Индивидуальное занятие по дифференциации звуков р-л. Младший школьный возраст.
план-конспект занятия по логопедии

Черных Татьяна Васильевна

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков р-л.

Младший школьный возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков р-л.

Младший школьный возраст.

 Программное содержание.

1. Закрепление  произносительных умений и навыков:

  • автоматизация звука  Л в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • автоматизация звука Р в слогах словах, предложениях;
  • автоматизация звука Ш в отдельных словах.

2. Развитие умения  дифференцировать звуки Р Л в слогах и словах.

3. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

4. Активизация глагольного словаря. Уточнение представлений о словах, обозначающих действие. Развитие умения соотносить название предмета и действия.

5. Совершенствование навыка чтения.        

6. Развитие  внимания, мышления.

7. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитание навыков сотрудничества.

Оборудование.

  1. Игрушка - мальчик.
  2. Фишки красного, жёлтого, синего цвета.
  3. Колокольчик.
  4. Карточки с речевым материалом для отработки звуков Р Л.
  5. Карточки со словами: КРАСИТЬ, КРУЖИТЬСЯ, ПЛАКАТЬ, ПЛАВАТЬ, ДРАТЬСЯ, ГИТАРА, ПРЫГАТЬ.
  6. Листы, расчерченные на три столбика.
  7. Игра «Домик». Карточки с прорезями, в которых вразброс написаны  буквы слова (одна лишняя). Внизу правильно написанное слово.  Слова: корабли,  труба, кошка, молния, гром, дворник, продавец.
  8. Карточки с «зашифрованными словами» (вместо букв РЛ условные знаки). Слова: раскладывает, плывут, трубит, мурлычет, сверкает, грохочет, убирает, раскладушка).
  9. Карточка с текстом для чтения.

10. Игрушка-волчок.

Педагог произносит слова, выделяя голосом звуки Р и Л: раскалывает, мурлычет, проползает, размалывает, рассылает, прокладывает.

Предлагает ребёнку ответить на вопросы:

-  "Как ты думаешь, что общего в этих словах?" ( Во всех словах есть звуки л, р)

-  "А что ещё общего?... Что они обозначают?... (Они обозначают действия).

Сегодня на занятии мы повторим как правильно произносить звуки Р Л и вспомним слова-действия.

А помогать нам будет  сказочный мальчик Карлуша. Он только учится правильно говорить и ему будет интересно послушать, как это делаешь ты. И о словах, обозначающих действие, он ничего не знает. Посмотри, у него целый портфель с заданиями, которые без нашей помощи он выполнить не сможет.

Каждое задание будет оцениваться. Отличный ответ - красная фишка, хороший - жёлтая, удовлетворительный - синяя.

Первое задание называется…(педагог предлагает ребёнку прочесть надпись на конверте)».

Задание 1. Разминка.

А.     «Карлуша хочет услышать, как надо правильно произносить звук -л-

1)Ла-ла-ла - лапа, лампа, пила                    Ла-ла-ла -  Мила маме помогла.

Ло-ло-ло - локоть, ложка, весло                 Лы-лы-лы - Мила вымыла полы.

Лы-лы-лы - лыжи, столы, малыши            Ло-ло-ло - ловко вымыла стекло.

Лу-лу-лу - луна, лужа, шалун                     Лу-лу-лу - Милочка полола лук.

2)ал-ал-ал - бал, вал, мал                             Ал-ал-ал - пенал на пол упал.

ол-ол-ол - вол, пол, зол                                Ол-ол-ол - пенал упал на пол.

ул-ул-ул - вул, мул, пул,                              Ул-ул-ул - пенал упал на стул.

ыл-ыл-ыл - выл, мыл, пыл                           ыл-ыл-ыл - Павел пенал забыл.

ил-ил-ил - бил, мил, пил

ел-ел-ел - бел, мел, пел        

ял-ял-ял - вял, мял, зял.

3)кла-кло-клу-клы                                        глы-гла-гло-глу

окл-укл-акл-ыкл                                           лпу-лпы-лпа

 лка-лку-лкы-лку                                          абл-обл-ыбл-убл

алк-олк-ылк-улк                                           алф-олф-улф-ылф

4) Клава клала лук на полку,

Позвала к себе Николку.

Б.  А сейчас, покажем Карлуше, как надо произносить звук Р.

1)Длительное  раскатистое произношение звука рррррррррррр.

2)ра-ра-ра - рама-рак-гора-нора,

ро-ро-ро - роза-роща-рот-перо,

ру-ру-ру - руки-ружья-кенгуру

ры-ры-ры - рыба-рынок-рыжик-рысь.

ра-ра-ра - глубокая нора

ро-ро-ро - новое перо

ру-ру-ру - скачет кенгуру

ры-ры-ры - нет мальчишек без игры

3) ар-ар-ар - пар-комар-удар-загар

ор-ор-ор - бор-топор и мухомор

ир-ир-ир - мир-кефир и командир

ер-ер-ер - ветер-катер-пионер

ур-ур-ур - шнур-тур и балагур

Задание 2. "Будь внимателен".

