Конспект НОД "Как хорошо уметь читать!"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Филиппова Вероника Геннадьевна

Занятие рассчитано как итоговое в подготовительной речевой группе и проводится последовательно с первой и второй подгруппой, можно использовать только первую или вторую часть. Вторая часть создана в соавторстве с воспитателем гроуппы Шведовой Елены Игоревны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosmoy_konspekt.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17      компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД «Как хорошо уметь читать!»

(подготовительная к школе речевая группа для детей с ОНР)

                                                                                Учитель-логопед

                                                                                   Филиппова В.Г.

                                                                                                                                                           

Цели занятия:                                       

коррекционно-образовательные – закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов, навыка чтения слов и предложений; закрепление умения анализировать предложение, дифференцировать грамматическое значение слова – предмет, действие, признак, предлог; закрепление умения составлять рассказ с использованием мнемотаблицы с восстановлением предыдущего повествования;

– коррекционно-развивающие – развивать фонематические процессы; закреплять умение подбирать прилагательные к существительным;  согласовывать существительные с числительными; образовывать сравнительные прилагательные; развивать общую и мелкую моторику

– коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к литературным произведениям, интерес к чтению и знаниям, любовь к природе;  воспитывать самоконтроль за поставленными звуками.

Материалы и оборудование:

буквы; цифры; предметные картинки; карточки со словами с различным цветовым фоном; карточки со звуко-слоговым схемами; полоска с рядом разноцветных прямоугольников; фишки для обозначения слов; фигурки -персонажи сказки; мяч; маски; мнемотаблица; ширма; магнитофон.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Логопед:

Много, много дней подряд,

Летом и зимой,

Мы ходили в детский сад,

 Детский сад  родной.

Мы всегда сюда спешили,

Очень мы его любили.

Но скоро нам предстоит прощание с детским садом, а осенью вы пойдете…

Дети:

- В школу, в первый класс.

Л: - А зачем дети ходят в школу?

Д: - Дети ходят в школу, чтобы учиться, узнавать новое, общаться с детьми и взрослыми, находить новых друзей…

Л: - А в детском саду вы чему-нибудь научились?

Дети дают ответы.

  1. Введение в тему.

Л. – К нам пришли гости – герои одной известной сказки.

  1. Звуко-буквенный анализ и синтез слова

Л: - Имя первого героя мы узнаем, если соединим звуки. Помните игру «4 лишний»? Назовите лишний звук, и объясните, почему он лишний.

[а], [и], [б], [о].

Д: - Лишний звук [б], потому что он согласный, а остальные все гласные.

Л: - Выбери соответствующую букву.

Ребенок выкладывает букву на ковролин.

[д], [ч], [у], [й].

Д. – Здесь лишний звук [у], потому что он гласный, а остальные звуки согласные.

Далее:

[к], [п], [р], [т].

[Р] – потому что это звонкий согласный, а остальные глухие согласные (или непарный – парные).

Л: - А теперь назовите лишнюю букву:

А, Я, Ю, Е – лишняя буква «А», потому что она пишется после согласных, которые при чтении произносятся твердо, остальные –после согласных, которые произносятся мягко.

Л: - Какой звук лишний:

[д], [с], [т’], [к]?

Д: -  [Т’] ,  потому что это мягкий звук.

Л: - Какой буквой обозначается звук [т’] ?

Д: - Буквой Т, - ребенок ставит соответствующую букву.

Л: - Вы уже, наверное, догадались, чье имя у нас получается… Какая буква должна быть следующей?

Дети ставят букву И.

Л. – Сколько слогов мы уже сложили? Сколько осталось? Назовите его. Сколько в нём звуков? Назовите их по порядку. Какими буквами мы их обозначим?

Логопед показывает фигурку Буратино.

 Л.- Помните, что советовал Буратино Говорящий Сверчок?

 Д.- Говорящий Сверчок советовал Буратино вести себя хорошо, пойти учиться в школу.

 Л.- Правильно ли говорил Сверчок? Кто ещё помогал Буратино, был его другом?

Для каждого героя дети подбирают соответствующую схему звуко-слогового анализа.

4. Подбор слова  в рифму с помощью картинок.

Л. – Пьеро ищет рифму, чтоб сочинить стихи о школе. Давайте ему поможем. Подберите рифму к слову: играть - , змейка - , корзинка - , соты - , внучка - , багаж - , пилот - , автобус - , тоска - , бежал - , мастер - , постель - , копилка - , лига - .

Дети подбирают слова с помощью ряда картинок, изображающих школьные принадлежности.

5. Согласование существительных с числительными «два» и «пять».

Л. – Мы можем теперь собрать в школу портфель. Что  мы в него положим? – Показывает предмет и цифру от 2 до 5.

Д. – Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т.д.)

6. Анализ предложения, соотнесение слов, называющих предметы («живые» и «неживые»), действия, признаки, предлоги с определенными фишками. Распространение предложения.

