Календарно – тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы.
календарно-тематическое планирование по логопедии

Ольхова Дарья Андреевна

  Работа по коррекции  звукопроизношения  начинается с середины сентября, после завершения обследования.

  Вся индивидуально-подгрупповая  коррекционная работа  делится условно  на несколько этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Сказка" г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области

Календарно – тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы.

   

г. Сухиничи

  Работа по коррекции  звукопроизношения  начинается с середины сентября, после завершения обследования.

  Вся индивидуально-подгрупповая  коррекционная работа  делится условно  на несколько этапов.

  1. Подготовительный

Задачи – тщательная  и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе, а именно:

       - вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

       - развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх  и специальных упражнениях;

       -формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня  минимальной достаточности  для постановки  звуков;

       -в процессе  систематических  тренировок овладение комплексом  пальчиковой гимнастики;

       -укрепление физического здоровья.

II. Формирование произносительных  умений и навыков.

Задачи:

       - устранение дефектного звукопроизношения;

       -развитие умений и навыков дифференцировать  звуки, сходные  артикуляционно и акустически;

       - формирование практических  умений и навыков  пользования исправленной (фонетически  чистой, лексически развитой, грамматически  правильной) речью.

Виды коррекционной работы  на данном этапе:

1.Постановка звуков.

2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах  по мере постановки  может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.

3.Автоматизация звуков  в слогах  проводится по  следам  автоматизации  в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением  каждого слога он немедленно вводится  и закрепляется  в слогах  с данным  слогом.   Для проведения работы по автоматизации  звуков  в словах  дети  со сходными дефектами объединяются в группы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении  слово  немедленно  включается в отдельные  предложения, затем  в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным  словом.

5.Дифференциация звуков.

6.Автоматизация  звуков в спонтанной речи  (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных  моментах, экскурсиях, труде…).

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно  с  коррекцией  звукопроизношения.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном  в произношении  материале.

V. Развитие связной выразительной речи  на базе правильно  произносимых звуков.

-лексические и грамматические упражнения;

-нормализация  просодической стороны речи;

-обучение рассказыванию.

Календарно – тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы.

Свистящая и шипящая группа звуков [ С], [ С' ], [ З ], [ З' ],  [ Ш], [ Ж ], африкат [ Ц ]

Этапы работы

Направление коррекционно-речевой работы

Виды работ

Оборудование и материал

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти.

Развитие зрительного внимания и памяти.

Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

  • «Делай так»;
  • «Что изменилось?»;
  • «Чего не стало?»;
  • «Составление целого предмета из частей»;
  • «Найди фигуру по подобию»;
  • « Кто больше запомнит или увидит».

Предметные картинки; игрушки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игры, направленные на развитие слухового внимание и памяти:

  • «Угадай, чей голос»;
  • «Улиточка»;
  • «Улови шепот»;
  • «Жмурки с голосом»;
  • «Где позвонили?»;
  • «Скажи, что звучит»;
  • «Лягушка».

Звучащие игрушки; презентации; компьютерная техника.

Развитие речевого слуха

Игры, направленные на развитие речевого слуха:

  • «Запомни и воспроизведи»;
  • «Поймай звук, слог»;
  • «Эхо»;
  • «Отстукай ритмический рисунок».

Речевой материал (слоги, звуки); презентации;  компьютерная техника.

 Развитие мелкой моторики рук

Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

  1. Упражнения «Рыбка», «Бинокль», « Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев); проба «ребро – кулак - ладонь».
  2. Вычерчивание фигур.
  3. Обведение шаблонов.
  4. Вырезание ножницами различных фигур.
  5. Разбирание по сортам семян, мозаик – по цвету.
  6. «Волшебный мешочек»
  7. Лепка, штриховка, рисование по контуру, пунктиру.
  8. Комплекс упражнений с массажными мячиками.
  9. Самомассаж ручной моторики.
  10.  Упражнения с аппликатором «Кузнецова»

Трафареты; шаблоны; раскраски; ножницы; семена; мозаика; пластилин; «Волшебный чемоданчик»; цветные карандаши; массажные мячики; прищепки бельевые; картотека упражнений самомассажа.

