Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Раздел «Обучение грамоте».

«Путешествие  в страну Фонетики»

Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_2.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области  «Речевое развитие»;  программа  «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.

Раздел «Обучение грамоте».

«Путешествие  в страну Фонетики»

Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В.

 ТЕМА «Звуки».

Цель: совершенствование умения классифицировать звук ,  развитие интонационной  выразительности, закрепить умение делить слово на слоги,  продолжать учить работать с раздаточным материалом, закреплять навык чтения.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствование умения называть слова с заданным звуком,
  • уточнить и закрепить умение на слух выделять гласные звуки в словах;
  • закрепить знание гласных и согласных звуков;
  • закреплять умение выполнять звуковой анализ;
  • развитие интонационной  выразительности,
  • закреплять навык чтения;
  • закрепить умение определять количество слогов в слове.

Развивающие:  развивать фонематический слух и восприятие.

Воспитательные:  воспитывать интерес к НОД.

Методы и приёмы: исследования, рассматривание, словесный, проблемная ситуация, игры с правилами, сюрпризный момент .

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание».

         Виды детской деятельности:

        -познавательно-исследовательская;

        -игровая ;          

        -коммуникативная;                              

        -двигательная.

        Формы работы:

       -решение проблемных ситуаций;

       -воображаемое путешествие в страну «Фонетика».

       -беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация;

        -физминутка.

Оборудование:

- карточки, обозначающие гласный, твёрдый и мягкий согласный звуки (три брата);

- иллюстрация Феи;

 -конверты с заданиями и кусочками головоломки;

- разрезанные на слоги, слова для игры «Составь слово»;

- домики для игры «Найди свой дом» со слоговыми схемами;

- раздаточные карточки для игры «Подбери схему к слову»;

-  напечатанные слова ;

-фишки и тарелки двух цветов;

-сундучок, сюрпризный момент, медальоны на каждого ребенка.

Предварительная работа:

  •  дидактические игры по грамоте «Угадай звук», «Найди свой домик»
  •  «Артикуляционная  гимнастика»
  •  «Фонематические потешки»
  • разучивание физминутки.

Словарь: звук, слово, слог, гласные и согласные звуки.

 Ход:

Педагог: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие. Для этого нам не нужен ни ковер- самолет, ни  любой другой транспорт. Страна, по которой мы будем путешествовать, находится вокруг нас. И называется она ФОНЕТИКА. С самого рождения мы слышим звуки, они нас окружают со всех сторон. Правит в этой стране Фея Грамоты. Она прислала на почту нам в детский сад письма с заданиями, чтобы наше путешествие было интересней и веселей. Помогать нам будут три братца. Как раз сейчас мы с вами и находимся на площади ТРЁХ БРАТЬЕВ. Как их зовут, вспомните?

ОТВЕТ: гласный звук, твёрдый согласный и мягкий согласный звуки.

Педагог: правильно. Мы выполним с вами все шесть заданий и соберем головоломку. Посмотрим, что приготовила нам Фея.

Педагог: А вот и первое письмо-задание. Выполним и достанем из конверта первый элемент головоломки.

ЗАДАНИЕ №1:

Педагог:  РАЗМИНКА. Я называю слова, а вы, услышав первый звук, подходите к одному из братцев. Если первый звук – гласный, идёте к братцу в красной рубашке, если твёрдый согласный, то к братцу в синей рубашке, а если мягкий согласный, то к братцу в зелёной рубашке.

Слова: дождь, меч, облако, лес, мотоцикл, азбука, игра и т.д.

Педагог: вы правильно справились с заданием и можем достать первый элемент головоломки из конверта.

 (Кто-то из детей  вынимает кусочек  из конверта и прикрепляет его на магнит на доску).

Педагог: Следующий конверт и следующее задание.

ЗАДАНИЕ №2:

СЛОГИ. Составить из различных слогов слова.

Слоги: ка, ры, ру, ба, ма, зи, ло, жа, мы, и т.д.

Слова: рыба, рука, мыло, жало, зима, и .тд.

Педагог: Молодцы! Достаем второй элемент головоломки.

ЗАДАНИЕ №3:

ЗНАКОМСТВО. На площади стоят дома, на домах слоговые схемы. Поделите своё имя на слоги и подойдите к своему дому.

Например: И-ра, или И-ри-ша.

Педагог: проверяем. Молодцы! Достаём следующий элемент. Прикрепляем его к доске. Давайте немного разомнёмся.

   Физминутка:

Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

(Дети выполняют движение, рассказывая стихотворение)

ЗАДАНИЕ №4: СХЕМЫ. Следующая игра называется «Подбери схему к слову». Даны слова-картинки и отдельно лежат их схемы. Всё перепуталось. Надо к каждому слову подобрать его схему. Задание выполняется сидя за столами.

Педагог:  Молодцы, и с этим заданием мы справились. Можем достать из конверта следующий элемент и прикрепить его на доску.

ЗАДАНИЕ №5:СЛОВА. Игра «Крести-нолики». Нам надо разделиться на две команды. Команда «Крестики» и команда «Нолики». Правило: читаем слова, закрываем их крестиками и ноликами. Играем два раза, чтобы каждая команда смогла выиграть.

Педагог: Молодцы! Достаём из конверта следующий элемент и прикрепляем его на доску. И так нам остался последний конверт.

ЗАДАНИЕ №6: ИГРА В ФУТБОЛ. Правило: делимся на две команды и придумываем слова. За каждое правильно придуманное слово в ворота я бросаю мячик. Кто больше слов придумает, тот и выиграл. Слова, которые заканчиваются на –ок.

Слова: замок, молоток, звонок, ит.д.

Педагог: Вот молодцы, сколько слов придумали. Достаём последний элемент нашей головоломки. Давайте посмотрим, что можно составить из этих элементов.

Дети, двигая кусочки головоломки на магнитах на доске, составляют золотой ключик.

Педагог: Интересно, что можно открыть этим ключом.  Давайте посмотрим.

Находят сундук. (Педагог «вставляет» ключ в  замок). Открывают, а там на каждого ребенка медали «Лучший грамотей». Раздаём всем медали и прощаемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии дидактических игр. Подготовительная к школе группа. Викторина «Что? Где? Когда?»

1.     Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках зимнего периода и последовательности происходящих в приро...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.

Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие  в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....

Конспект итогового открытого занятия в образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) «Путешествие в страну Красивой речи» (Старшая группа «Б»)

Задачи:Образовательные: Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать  простейшие умозаключения. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения. Закрепление согласования п...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область - речевое развитие Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» старшая группа

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для старшей гру...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" старшая группа.

Конспект организованной образовательной деятельности.Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат".старшая группа....

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» старшая группа

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» старшая гру...