вперед, руки касаются ног.

Красные листочки

Падают под ножки

Соединяют ладони вместе

-Вспомнить слова на звуки А,У.

  1. Артикуляционная гимнастика и самомассаж.

Логопед: Ребята, а какое сейчас время года?(Осень)

  • Самомассаж «Осень»

– осеннее солнышко нас ласкает – погладить лоб, щеки, подбородок, шею.

– начал капать дождь осенний – постукивание кончиками пальцев.

– долго дождик будет плакать – массируем уши

– разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа

– поглаживание всего лица.

  • Артикуляционная гимнастика «Осень» с использованием биоэнергопластики

– мы радуемся красками осени – улыбка – руки в стороны

– дует осенний легкий ветерок – трубочка – руки вперед

– веточки на деревьях качаются от ветра – часики– двумя руками вправо, влево

– листочки кружатся – круговые движения языком по губам – руки по кругу

– кошка вышла в осенний сад погулять, выгибает спинку -горка– кисти рук вниз

– едет лошадка по осенней дорожке гладкой-лошадка – кисти рук вверх, вниз.

  • Логопед: Нам сегодня, придется много и правильно говорить.

-К нам в гости пришел ослик ИА и принес нам загадки!(слайд 1)

  1. Развитие фонематических процессов.

  • Послушайте загадки:

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка

И машинка и зверюшки

Называются........... (игрушки)(слайд 2)

Маленького роста я

         Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу

За собою нить тащу....... (иголка)(слайд 3)

  • Логопед: С какого звука начинаются слова?

  1. Акустико-артикуляционный образ звука [И];

Губы в улыбочке, язычок спокойно лежит на донышке. Звук [И] – гласный, мы его поем и вытягивает в длинную ниточку. Обозначаем красным квадратиком.

Звук [И]- гласный, можно петь. (слайд 4)

Губы растянуть в улыбке, воздух свободно выходит изо рта.

Этот звук всегда поется

Этот звук, как песня, льется

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути.

  1. Игра «Поймай звук» – развитие фонематического слуха.

Хлопни в ладоши на звук – и –

Звуки: А–У–И–У–О–И–А–И.

Слоги: ик–ом–ат–ки–иш

Слова: ива–яблоко–индюк–каша–мышь–иголка–игра.

3. Игра «Сосчитай, сколько звуков я назвала»

а–ау–ауи–иа

4Игра «Один – много»

Носок– носки, замок – замки, мелок – мелки, лепесток – лепестки, медведь– медведи.

- В конце слов какой звук мы слышим? Правильно,и. Но этот звук может прятаться не только в конце слов. А вот как вы умеете определять,где спрятался звук,мы сейчас покажем ослику ИА.

  1. Игра «Составь схему».

Логопед поочередно выставляет на доску картинки, в которых прячется звук [И]. Дети должны определить место звука в слове и составить звуковую схему этого слова (игла, лиса, изба, вафли, лист, тигр, индюк,улитка,коньки).(слайды 5-18)

Физминутка «Что нам осень принесет?» с использованием ИКТ

  1. Соотношение звука с буквой. Звуковой анализ слогов,слов.

Звук – И – обозначается буквой –и–

Звук мы говорим и слышим

А букву мы видим и пишем.

 На что похожа буква –и–?

Молоток я раздобыла

Из дощечек букву сбила

Сколько здесь дощечек/ три

Вот какая буква И!

                                                                                                

А какая буква – И –

На калитку посмотри

Чем она не буква –И–

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Логопед выставляет на доску букву И.

- Дети выкладывают ее из палочек.

-Отыскивание буквы  И в разрезной азбуке. Составление слогов

-Звуковой анализ слогов: ИА, ИП, КИ. Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.

-Звуковой анализ слова КИТ: сколько звуков в этом слове? Назови первый звук,назови второй,назови последний звук.

Развитие мелкой моторики. (игры с карандашом)

«Мотор»

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Развитие пространственного гнозиса, профилактика оптических  дисграфий.

Игра «Найди букву»

Белые листочки вы возьмите,

Их переверните

И среди многих букв –

Букву – И –  найдите

И её в кружочек обведите.

Итог занятия: 

Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили?

Какой буквой он обозначается?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по обучению грамоте: "Звуки В, ВЬ. Буква В"

В презентации дан материал по обучению грамоте "Звуки В, ВЬ. Буква В", который можно использовать на часть занятия....

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте. Звуки В, ВЬ. Буква В.

Предоставляется конспект по обучению грамоте: "Звуки В, ВЬ. Буква В" в форме игрового занятия. ...

Обучение грамоте "Звуки [р - р] Буквы Рр.

Занятие проводится в игровой форме с введением сказочного персонажа. В конечном итоге направлено на повторение изученного материала и изучении новых звуков [р - р]. А также упражнение детей в звуковом...

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в подготовительной группе ( обучение грамоте) "Звуки [к-кь], буква К к "

Данный конспект поможет вам познакомить  детейс графическим образом буквы К,  научить определять место звуков [к-кь]  в слове, а так же прожолжать  развивать внимание, память, мышл...

Обучение грамоте."Звуки [Д], [Д]. Буква Д"

Цели этого занятия:  научить детей правильно произносить звуки [Д], [Д] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд; закреплять связь звука и буквы «Д»; развива...

НОД по обучению грамоте "Звуки Т, Ть, буква Т"

Примерный план НОД по обучению грамоте детей с ОНР (подготовительный к школе возраст). В ходе НОД дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, определять место звука Т в слове, выполнять зв...