 Развитие артикуляционного аппарата

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

  • «Оскал»;
  • «Хоботок»;
  • «Хоботок» с последующим «оскалом»;
  • «Трубочка»;
  • «Бегемотики открыли ротики»;
  • «Рупор»;
  • «Лягушка»;
  • «Зайчик»;
  • «Окошко»;
  • «Кружок»;
  • «Кучер»;
  • Раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы;
  • Удерживание бумажных трубочек;
  • Комбинированные упражнения под счет.

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

  • «Пошлёпать язычок»;
  • «Покусать язычок»;
  • «Чашечка»;
  • «Иголочка», («Жало»);
  • «Лопатка»;
  • «Любопытный язычок»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Часика», («Маятник»);
  • «Качели»;
  • «Почистим зубки»;
  • «Орешки»,(«Конфетка»),(«Забей гол»);
  • «Парус»;
  • «Маляр»;
  • «Кошка сердится»;
  • «Фокус», («Снегопад»);
  • «Лошадка»;
  • «Останови лошадку»;
  • «Дятел»;
  • «Барабанщики»;
  • «Индюшата»;
  • «Катушка»;
  • «Гармошка»;
  • «Забей мяч в ворота»;
  • «Горка»;
  • «Ветерок дует с горки»;
  • «Ступеньки»;
  • «Жуем блинчик»;
  • «Грибок»;
  • «Пароход».

Настенное зеркало; индивидуальные зеркала; марлевые  салфетки; бумажные трубочки;

иллюстрации; презентации; компьютерная техника.

 Развитие высших психических процессов.

Развитие внимания

Игры и задания, способствующие развитию внимания:

  1. «Лабиринты»
  2. «Построй дорожку»
  3. «Быстрее нарисуй»
  4.  «Назови предмет»
  5. «Кто больше увидит»
  6. «Составь картинку»
  7. «Сравни картинки»
  8. «Найди одинаковые предметы»
  9. «Найди пару»
  10. «Угадай - ка»

Предметные картинки; сюжетны картинки; лабиринты, цветные карандаши; счетные палочки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника.

Развитие памяти

Игры и задания, способствующие развитию памяти:

  1. «Что изменилось»
  2. «Чего не хватает»; «Выучи стихотворение»
  3. «Волшебный экран»
  4. «Запомни как можно больше предметов»
  5. «Запомни и покажи, запомни и назови»
  6. «Найди, кто спрятался»

      7.   «Что не правильно» и др.

Развитие мышления

Игры и задания, способствующие развитию логического мышления:

  1. «Найди сходство и различия»
  2. «Назови предмет»
  3. «Составь картинку»
  4. «Почини сапожки»
  5. «Помоги вышить коврик»
  6. «Подбери заплатку к платочку»
  7. «Собери бусы и гирлянды»
  8. «Что сначала, что потом»
  9. «Найди недостающий предмет»
  10.  «Какой из четырех предметов лишний»
  11.  «Найди и обведи»
  12.  «Последовательность»
  13. «Найди недостающую деталь»
  14. «Отгадай загадку»
  15. «Исправь Незнайкины картинки»

      16. «О чем говорится» и др.

Развитие воображения

Игры и задания, способствующие развитию воображения:

    1. «Раскрась картинку»

    2. «На что похоже»

    3. «Подбери узор»

    4. «Облака»

    5. «Волшебный чемоданчик»

    6. «Сказочные истории»

    7. «Что я видел, не скажу, а покажу»

    8. «Придумай и расскажи, придумай и дорисуй»

    9. «Придумай сказку»

   10. «Что стоит у нас в квартире»

 Постановка и коррекция звуков

Знакомство с артикуляцией звуков

  1. Показ артикуляции перед зеркалом.
  2. Показ профиля данного звука.
  3. Показ положения языка кистью руки.
  4. Наглядная демонстрация вибрации языка.
  5. Закрепление артикуляционных упражнений.
  6. Работа с профилями гласных звуков

Зеркало настенное; зеркала настольные; профили звуков; шпатели; игровой материал.

