Обучение грамоте."Звуки [Д], [Д]. Буква Д"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Цели этого занятия:  научить детей правильно произносить звуки [Д], [Д] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд; закреплять связь звука и буквы «Д»; развивать фонематические процессы, артикуляционную  моторику, мелкую моторику, общую моторику, и координацию движений, память, внимание; сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль; воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuki_d_d._bukva_d.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте.

Тема: Звуки [Д], [Д]. Буква Д.

Цели:  научить детей правильно произносить звуки [Д], [Д] и давать акустико – артикуляционную характеристику, анализировать звуковой ряд; закреплять связь звука и буквы «Д»; развивать фонематические процессы, артикуляционную  моторику, мелкую моторику, общую моторику, и координацию движений, память, внимание; сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль; воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.

Оборудование: изображения клоунов Дина и Дона; предметные картинки и игрушки на звуки [д], [д], индивидуальные зеркала, элементы буквы «Д», аудиозапись.

Содержание организованной деятельности

  1. Организационный момент.

- Ребята, давайте с вами вспомним, какому правилу нас научил друг Звукознайкин. (Звуки мы слышим и произносим.)

     2.    Артикуляционная гимнастика.

Очень любит наш роток улыбаться (Улыбка),

А подвижный язычок работой заниматься.

Наш язык лопатку сделал, раз – два (Лопатка), 

А потом забор построил. Красота! (Заборчик).

Рядом с новеньким забором – желобок  (Желобок),

По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)

Мясорубку надо делать не спеша (Мясорубка),

Физзарядка получилась хороша.

  1. Сообщение темы. 

 - Сегодня в гостях у нас веселые клоуны Дин и Дон. Какой мы первый звук слышим в имени Дон (Звук д), а какой первый звук вы услышали в имени Дин? (Звук д). Сегодня мы познакомимся со звуками [д], [д].

  1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим

признакам.

- Давайте произнесем звук Д.      

Какой звук Д – гласный или согласный (согласный твердый)

Какой звук Д – (согласный мягкий)

  1. Произношение звуков [д], [д] в слогах. Развитие координации движений.  

 - Дин и Дон любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними:

  • на барабане: дан – дон – дун – дин;
  • на трубе: ди – да – до – ди – да – до;
  • на балалайке: да – до – ду – да –до – ду.
  1. Анализ слогов «ди», «да», «ду» и слов «Дин», «Дон».

 - Динь спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (чтобы обозначать звуки.)

 - А что это за замки и почему они разноцветные? (В замках живут звуки. В красном замке живут гласные звуки, в синем – согласные твердые, а в зеленом – согласные мягкие.)

 - Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую – красный. Даю вам звуки [д], [о]. Какой слог получился? (До). Какого звука не хватает, чтобы получилось его имя? (Звука Н]. А теперь Дин просит, чтобы составили его имя. (Ребенок у доски составляет слово «Дин»  и обозначает звуки).

      7. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове. Ударение.

 - Ребята, Дин и Дон принесли нам подарки, в названиях которых есть звуки

[д], [д]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

 - Что у нас в первом мешочке? (ведро, дуршлаг, звезда, дротик, динозавр).

 - Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [д])

 - Где вы произносили звук [д]? (В начале слова, в середине)

 - А что у нас во втором мешке? (гвоздь, деньги, тетрадь, дерево, дельфин).

 - Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [д])

 - Так кто нам подарил первый мешочек с подарками (Первый мешочек подарил Дон.)

 - А кто подарил второй мешочек? (Второй мешочек подарил Дон.)

        8. Развитие фонематических представлений.

 - Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Поймай слово». Вы должны будете хлопками «ловить» слова со звуками [д] и [д]. (Дом, дверь, тигр, подарок, картина, дети, дыни, турист, дерево, кабан, дождь, дуб.

 - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

        9. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.

 - Ребята. Дин и Дон предлагают нам поиграть в игру «Чего не стало?». На столе лежат картинки со звуками [д] и [д]. (Ребенок внимательно смотрит на картинки, затем закрывает глаза, а одну картинку прячут. Затем ребенок открывает глаза, внимательно смотрит и должен сказать, какой картинки не стало и разделить это слово на слоги.)

Физкультминутка

          10. Знакомство с буквой «Д». Чтение слогов.

 - Дети, с каким звуком нас познакомили клоуны Дин и Дон? (Со звуками [д], [д].) А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?

Видны за окнами дома

И дети на дорожках.

А вот и буква «Д» сама

На самоварных ножках. С. Маршак

 - Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее. (Дети складывают букву.)

- Молодцы, ребята! А сейчас мы выполним задание на листочках

 - А теперь давайте покажем Дину и Дону как мы умеем читать. (Дети читают слоги и слова: да, ду, ди, ды, де, дя, до, дым, дом, дуб, дам, дай,  дыня, Дима, Дина, Лида, дыня.

           11. Чтение и пересказ рассказа (по времени)

           12. Организация окончания занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по обучению грамоте: "Звуки В, ВЬ. Буква В"

В презентации дан материал по обучению грамоте "Звуки В, ВЬ. Буква В", который можно использовать на часть занятия....

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте. Звуки В, ВЬ. Буква В.

Предоставляется конспект по обучению грамоте: "Звуки В, ВЬ. Буква В" в форме игрового занятия. ...

Обучение грамоте "Звуки [р - р] Буквы Рр.

Занятие проводится в игровой форме с введением сказочного персонажа. В конечном итоге направлено на повторение изученного материала и изучении новых звуков [р - р]. А также упражнение детей в звуковом...

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в подготовительной группе ( обучение грамоте) "Звуки [к-кь], буква К к "

Данный конспект поможет вам познакомить  детейс графическим образом буквы К,  научить определять место звуков [к-кь]  в слове, а так же прожолжать  развивать внимание, память, мышл...

НОД по обучению грамоте "Звуки Т, Ть, буква Т"

Примерный план НОД по обучению грамоте детей с ОНР (подготовительный к школе возраст). В ходе НОД дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, определять место звука Т в слове, выполнять зв...

Конспект НОД по обучению грамоте "Звуки С, Сь. Буква С"

В данном материале представлены приёмы ознакомления дошкольников со звуками и буквами, которые их обозначают....