Л. - Мальвина проведёт с вами диктант. Но мы  будем слова не записывать буквами, а обозначать фишками.

«В школе прозвенел звонок на урок. Учитель ведёт учеников в класс.»

Дети выкладывают схему предложения с помощью фишек, обозначающих слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, «маленькие слова» (предлоги).

Л. – Добавьте ещё слова, чтоб получилось предложение: «Учитель ведёт учеников в просторный светлый класс.».

Дети добавляют фишки. Выкладывают схемы на столах, работая с индивидуальными пеналами. Затем вместе проверяют выполнение – один ребёнок повторяет схему на ковролине.

7. Физминутка.

Л. - Артемон хочет поиграть с вами  в мяч.

Игра с мячом «Кати – говори». Дети заканчивают предложение, а потом повторяют его полностью.

В детском саду хорошо, а в школе … лучше. В детском саду интересно, а в школе … интереснее. В детском саду весело, а в школе … веселее. В детском саду интересно, а в школе … интереснее. В детском саду просторно, а в школе … просторнее. В детском саду замечательно, а в школе … замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе … прекраснее.

8. Чтение предложения, восстановление фигуры по образцу.

Л. – У черепахи для вас тоже есть ключик. Сложите такой же – и прочитаете пословицу. – Достаёт карточку с изображением ключа с рядом цветных прямоугольников. Дети составляют пословицу.

КТО  МНОГО  ЧИТАЕТ,  ТОТ  МНОГО  ЗНАЕТ.

9. Синтез слов по первым буквам.

Л. – Вот такой ключ к знаниям у нас есть. Вот ещё одна пословица есть. Соедините первые буквы в этих словах – называющих картинки.

Дети составляют: «Делу время – потехе час».

Л. – Что это значит?.. Помните, Буратино сначала отправился не в школу, а в театр? Вы теперь тоже стали умненькими, благоразумненькими. Сначала позанимались с нашими друзьями, а теперь можем посмотреть представление.

10. Инсценировка. Входит воспитатель с другой группой детей.

Дети (артисты) входят под музыку (припев из песни «Мы -  бродячие артисты»),машут рукой, приветствуя зрителя, проходят за ширму.

В.: - Здравствуйте, ребята. Мы бродячие артисты. Пришли показать вам сказку, отгадайте какую.

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали?

Д: Девочку звали Дюймовочка.

В: Молодцы, вы отгадали.

Чики-брики, чики-брик

Маятник качается, сказка начинается…

Дюймовочка:

Вот опять мне не везет,

И теперь жених мой - крот.

Мышь:

Замолчи, тебя прошу,

А не то я укушу.

Входит Крот.

Мышь:

Ах, ну вот и он пришел.

Проходи, сосед, за стол,

Чаю выпьем, посидим,

По душам поговорим.

Крот:

Сколько зим, сколько лет,

Ну, соседушка, привет.

Расскажи мне, как жила,

Как идут твои дела?

Мышь:

 Ну, Дюймовочка, знакомьтесь.

Крот:

За меня не беспокойтесь,

Я б женился сей же час,

Но сколько ест она у вас?

Мышь (обращаясь к Дюймовочке).

Ты на улицу пойди,

Подыши да походи.

Я с кротом поговорю,

Все улажу - не горюй.

Дюймовочка выходит. Вглядывается в небо. Появляется Ласточка.

Дюймовочка:

Ласточка! Она падает без сил! Что с ней?

Ах, бедняжка ты моя,

Как же жалко мне тебя!

В теплый край спешила ты

И замерзла по пути.

Накрывает ее платком, Ласточка начинает оживленно танцевать.

Ласточка.

Ты жизнь спасла мне,

Вить, вить, вить,

Должна тебя благодарить.

И перед тем как улечу,

Тебе добром я отплачу.

Улетает.

Из норы выходит Крот:

Дюймовочка, хочу тебя я в жены взять.

Дюймовочка:

Отпустите, вас прошу,

Солнышку «прощай» скажу.

Крот:

Ладно уж, ступай, прощайся,

Только сразу возвращайся. (Уходит.)

Дюймовочка.

Прощай, красное солнышко,

Желтое колоколнышко.

Прощай, прекрасный свет.

Если увидите ласточку,

Передайте ей привет.

«Прилетает» Ласточка.

Ласточка.

Слезы вытри поскорей,

Улетим за сто морей,

Улетим мы в теплый край,

Круглый год там просто рай.

Дюймовочка:

Ах, как это звучит прекрасно,

Полетим же, я согласна!

Ласточка.

Не сыскать страны милей –

Эльфов царство здесь и фей.

Посмотри: в цветке любом

Ты себе устроишь дом.

Дюймовочка.

Что за чудная раскраска,

Все как будто в дивной сказке.

К Дюймовочке подбегают дети - Цветы и Эльф.

Эльф: Как вас зовут, красавица?

Дюймовочка: Дюймовочка.

Эльф:

Мне это имя нравится.

Ты прекрасна, словно фея,

Восхищен красой твоею.