Специальные упражнения для звука [ С], [ С' ], [ З ], [ З' ]

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

  1. Работа над вспомогательными звуками:
  • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное «т-т-т»);
  • присоединение голоса («д-д-д»);
  • выполнение сильного задувания, вызывающего дрожания кончика языка («тс-с-с-ссс»)
  1. Механическая помощь при постановке звука:
  • Удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем;
  • Образование холодной струи воздуха ( упражнение «Ледяная горка»)
  1. Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики:
  • «Прятки»; «Хомяк»; «Кружок»; Чередование «Толстячки - Худышки»; «Шарики»; «Самовар»; «Шлепаем губами по языку»; «Покусаем язык»; «кусаем боковые края языка»; «Почисти зубки»; «Загоним мяч в ворота»; «Лопаточка».
  • Работа над силой выдоха: «Фокус», «Останови лошадку», «Загнать мяч в ворота», «Листопад», «Кто сильнее будет дуть».
  • Имитационные игры.

 

Полоски бумаги;, карандаши; пробирки; соломинки разных размеров; воздушные шарики; иллюстрации к материалу; презентации; компьютерная техника.

Логопедические зонды, вата, спирт.

Артикуляционные профили; иллюстрации артикуляционных упражнений; презентации, компьютерная техника.

  1. Игра в «Ути»;
  2. массаж языка в случае бокового произношения.

 

Специальные упражнения для звука [Ш], [Ж]

  • Первый способ: от «Чашечки»;
  • Второй способ: постановка звука [Ш] от звука [Р]:
  • Третий способ: механическая помощь при постановке звука: прижатие зондом широкого языка к верхним деснам от [С]

Упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики:

  • «Улыбка»;
  • «Дуем на лопаточку»;
  • «Горка»;
  • «Ветерок дует с горки»;
  • «Мостик построим – мостик разрушим»;
  • «Чистим нижние зубы»;
  • «Катушка»;
  • «Жуем блинчик»;
  • «Чашечка»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Ступеньки»;
  • «Фокус»;
  • «Не разбей чашечку».

Логопедические зонды, вата, спирт.

Артикуляционные профили; иллюстрации артикуляционных упражнений; презентации, компьютерная техника.

Коррекция звука

Работа над:

  • Точностью;
  • Чистотой (без вспомогательных движений);
  • Плавностью;
  • Силой (с напряжением);
  • Темпом (от замедленного к быстрому);
  • Достижением устойчивости полученного результата.

Игры, направленные на развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

  1. «Фокусник»
  2. «Листопад»
  3. «Холодный ветерок»
  4. «Погаси свечу»
  5. «Саночки спустились с горки»
  6. «Ветерок качает листок»
  7. «Погреем ручки»
  8. «Футбол»
  9. «Султанчики»
  10. «Ветер шумит»
  11. «Слоненок пьет водичку»
  12. «Надуй шарик»
  13. «Самолетики»
  14. «Парашютист»
  15. «Лошадки фыркают»
  16. «Останови лошадку»
  17. «Спутник»
  18. «Сделай в стакане бурю»
  19. «Сдуй снежинку»
  20. «Ураган»
  21. «Пароход гудит»
  22. «Ветер гудит»
  23. «Кто сильнее будет дуть»

Мультимедийные презентации

Султанчики, ватные шарики, надувные шарики, оборудование для дыхательной гимнастики (листочки, самолетики, парашютисты, свечи, снежинки), стакан с водой, одноразовые трубочки;

Дидактические пособия;

Мультимедийные презентации, компьютерная техника.

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

  1. Работа над голосом:
  • Вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса;
  • Произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса
  1. Работа над дыханием:
  • Выработка плавного длительного выдоха;
  • Работа над силой выдоха
  • Различение теплой – холодной воздушной струи

Автоматизация поставленного звука в речи

Работа над звуком

  1.  Звук в слоге:
  • открытом;
  • закрытом;
  • в звукосочетаниях
  1.  Звук в слове:
  • в начале;
  • в середине;
  • в конце;
  • в сочетаниях с гласными
  1. Звук в предложении.
  2. Звук в тексте.
  3. Пословицы, поговорки, стихи.
  4. Скороговорки, чистоговорки.
  1. Произнесение слов, слогов и предложений.
  2. Работа с таблицами.
  3. Работа за компьютером;
  4. Работа с презентациями;
  5. Работа с игровым материалом, картинками, электронным игровым материалом..
  6. Чтение текстов.
  7. Пересказ текста;
  8. Составление рассказа по сюжетной картинке;
  9. Составление рассказа по серии картинок;
  10. Составление  рассказа по опорным словам;
  11. Составление рассказа на заданную тему;
  12. Работа с деформированным текстом.
  13. Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

Слоговые таблицы; игрушки; игры; предметные картинки; сюжетные картинки; картинки с загадками, скороговорками; презентации; компьютерные игры; компьютерная техника.

