К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Петелина Ольга Игоревна

Статья затрагивает вопрос изучения инновационных практик речевого развития дошокольников в условиях дошкольной образовательной организации. Данная статья будет полезна воспитателям детских садов, а также родителям детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Петелина Ольга Игоревна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 51

Калининского района г. Санкт-Петербурга

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Большую роль в образовательном процессе детского сада ФГОС ДО отводит речевому развитию детей, одной из задач которого является формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Решение этой задачи включает в себя подготовку к обучению чтению и письму. Наиболее проблемным аспектом подготовки детей к обучению грамоте является письмо.

Традиционно при подготовке к освоению письма педагоги используют  рабочие тетради, содержащие задания по обведению контуров и штриховке, пальчиковые игры, лепку и рисование. Однако в дошкольном возрасте мышцы пальцев и кистей рук еще слабые и быстро устают, детей утомляет выполнение однообразных упражнений. Именно поэтому необходимо,  чтобы подготовка к освоению письменной речи осуществлялась в интересной для ребенка активной и разнообразной деятельности, стимулирующей субъектные проявления ребенка: его инициативность, активность, самостоятельность и творчество.

 В последнее годы осуществляется активный научный поиск эффективных способов подготовки детей дошкольного возраста к освоению письменной речи, появляются инновационные практики в этой области.  В социологической энциклопедии понятие инновации раскрывается как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке». Инновационная практика (Н.Ю. Бармин, Г.А.Игнатьева) – это специальная работа по разработке новых систем, процессов, проектов, программ, характеризующих их направленность на развитие и включающих реально осуществляемые нововведения. Инновационные процессы на современном этапе общества затрагивают систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия способностей ребенка.

Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева отмечают, что доминантой инновационного обучения является гуманизация мышления и действий педагога и обучаемого: она проявляется в ином, чем прежде, подходе к учебному материалу; она меняет стиль общения педагога и воспитанника в сторону диалога и сотрудничества; она изменяет личность и учителя, и ученика, меняет мотивацию учения последнего и психолого-педагогическую культуру первого.

Какие же инновационные технологи применяются в ДОУ?

Среди образовательных технологий, применяемых в детских садах, особе внимание уделяется:

- здоровьесберегающим технологиям;

- технологиям, относящимся к проектной деятельности;

- информационно-коммуникационным технологиям;

- игровым технологиям.

Особый исследовательский интерес представляет область информационно-коммуникативных технологий, так как они соответствуют интересам современного ребенка, его наглядно-образному характеру мышления, проявлению индивидуальных возможностей и способностей.  Использование мультимедийных средств является одним из перспективных научных направлений разработки инноваций в области речевого развития детей. В настоящее время дошкольные учреждения оснащаются интерактивными досками, компьютерами, сенсорными ящиками Pertra, электронными устройствами по обучению чтению. Для развития речи используются компьютерные программы «Домашний логопед. Практический курс», «Игры для Тигры».

Компьютерные средства обучения развивают у детей дошкольного возраста самостоятельность, уверенность в себе, а ведь именно эти волевые качества и обеспечивают успешную готовность ребенка к обучению в школе. Практический опыт доказывает, что применение компьютерных технологий в образовательном учреждении помогает достигнуть желаемого эффекта в более короткие сроки.

В современных детских садах можно наблюдать попытки разработки и применения нетрадиционных технологий подготовки к обучению грамоте, среди которых особое место занимают информационно-коммуникативные. Более глубокое изучение развивающего потенциала  данных технологий, разработка условий их использования в образовательном процессе позволит воспитателю сделать процесс обучению грамоте интересным, эффективным и здоровьесберегающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для педагогов "Инновационные технологии речевого развития дошкольников: «Синквейн»

Задачи синквейна;- пополнять знания детей по лексическим темам;- обогащать пассивный и активный словарный запас;- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;- развивать ассоциати...

Инновационные технологии речевого развития дошкольников.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение ...

Методическая разработка "Инновационная технология речевого развития дошкольников "Сторисек"

Использование технологии "Сторисек" в развитии речи дошкольников....

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...

Семинар-практикум для воспитателей "Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"

quot;Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"...