Предлагаю стать моей женой,

Умру я, если не будешь ты со мной.

Дюймовочка:

Ну что вы, я, конечно же, согласна.

В.:  - И будет жизнь у них прекрасна.

В.: - Аплодисменты нашим артистам!

Первая подгруппа уходит.

11. Составление рассказа по мнемотаблице.

В.  - Давайте вспомним,  как начиналась эта сказочная история.

(Рассказы детей по опорным картинкам, до встречи с кротом)

В: Ребята, а что вы знаете о ласточке?

Д.: -  Это перелетная птица. Ласточки прилетают к нам весной. Это вестники тепла. С их появлением люди знают, что теперь не страшны морозы, и можно начинать главные сельскохозяйственные работы - посевную кампанию. Гнезда ласточки строят на скалах, в обрывах на строениях, очень редко на деревьях.  

12. Дыхательное упражнение.

В.: -  Ребята, чтобы быстрее прилетели ласточки, нужно ветры попутные позвать. Дети выполняют дыхательное упражнение «Ветры». Ребята делают короткий вдох носом и продолжительный выдох и выполняют соответствующие движения.

Мы подуем высоко.  Дуют,  встают на носки, поднимая руки.

 Мы подуем низко. Дуют, приседают, руки вперед.

Мы подуем далеко. Дуют, вытягивают руки вперед.

Мы подуем близко. Дуют, подносят ладони ко рту.

13. Составление рассказа – восстановление предшествующих событий по серии картинок.

Примерный рассказ: «У одной женщины не было детей. Она пошла к колдунье, а та дала ей ячменное зерно. Женщина посадила зерно в цветочный горшок. Скоро из него вырос большой цветок. Когда цветок распустился, в нём оказалась крошечная девочка, всего с дюйм ростом. Её и прозвали Дюймовочкой. – Женщина устроила ей колыбельку в скорлупке грецкого ореха. Однажды ночью через окно на стол вскочила жаба, взяла ореховую скорлупу и выпрыгнула в сад. Жаба жила в тине у самого берега реки вместе со своим сыном. Она хотела, чтоб Дюймовочка стала его женой. Жаба оставила её на широком листе кувшинки. – Рыбки помогли Дюймовочке: они перегрызли стебель кувшинки, и листок поплыл по течению. Дюймовочка сняла с себя пояс, одним концом обвязала мотылька, а другой привязала к листку, и листок поплыл ещё быстрее. – Майский жук унёс девочку на дерево. Но она не понравилась его друзьям. Тогда жук снова обхватил её, слетел с дерева и  посадил на ромашку. – Целое лето Дюймовочка прожила одна в лесу. Когда стало холодать, Дюймовочке стало совсем трудно. Она замерзала, ей нечего было есть. Девочка пришла к норке полевой мыши и попросила еды. Мышь приютила Дюймовочку на зиму. Скоро она там познакомилась с кротом.»

14. Составление предложений о весне.

 В.: - А что было дальше, вы уже показали. Дюймовочка осталась жить в тёплом краю, а ласточка обязательно возвращается на родину. Когда это бывает?

Д.: - Это бывает весной.

В.: А что ещё бывает весной? Давайте расскажем. – Дети передают друг другу мяч и проговаривают предложения о весне.

 Весной дни  становятся длиннее, а ночи короче.

Весной солнце светит ярче, всё сильнее пригревает землю.

Весной тает снег, появляются проталинки, потом появляется первая зеленая травка.

Весной тают сосульки, начинается весенняя капель.

Весной на реках тает лёд, начинается ледоход.

Весной деревья просыпаются -   на них набухают  почки, потом появляются первые листики.

Весной животные просыпаются от зимней спячки, меняют шубу.

Весной прилетают перелетные птицы.

Весной появляются первоцветы.

Весной появляются насекомые.

Весной люди меняют зимнюю одежду на весеннюю.

Весной дети  катаются на велосипеде, на самокате, на роликах, играют в мяч, прыгают на скакалке.

 15. Окончание занятия.

В. – Вот какую весну несёт к нам ласточка на своих крыльях. Ещё больше сказок вы узнаете, когда станете хорошо читать. И не только сказки, а разные -  умные, добрые и полезные книги.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Как хорошо уметь читать"

Содержание родительского собрания в форме деловой игры дети+родители....

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.

Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие  в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.

Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие  в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....

Учим ребенка читать «Как хорошо уметь читать!»

Рекомендация и консультация для родителей....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Как хорошо уметь читать» с использованием развивающих игровых технологий В.В. Воскобовича

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопелической группе с приминением развивиающих игр В.В. Воскобовича...

Конспект игровой образовательной деятельности "Как хорошо уметь читать"

В данной авторской разработке продемонстрирован вариант использования сенсомоторной среды "Фиолетовый лес" в подготовке к обучению грамоте. Вся деятельность педагога с детьми проходит в виде...

конспект занятия по проекту «Как хорошо уметь читать…» Звук и буква Чч.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...