Развитие фонематических процессов

1. Развитие фонематического восприятия.

Игры и задания, способствующие развитию фонематического восприятия:

  • «Поймай звук»
  • «Поймай слог»
  • «Какой слог лишний?»
  • «Сколько звуков в слоге?»
  • «Назови первый звук»
  • «Разбросай» звуки»
  • «Найди картинку в названиях, которых есть звук, (слог)»
  • «Подружи» звуки, (слоги)»
  • «Подскажи конец слова»
  • «Дополни слово»
  • «Какие звуки есть в слове»
  • «Пригласи» звук (слог)»
  • « Подскажи недостающий звук, (слог)»
  • «Какого звука (слога) не хватает»
  • «Выделение звука (слога) из ряда»

Предметные картинки; сигнальные карточки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника.

2. Формирование фонематического анализа

  1. Определить первый звук в слоге, слове.
  2. Определить последний звук в слове.
  3. Назвать все входящие в слово звуки.
  4. Определить количество звуков, слогов, слов.
  5. Назвать звуки по порядку.
  6. Назвать, звук, который стоит перед данным и после него.

Мячи; кружки; «светофорчики»; конверты с кружками; предметные картинки.

3. Формирование фонематического синтеза.

  1. Составить из названных звуков слог, слово.
  2. Игра с мячом «Доскажи словечко».
  3. Составь из букв разрезной азбуки слово.
  4. Игра «Умный телефон».
  5. «Угадай слово»
  6. «Назови слово»
  7. «Эхо»

Наборное магнитное полотно; коробка с разрезными буквами; слогами.

4. Развитие фонематических представлений.

1.  Подобрать слово на заданный звук, слог.

  1. Придумать слово по количеству звуков, слогов.
  2. Подобрать картинки на заданный звук.
  3. Преобразовать слова:
  • Добавить начальный или конечный звук;
  • Изменить гласный или согласный;
  • Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;
  • Работать с использованием схем (вписывать буквы в кружки);
  • Разгадывать ребусы, шарады.

Картинный материал для автоматизации поставленных звуков; альбом для закрепления поставленных звуков; логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков; папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; презентации; компьютерная техника.

Дифференциация смешиваемых звуков.

  1. Пересказ различных текстов.
  2. Составление рассказов:
  • По опорным словам;
  • По сюжетным картинкам;
  • На заданную тему;
  • Придумывания части рассказа
  1. Инсценирование сказок;
  2. Работа со сказками – фильмами.

Игрушки; сюжетные картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настольный театр; магнитофон; презентации; компьютерная техника; сборники по исправлению недостатков произношения.

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа на следующим звуком.

  1. Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.
  2. Введение звука в  самостоятельную речь
  • Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – СП., 2002.
  • Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Т. 2. – СПб., 1997.
  • Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003.
  • Лопухина И. Логопедия / Речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
  • Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – СПБ., 2001.
  • Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
  • Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – СПб., 2003.
  • Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004
  • и др.

Календарно – тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы

Сонорная группа звуков ( [р], [р'], [л],[л'])

Этапы работы

Направление коррекционно-речевой работы

Виды работ

Оборудование и материал

 Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти.

Развитие зрительного внимания и памяти.

Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

  • «Делай так»;
  • «Что изменилось?»;
  • «Чего не стало?»;
  • «Составление целого предмета из частей»;
  • «Найди фигуру по подобию»;
  • « Кто больше запомнит или увидит».

Предметные картинки; игрушки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника.

Развитие слухового внимания и памяти.

Игры, направленные на развитие слухового внимание и памяти:

  • «Угадай, чей голос»;
  • «Улиточка»;
  • «Улови шепот»;
  • «Жмурки с голосом»;
  • «Где позвонили?»;
  • «Скажи, что звучит»;
  • «Лягушка».

Звучащие игрушки; презентации; компьютерная техника.

Развитие речевого слуха

Игры, направленные на развитие речевого слуха:

  • «Запомни и воспроизведи»;
  • «Поймай звук, слог»;
  • «Эхо»;
  • «Отстукай ритмический рисунок».

Речевой материал (слоги, звуки); презентации;  компьютерная техника.

