"Использование инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников"
методическая разработка по логопедии

Слободич Светлана Юрьевна

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Именно поэтому  и возник вопрос актуальности и целесообразности использования дидактического синквейна в логопедической практике для детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста . Дидактический синквейн, как инновационная игровая технология в работе с дошкольниками по развитию речи открывает новые возможности в развитии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Использование инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников"

 

      Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Именно поэтому  и возник вопрос актуальности и целесообразности использования дидактического синквейна в логопедической практике для детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста . Дидактический синквейн, как инновационная игровая технология в работе с дошкольниками по развитию речи открывает новые возможности в развитии детей.

     Слово синквейн (англ. Cinquain)  происходит от французского слова «пять», что означает  «стихотворение из пяти строк». Возник синквейн в Америке в начале 20-го века. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, его стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной и связной  речи. Синквейн чаще всего пишется по определенным правилам и является попыткой уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. 

     Новая технология – открывает широкие возможности в образовательном процессе. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для его развития, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования. 

     В коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, при помощи дидактического синквейна целесообразно решать следующие задачи: ‒ осуществляется коррекция звукопроизношения; ‒ формируются навыки звукового анализа и синтеза; ‒ развиваются лексико-грамматические категории; ‒ формируется связная речь. Таким образом, применение дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Использование данной методики в коррекции общего недоразвития речи позволяет развивать экспрессивную речь детей, обогащает их активный словарный запас, составлять описательные рассказы. Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.

     Синквейн - довольно эффективный метод развития  ребёнка, который способствует формированию  интеллектуальных, образных, творческих и аналитических способностей. В связи с этим эту технологию можно с уверенностью рекомендовать к применению в работе с детьми массовых групп.

Преимущества, эффективность и значимость технологии "синквейн".

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
  • Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.
  • Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников.
  • Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

        Использование дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

        Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Методика составления синквейна.


   
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

     Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

     Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

     Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

      Пятая строка — одно обобщающее слово, характеризующее суть предмета или объекта.

    Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений: 

  1. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?»«Отгадай загадки»«Узнай по описанию»«Скажи, какой? какая? какое? какие?»«Подбери признаки»«Кто что делает?», "Кто как передвигается" и другие).
  2. Дидактические игры («Найди пару»«Кто что делает?»«Слова с противоположным значением» и др.), настольно-печатные
  3. Материалы из рабочей тетради по развитию речи
  4. Речевые тренинги (картотека материала для речевых тренингов).
  5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки»«Что мы делаем – не скажем»«Живые слова» и другие).

Вариативность в применении технологии синквейн.

     Синквейн использую на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

"Игрушки".

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

     На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна для последующего составления описательного рассказа.

"Дикие животные наших лесов".

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею трусливого зайца.

5. Животное.

     В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Шубка у зайца зимой белая и пушистая. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

     Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

  • Составить синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам,
  • Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • По прослушанному рассказу или сказке;
  • Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

  1. ……. (Вертолёт).
  2. Быстрый, удобный.
  3. Летает, перевозит, садится.
  4. Он похож на стрекозу.
  5. Транспорт.

1. ……( Машина).

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

 

Комплекс игровых упражнений с использованием дидактического синквейна для обучения составлению рассказов-описаний

Блок 1. Игровые упражнения с использованием дидактического синквейна для обучения составлять рассказ-описание игрушки или предмета.

Цель: обучение составлять рассказ-описание игрушки или предмета с помощью дидактического синквейна.

  1. Игровое упражнение «Подбери определение».

Ход игры:

Перед детьми находиться предмет или игрушка. Им необходимо изучить и описать какой он. (Например: «яблоко» – спелое, вкусное, сочное, сладкое).

  1. Игровое упражнение «Что чем делают?».

Ход игры:

Ребенку дается готовая схема синквейна с пропущенными пунктом «Что делает?». Детям необходимо подобрать как можно больше глаголов для определения действий данного предмета.

  1. Игровое упражнение «Составь синквейн по готовой схеме».

Ход игры:

После обсуждений по теме детям предлагается составить рассказ-описание по готовой графической схеме. Дети должны описать обозначение, действие и признаки предмета. Данное упражнение целесообразно использовать на начальных этапах обучения, как итог занятия.

