Инновационные технологии речевого развития дошкольников (скрайбинг).
учебно-методический материал

Завьялова Вита Михайловна

Инновационные технологии. Представление методического материала из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии речевого развития дошкольников

(скрайбинг)

        В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Педагоги находятся в поиске путей повышения эффективности обучения. Перед ними ставится задача определить верное направление и создать благоприятные условия для комплексного развития личности. Одним из важнейших решений этой задачи является внедрение образовательных технологий. Технологизация воспитательного процесса в педагогике связана с поиском дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технический процесс с гарантированным результатом».

Речь — важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В настоящее время зачастую у детей дошкольного возраста наблюдаются следующие проблемы в сфере развития: нарушения звукопроизношения, скудный словарный запас, неумение согласовать слова в предложении, неумение описать даже в нескольких словах или фразах личный опыт впечатлений и ощущений. Недостаточное развитие речевых средств обуславливает снижение уровня познавательной деятельности эмоционально-волевой сферы, что приводит в дальнейшем к появлению затруднений в овладении школьной программой. Развитие речи является приоритетным направлением во всём учебно-воспитательном процессе дошкольного детства. А овладение речью  - одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, именно приобретение, так как речь не даётся человеку от рождения. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной.

Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные технологии:

1.Технология наглядного моделирования;

2.Синквейны;

3.Мнемотехника;

4.Кинизиология;

5.Биоэнергопластика;

6.Технология ТРИЗ;

7.LEGO-технология.

8. Скрайбинг.

Одно из самых любимых занятий детей — это рисование. Занятия рисованием способствуют и развитию речи: расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук. Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Предлагаю обратить ваше внимание на одну из технологий, которую я использую в своей работе. Достигнуть нового качества знаний, развивать речь, логическое мышление детей, усиливать творческую составляющую учебного труда, максимально способствовать повышению качества образования среди дошкольников поможет технология «Скрайбинг». Технология  была изобретена британским художником Эндрю Парком для Британской ассоциации по распространению научных знаний. «Cкрайбинг» — это искусство отражать свою речь в рисунках, это активное рисование, когда мы, непосредственно, видим рождение новой «картины», которая иллюстрируется на лету.  Мы и видим, и слышим одно и тоже. Технология «Скрайбинг» — отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребёнка. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересных красочных зарисовок. Рисовать можно чем угодно, и фломастерами, и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это всё можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное, в этой технологии всё-таки не картинки, схемы, а история, которая ведёт за собой повествование. Рисуя, ребенок воспроизводит, проговаривает то, что именно он изображает (сюжет), например, «Это дом, в нем живет моя семья, а это дом моего друга, а здесь мы гуляем с другом и играем в мячик». Глядя на рисунок, ребёнок может вспомнить услышанный рассказ и воспроизвести его хотя бы в общих чертах.
       С помощью «Скрайбинга» мы с ребятами экранизируем  сказки, стихи, загадки. Представим, например, что ребёнку нужно выучить стихотворение, но его сложно запомнить, к тому же оно написано текстом без всяких иллюстраций, а дети дошкольного возраста не все умеют читать, и на слух стихотворение запоминается тяжело.  Тогда я использую технологию «Скрайбинг» — анализирую это стихотворение с ребенком, и пробую  зарисовать рисунки, которые у него ассоциируются с текстом. В итоге, ребенок не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. В работе с детьми дошкольного возраста использую три вида «Скрайбинга»: это рисованный магнитный и аппликационный.

Процесс аппликационного «Скрайбинга» заключается в том, что параллельно с излагаемым материалом на листе бумаги, или на любом другом фоне выкладываются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. Например, изучая животных родного края, мы определили: где они живут, чем питаются, кто их детеныши и т. д.

Рисованный «Скрайбинг» заключается в том, что человек рисует и озвучивает одновременно.

В магнитном «Скрайбинге» мы берем готовые изображения, крепим их магнитом на магнитную доску. Материалом для магнитного «Скайбинга» могут быть дидактические картинки, либо самостоятельно нарисованные и вырезанные картинки, либо берем картинки из каких-либо газет, журналов и т. д. Например, для успешного запоминания и воспроизведения сказки «Репка», я использовала уже готовые изображения героев, постепенно прикрепляя их магнитами к магнитной доске.  

Использование «Скрайбинга» с детьми на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Мы при этом не загружаем детей большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки.  В результате применения технологии «Скрайбинг» у детей успешнее развивается речь, появляется желание пересказывать сказки, рассказы, легче запоминают стихи, ведь это все проходит в игровой форме.

Скрайбер — немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для «Скрайбинга» много не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем, и уж тем более детям!  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для педагогов "Инновационные технологии речевого развития дошкольников: «Синквейн»

Задачи синквейна;- пополнять знания детей по лексическим темам;- обогащать пассивный и активный словарный запас;- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;- развивать ассоциати...

«Инновационная технология речевого развития – информационно-коммуникационные технологии»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из ключевых направлений, основной задачей которого является формирование у детей дошколь...

Инновационные технологии речевого развития дошкольников.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение ...

Методическая разработка "Инновационная технология речевого развития дошкольников "Сторисек"

Использование технологии "Сторисек" в развитии речи дошкольников....

Семинар-практикум для воспитателей "Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"

quot;Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"...