 Развитие мелкой моторики рук

Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.

- Упражнения «Рыбка», «Бинокль», « Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев); проба «ребро – кулак - ладонь».

- Вычерчивание фигур.

- Обведение шаблонов.

- Вырезание ножницами различных фигур.

- Разбирание по сортам семян, мозаик – по цвету.

- «Волшебный чемоданчик»

- Лепка, штриховка, рисование по контуру, пунктиру.

- Комплекс упражнений с массажными мячиками.

- Самомассаж ручной моторики.

- Упражнения с аппликатором «Кузнецова»

Трафареты; шаблоны; раскраски; ножницы; семена; мозаика; пластилин; «Волшебный чемоданчик»; цветные карандаши; массажные мячики; прищепки бельевые; ипликатор «Кузнецова»; картотека упражнений самомассажа.

 Развитие артикуляционного аппарата

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

  • «Оскал»;
  • «Хоботок»;
  • «Хоботок» с последующим «оскалом»;
  • «Трубочка»;
  • «Бегемотики открыли ротики»;
  • «Рупор»;
  • «Лягушка»;
  • «Зайчик»;
  • «Окошко»;
  • «Кружок»;
  • «Кучер»;
  • Раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы;
  • Удерживание бумажных трубочек;
  • Комбинированные упражнения под счет.

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

  • «Пошлёпать язычок»;
  • «Покусать язычок»;
  • «Чашечка»;
  • «Иголочка», («Жало»);
  • «Лопатка»;
  • «Любопытный язычок»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Часика», («Маятник»);
  • «Качели»;
  • «Почистим зубки»;
  • «Орешки»,(«Конфетка»),(«Забей гол»);
  • «Парус»;
  • «Маляр»;
  • «Кошка сердится»;
  • «Фокус», («Снегопад»);
  • «Лошадка»;
  • «Останови лошадку»;
  • «Дятел»;
  • «Барабанщики»;
  • «Индюшата»;
  • «Катушка»;
  • «Гармошка»;
  • «Забей мяч в ворота»;
  • «Горка»;
  • «Ветерок дует с горки»;
  • «Ступеньки»;
  • «Жуем блинчик»;
  • «Грибок»;
  • «Пароход».

Настенное зеркало; индивидуальные зеркала; марлевые  салфетки; бумажные трубочки;

иллюстрации; презентации; компьютерная техника.

 Развитие высших психических процессов.

Развитие внимания

Игры и задания, способствующие развитию внимания:

- «Лабиринты»

- «Построй дорожку»

- «Быстрее нарисуй»

- «Назови предмет»

- «Кто больше увидит»

- «Составь картинку»

- «Сравни картинки»

- «Найди одинаковые предметы»

- «Найди пару»

- «Угадай - ка»

Предметные картинки; сюжетны картинки; лабиринты, цветные карандаши; счетные палочки; дидактические игры и упражнения; презентации; компьютерная техника.

Развитие памяти

Игры и задания, способствующие развитию памяти:

- «Что изменилось»

- «Чего не хватает»; «Выучи стихотворение»

- «Волшебный экран»

- «Запомни как можно больше предметов»

- «Запомни и покажи, запомни и назови»

- «Найди, кто спрятался»

- «Что не правильно» и др.

Развитие мышления

Игры и задания, способствующие развитию логического мышления:

- «Найди сходство и различия»

- «Назови предмет»

- «Составь картинку»

- «Почини сапожки»

- «Помоги вышить коврик»

- «Подбери заплатку к платочку»

- «Собери бусы и гирлянды»

- «Что сначала, что потом»

- «Найди недостающий предмет»

- «Какой из четырех предметов лишний»

- «Найди и обведи»

- «Последовательность»

- «Найди недостающую деталь»

- «Отгадай загадку»

- «Исправь Незнайкины картинки»

- «О чем говорится» и др.

Развитие воображения

Игры и задания, способствующие развитию воображения:

- «Раскрась картинку»

-  «На что похоже»

-  «Подбери узор»

-  «Облака»

-  «Волшебный чемоданчик»

-  «Сказочные истории»

-  «Что я видел, не скажу, а покажу»

-  «Придумай и расскажи, придумай и дорисуй»

-  «Придумай сказку»

-  «Что стоит у нас в квартире»

 Постановка и коррекция звуков

Знакомство с артикуляцией звуков

Специальные упражнения для звука [Р]

- Показ артикуляции перед зеркалом.