Блок 2. Игровые упражнения с использованием дидактического синквейна для обучения составлять рассказ-описание по предметной картинке.

Цель: обучение составлять рассказ-описание предметной картинки с помощью дидактического синквейна.

  1. Игровое упражнение «Угадай предмет по схеме».

Ход игры:

Педагог предлагает детям уже готовый синквейн, но без уточнения темы. Дети должны угадать данный предмет и придумать свое описание.

  1. Игровое упражнение «Назови часть целого».

Ход игры:

Детям необходимо изучить предмет, изображенный на картинке и назвать как можно больше основных частей. (Например: «Дерево» – ствол, ветки, корни, листья).

  1. Игровое упражнение «Составь синквейн по готовой схеме».

Ход игры:

После обсуждений по теме детям предлагается составить рассказ-описание по готовой графической схеме. Дети должны описать обозначение, действие и признаки предмета изображенного на картинке.

Блок 3. Игровые упражнения с использованием дидактического синквейна для обучения составлять рассказ-описание по предметной контурной картинке.

Цель: обучение составлять рассказ-описание по предметной контурной картинке с помощью дидактического синквейна.

  1. Игровое упражнение «Нарисуй недостающую часть синквейна 1».

Ход игры:

Перед детьми находиться предметная контурная картинка. Им необходимо изучить и нарисовать какой он.

  1. Игровое упражнение «Нарисуй недостающую часть синквейна 2».

Ход игры:

Ребенку дается готовая схема синквейна с пропущенными пунктом «Что делает?». Детям необходимо нарисовать как можно больше действий выполняемых данным предметом.

  1. Игровое упражнение «Нарисуй недостающую часть синквейна 3».

Ход игры:

Педагог раздает готовую схему с пропущенным 4 пунктом синквейна. Детям необходимо зарисовать свое отношение к данному предмету.

  1. Игровое упражнение «Нарисуй синквейн».

Ход игры:

Детям задается тема синквейна. Им необходимо зарисовать каждый пункт синквейна, а затем рассказать.

Блок 4. Игровые упражнения с использованием дидактического синквейна для обучения составлять рассказ-описание пейзажной картины.

Цель: обучение составлять рассказ-описание пейзажной картины при помощи дидактического синквейна.

  1. Игровое упражнение «Узнай предмет по описанию».

Ход игры:

Педагог перечисляет характерные особенности  предмета. Детям необходимо угадать что это за предмет.

  1. Игровое упражнение «Подбери синонимы».

Ход игры:

После объявления темы детям предлагается подобрать слова схожие по смыслу.

  1. Игровое упражнение «Нарисуй синквейн  - 1».

Ход игры:

Детям задается тема синквейна. Им необходимо зарисовать каждый пункт синквейна, а затем рассказать.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-729517-1536639804.jpg

  1. Игровое упражнение «Нарисуй синквейн - 2».

Ход игры:

Детям задается тема синквейна. Им необходимо составить синквейн без опоры на схематические зарисовки.

Используемая литература:

1. Акименко, В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.- метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

3. Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 - 2005.

4. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико - грамматические упражнения и словарь для детей 6 - 8 лет. ГНОМиД, Москва, 2009.

5. Терентьева, Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 - 2006.

5.Ушакова,  О.С.,  Струнина,Е.М.  Методика  развития  речи  детей  

дошкольного   возраста. Владос. Москва, 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Использование сказки в речевом развитии дошкольников».

Для формирования раскрытия творческого потенциала личности ребенка дошкольника....

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья затрагивает вопрос изучения инновационных практик речевого развития дошокольников в условиях дошкольной образовательной организации. Данная статья будет полезна воспитателям детских садов, а та...

Выступление для педагогов "Инновационные технологии речевого развития дошкольников: «Синквейн»

Задачи синквейна;- пополнять знания детей по лексическим темам;- обогащать пассивный и активный словарный запас;- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;- развивать ассоциати...

Инновационные технологии речевого развития дошкольников.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение ...

Методическая разработка "Инновационная технология речевого развития дошкольников "Сторисек"

Использование технологии "Сторисек" в развитии речи дошкольников....