Следующее задание, которое предлагает нам Карлуша называется "Будь внимателен".

А. Перед тобой расчерченный лист бумаги. Покажи правый столбик…А это какой? (Левый….).

Послушай задание. Услышав слово со звуком Л, поставишь крестик в правый столбик. Услышав слово со звуком Р, поставишь крестик в левый столбик. Услышав слово со звуками Р Л - в средний.»

Педагог ставит условные обозначения в каждый из столбиков. Р - «спираль», Л - «блинчик», Р Л -«спираль», «блинчик».

«Будь внимателен. Начнём….»

Педагог диктует слова: плывёт, поворачивает, раскладывает, проползает, крутит, получает, плачет, рычит, бросает, молчит, рассылает,  прокалывает, укладывает, роняет.

Б. «А сейчас я усложню задание…(педагог даёт  ребёнку разлинованный на три столбика лист без условных обозначений и меняет инструкцию)

Запомни: слова со звуком Р надо отмечать в правом столбике, со звуком Л в левом, со звуками Р Л в среднем.»

Педагог диктует слова: раскатывает, лакает, получает, прокалывает, рассказывает, мурлычет, молотит, трубит, поласкает, прослушивает, закрывает, прокладывает, гладит, складывает, рычит.

Скажи, что обозначают слова, которые я диктовала?….. (действия предметов). Вспомни одно или несколько слов…».

Оценка выполнения задания.

Задание 3. "Скажи наоборот".

«Следующее задание, которое принёс нам Карлуша называется…(педагог предлагает ребёнку прочесть название на конверте).

А.  Послушай задание: Замени звук Р на Л и назови  слог или слово со звуком Л.

ра-ра-ра ……(ла-ла-ла)                         Укор……(укол)

ор-ор-ор……(ол-ол-ол)                         Стар……(стал)

ра-ро-ру……  (ла-ло-лу)                        Жарко….(жалко)

атр-утр-итл …. (атл-утл-итл)                Жарко….(жалко)

Дру-дры-дра….(длу-длы-дла)

рко-рку-ркы…..(лко-лку-лкы)

 Б. А сейчас задание меняется. Замени звук Л на Р

ла-ло-лу……...(ра-ро-ру)                              Бал-бар

ло-лу-лы-ла…(ро-ру-ры-ра)                         Дал-дар

ил-ыл-ёл……..(ир-ыр-ёр)

В. И самый сложный вариант задания: замени звук на противоположный. Л на Р и Р на Л

ра-ра-ла…(ла-ла-ра)                     ра-ла-ра.....(ла-ра-ла)

ла-ра-ла…..(ра-ла-ра)                   ла-ра-ла…..(ра-ла-ра)

 

Рожь……..(ложь)                   стал…….(стар)                Лука….(рука)

игла..…….(игра)                    пир……..(пил)                 жир…...(жил)

ложь…..…(рожь)                   рожки…..(ложки)            лад……(рад)

блошка…..(брошка)               плут……(прут)                вар……(вал)

Оценка выполнения задания.

 Задание 4. "Эхо".

Следующее задание, приготовленное Карлушей называется «Эхо».

Надо точно повторить то, что я скажу…Приготовься…

ла-ра-ла                   ро-ло-ро-ло             кла-кла-кра

ро-ро-ло                  лу-ру-ру-лу             акр-акл-акр

ры-лы-ры                ра-ра-ла-ра               ир-ил-ир

лар                рал             лар-рал               рал-лар-рал

лор                рол             рол-лор               лор-лор-рол

лур                рул             лур-рул               рул-лур-рул

лыр               рыл             рыл-лыр             лыр-рыл-лыр

Молодец. Хорошее эхо было у меня».  Оценка выполнения задания.

Физкультминутка.

Педагог достаёт колокольчик и звенит.  «Нам пора отдохнуть, у нас переменка.

Я предлагаю тебе отдохнуть следующим образом. У меня на карточках записаны слова. Их надо молча прочесть, а потом показать. Первое слово я покажу тебе. ( На карточке написано слово РАСЧЁСЫВАТЬ)

 Это слово, обозначает действие. В этом слове есть звук Р (педагог показывает действия, ребёнок отгадывает).

А теперь ты будешь читать слова, показывать действия нашим гостям. А они будут отгадывать.

(Слова на карточках: КРАСИТЬ, КРУЖИТЬСЯ, ПЛАКАТЬ, ПЛАВАТЬ, ДРАТЬСЯ, ГИТАРА, ПРЫГАТЬ).

Вновь звенит колокольчик, наш урок продолжается.

Задание 5. "Найди ошибку".

Следующее задание, приготовленное нашим гостем, называется  "Найди ошибку" (педагог предлагает ребёнку домики с прорезями, в которых написаны слова (одна буква лишняя). Внизу под домиком  правильно написанное слово).

Послушай задание. Прочти слово, написанное внизу. Найди в окошке лишнюю букву. (Даны слова: корабли,  труба, кошка, молния, гром, дворник, продавец)  

Оценка выполнения задания.

