Рекомендации для педагогов по развитию речи у детей с ОНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Безносикова Анастасия Михайловна
  1. Проведение артикуляционной гимнастики.
  2. Развитие фонематического слуха детей через дидактические игры.
  3. Работа над развитием лексико-грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5.docx213 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов по развитию речи у детей с ОНР (общее недоразвитие речи)

  1. Проведение артикуляционной гимнастики.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков

  1. Развитие фонематического слуха детей через дидактические игры.

Цель: развивать умение отличать на слух звонкие звуки от глухих, твёрдые от мягких, не путать акустически сходные звуки. Слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность

  1. Работа над развитием лексико-грамматического строя речи.

Цели развития словаря:

  1. Цель: активизация и обогащение словаря по лексическим темам.

 «Назови и покажи»

Ребенок называет и показывает что изображено на картинке по лексическим темам

                                          «Чудесный мешочек»

Ребенок на ощупь определяет, что в мешочке, называет предмет и вытаскивает из мешочка

«Четвертый лишний»

Ребенок из четырех картинок выбирает ту, которая не подходит к трем другим  и объясняет почему

«Поход» «накрываем на стол»

«Чья тень?»

Ребенок называет картинку и соотносит с теневым изображением

 «Часть и целое»

«Назови слова – родственники» (образование однокоренных слов);

«Слово одно, а значений много» (работа с многозначными словами).

«Наоборот» - подбор антонимов

«Садовник»

  1. Цель: описание предметов, особенностей строения.

«Магазин» (обуви, игрушек, фруктов, овощей и т.д)

Ребенок – покупатель описывает предмет который хочет купить, ребенок –продавец отгадывает и отдает картинку с нужным изображением

«Загадки» - описательные

Взрослый описывает. Ребенок показывает картинку отгадку Например: желтый, овальный, кислый, сочный – это что?

«Расскажи-ка»

  1. Цель: называние действий с данными по теме предметами.

Игры и упражнения:

«Поваренок»

Расскажи что делают, чтобы приготовить суп (компот, варенье и тд.)?  овощи моют, чистят, режут на кусочки,  кидают в кастрюлю, варят, помешивают, пробуют на вкус.  

«Что делает?»

Пример: собака лает, нюхает, сторожит, лает, рычит, бегает, прыгает, лежит, спит и тд.

  1. Цель: называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

 «Живое или неживое»

«Летает,  не летает»

«Съедобное или несъедобное»

«Какой, какая, какое?»

С мячом. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребенок в зависимости от задачи отвечает. (ниже следует по одному примеру каждой игры)

Пример: В: корова – Р: живая

Помидор – съедобный, машина- несъедобная

Ласточка – летает, кролик – не летает

Банан - овальный, апельсин –круглый

Лиса- хитрая, заяц –трусливый

Морковь- оранжевая, огурец -зеленый

Цели формирования грамматических представлений:

  1. Цель: упражнения на словоизменение (число, род, падеж).

Игры и упражнения:                  

     «Чего не стало?»

Взрослый закрывает картинку, дети отвечают чего не стало.

«Жадина»

Картинный материал по лексическим темам

Например «овощи»: у каждого ребенка картинка. Один ребенок  говорит помидор он мой, другой ребенок говорит морковь она моя и тд.

«Один –много»

«1,2,3,4,5» «Считай и называй»ш.jpg

  1. Цель: упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных).

Игры и упражнения:

 «Карлики – великаны»

Если взрослый называет большой предмет дети вытягиваются вверх, если маленький –приседают

Лист –листик, яблоко-яблочко

«Назови ласково»

«Из чего – какой?»

«Чей, чья, чье?» (чей хвост?)

«Ехали, мы ехали», «шел, шел, подошел»

  1. Цель: употребление предлогов.

Игры и упражнения:  

«Что под чем?»

«Найди игрушку»

«Вершки –корешки»

«Кто где живет?»

  1. Цель: составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Игры и упражнения:

«Большой - маленький»

Коза большая, а козленок маленький

«Составь предложения»

Это кто? Мальчик

Как зовут мальчика? Саня

Что делает мальчик? Мальчик Саня лепит снеговика

(добавляем символ цвета) Мальчик Саня лепит белого снеговика

(добавляем символ размера) Мальчик Саня лепит большого белого снеговика

Где? Мальчик Саня лепит большого белого снеговика на площадке

Литература:

  1. Теремкова Н.Э Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (альбом 1, 2,3,4)
  2. У.М. Сидорова Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей
  3. Н.Е. Арбекова Развитие связной речи у детей с ОНР 6-7 лет Планирование работы воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ "Развитие у детей литературных способностей через рифмотворчество

Данные методические рекомендации помогут педагогам овладеть технологией обучения дошкольников рифмованию слов и использовать предложенный материал в  своей пракической деятельности....

Рекомендации для педагогов «Упрямые и капризные дети!!!»

Причинами детских капризов являются различные факторы. Но как бороться с капризами детей, не только родителем, но и воспитателю.Существуют различные методы, которые хороши по своему, и достигаются ни ...

Методические рекомендации для педагогов "Социально-нравственное воспитание детей "Дружба, умение дружить"

Методические рекомендации для педагогов "Социально-нравственное воспитание детей "Дружба, умение дружить"...

Рекомендации для педагогов по формированию у детей подготовительных групп мотивационной готовности к обучению в школе.

Даны рекомедации по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у будущих первоклассников....