Задание 6. "Шифр"

У Карлуши есть ещё  одно интересное задание. Я дам тебе прочесть его название. Но у меня есть одно условие,  постарайся прочесть, правильно произнося все звуки. Здесь Карлуша зашифровал слова. Тебе нужно дописать недостающие буквы. Вспомни какой звук обозначает этот знак…(педагог показывает знак блинчик -Л), а этот (педагог показывает знак спираль -Р).

Возьми ручку, допиши буквы и прочти слова. (На карточках даны слова: раскладывает, плывут, трубит, мурлычет, сверкает, грохочет, убирает, раскладушка). Найди лишнее слово (слово, обозначающее предмет). Объясни, почему ты считаешь, что это слово лишнее».

Оценка выполнения задания.

Задание 7. «Найди пару».

«Следующее задание называется  «Найди пару».  Разложи слева в столбик слова, обозначающие предмет.  Подбери к каждому из этих слов подходящее по смыслу слово-действие. Прочти, что у тебя получилось».

Задание 8. «Прочти правильно».

«Последнее задание называется «Прочти  правильно». Тебе надо прочесть рассказ, заменяя картинки словами, при этом не забывать о правильном произношении звуков Р Л. (Педагог предлагает ребёнку рассказ «Подарок». Мама подарила Карлуше красивую кошку (картинка). Очень обрадовался Карлуша (картинка) подарку и сразу же назвал кошечку Мурлыкой. Вот стала  Мурлыка знакомиться с комнатами. Сначала обнюхала мамин фартук (картинка). Потом залезла под стол (картинка)  и стала грызть стул (картинка).

- Мурлыка, - крикнул Карлуша и полез за  кошкой (картинка) под стол. Но она выскочила оттуда, побежала в коридор хотела спрятаться за велосипед (картинка). Но тут Карлуша поймал её и говорит:…

-Как ты думаешь, что сказал Карлуша Мурлыке? ….

-Назови слова, обозначающие действия, которые встречались в рассказе….

Наше занятие заканчивается. Вспомни, какие звуки мы учились произносить?...

О каких словах говорили?...

Карлуша приготовил тебе подарок. Это волчок. Он нужен для того, чтобы тренировать мышцы языка. Пока он кружится, ты должен произносить звук    рррррррррр.

 Пока кружится волчок,

Тренируй свой язычок.

 

 

раскалывает, мурлычет, проползает, размалывает, рассылает, прокладывает.

Задание 1. Разминка.

Задание 2. "Будь внимателен".

А. плывёт, поворачивает, раскладывает, проползает, крутит, получает, плачет, рычит, бросает, молчит, рассылает,  прокалывает, укладывает,

Б. раскатывает, лакает, получает, прокалывает, рассказывает, мурлычет, молотит, трубит, поласкает, прослушивает, закрывает, прокладывает, гладит, складывает, рычит.

Задание 3. "Скажи наоборот".

Задание 4. "Эхо".

Физкультминутка. «Нам пора отдохнуть, у нас переменка.

На карточках записаны слова. Их надо молча прочесть, а потом показать. Первое слово я покажу тебе. ( На карточке написано слово РАСЧЁСЫВАТЬ)

 Это слово, обозначает действие. В этом слове есть звук Р (педагог показывает действия, ребёнок отгадывает).

А теперь ты будешь читать слова, показывать действия нашим гостям. А они будут отгадывать.

Задание 5. "Найди ошибку". Послушай задание. Прочти слово, написанное внизу. Найди в окошке лишнюю букву.

Задание 6. "Шифр" У Карлуши есть ещё  одно интересное задание. Я дам тебе прочесть его название. Но у меня есть одно условие,  постарайся прочесть, правильно произнося все звуки. Здесь Карлуша зашифровал слова. Тебе нужно дописать недостающие буквы. Вспомни какой звук обозначает этот знак…(педагог показывает знак блинчик -Л), а этот (педагог показывает знак спираль -Р).

Возьми ручку, допиши буквы и прочти слова. Какое слово лишнее, почему?

Задание 7. «Найди пару». 

Разложи слева в столбик слова, обозначающие предмет.  Подбери к каждому из этих слов подходящее по смыслу слово-действие. Прочти, что у тебя получилось»

Задание 8. «Прочти правильно». Тебе надо прочесть рассказ, заменяя картинки словами, при этом не забывать о правильном произношении звуков Р Л.

-Как ты думаешь, что сказал Карлуша Мурлыке? ….

-Назови слова, обозначающие действия, которые встречались в рассказе….

Наше занятие заканчивается. Вспомни, какие звуки мы учились произносить?...

О каких словах говорили?...

Карлуша приготовил тебе подарок. Это волчок. Он нужен для того, чтобы тренировать мышцы языка. Пока он кружится, ты должен произносить звук    рррррррррр.

 Пока кружится волчок,

Тренируй свой язычок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж  с испльзованием звуковых схем - таблиц...

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж  с испльзованием звуковых схем - таблиц...

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж ...

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков ш-ж.

Автоматизация   Ш-Ж в слогах, словах. Упражнять в дифференциации   согласных звуков  по звонкости-глухости....