- Показ профиля данного звука.

- Показ положения языка кистью руки.

- Наглядная демонстрация вибрации языка.

- Закрепление артикуляционных упражнений.

- Работа с профилями гласных звуков.

Зеркало настенное; зеркала настольные; профили звуков; шпатели; игровой материал.

Работа над вспомогательными звуками:

  • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное «т-т-т»);
  • присоединение голоса («д-д-д»);
  • выполнение сильного задувания, вызывающего дрожания кончика языка («т-т-т-трррр»)

Механическая помощь при постановке звука:

  • Удерживание кончика языка у верхних десен шпателем;
  • Вызывание дрожания кончика языка от звуков «зззз», «жжжж», чаще – «дддд» (упражнение «Балалайка»)

Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики:

  • Упражнения на выработку вибраторных движений кончика языка: «Барабанщик», «Заведи мотор», «Дятел», «Комарик».
  • Работа над силой выдоха: «Фокус», «Останови лошадку», «Загнать мяч в ворота», «Листопад», «Кто сильнее будет дуть».
  • Имитационные игры.

 

Полоски бумаги;, карандаши; пробирки; соломинки разных размеров; воздушные шарики; иллюстрации к материалу; презентации; компьютерная техника.

Логопедические зонды, вата, спирт.

Артикуляционные профили; иллюстрации артикуляционных упражнений; презентации, компьютерная техника.

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

- Игра в «болтушку» или «индюшку»: язык высунуть и на звук [А] болтается между зубами.

- «Фырканье лошадки» - тип кучерского «Р» («тпррр» - задувание и дрожание обеих губ).

  1. Растягивание уздечки в случае бокового произношения

 

Специальные упражнения для звука [Л]

Первый способ: вызывание межзубного [Л]

  • «Улыбка»;

- Прикусывание языка посередине и дутьё на него (язык широкий);

- Так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса.

-  Второй способ: постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]:

- «Качели» (для губного [Л]);

- «Качели » с одновременным произнесением « А -  А – ААА» или Ы – Ы – Ы – ЫЫЫ»

- Третий способ: механическая помощь при постановке звука: прижатие зондом широкого языка к верхним деснам.

Упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики:

  • «Улыбка»;
  • «Чистим верхние зубы»;
  • «Маляр»;
  • «Барабанщик»;
  • «Лошадка»;
  • «Грибок»;
  • «Парус»;
  • «Иголочка»;
  • «Индюк»;
  • «Качели»;

Логопедические зонды, вата, спирт.

Артикуляционные профили; иллюстрации артикуляционных упражнений; презентации, компьютерная техника.

Коррекция звука

Работа над:

  • Точностью;
  • Чистотой (без вспомогательных движений);
  • Плавностью;
  • Силой (с напряжением);
  • Темпом (от замедленного к быстрому);
  • Достижением устойчивости полученного результата.

Игры, направленные на развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:

«Фокусник»

«Листопад»

«Холодный ветерок»

«Погаси свечу»

«Саночки спустились с горки»

«Ветерок качает листок»

«Погреем ручки»

«Футбол»

«Султанчики»

«Ветер шумит»

«Слоненок пьет водичку»

«Надуй шарик»

«Самолетики»

«Парашютист»

«Лошадки фыркают»

«Останови лошадку»

«Спутник»

«Сделай в стакане бурю»

«Сдуй снежинку»

«Ураган»

«Пароход гудит»

«Ветер гудит»

«Кто сильнее будет дуть»

Мультимедийные презентации

Султанчики, ватные шарики, надувные шарики, оборудование для дыхательной гимнастики (листочки, самолетики, парашютисты, свечи, снежинки), стакан с водой, одноразовые трубочки;

Дидактические пособия;

Мультимедийные презентации, компьютерная техника.

Автоматизация поставленного звука в речи

Работа над звуком

 Звук в слоге:

  • открытом;
  • закрытом;
  • в звукосочетаниях

Звук в слове:

  • в начале;
  • в середине;
  • в конце;
  • в сочетаниях с гласными

Звук в предложении.

Звук в тексте.

Пословицы, поговорки, стихи.

Скороговорки, чистоговорки.

- Произнесение слов, слогов и предложений.

- Работа с таблицами.

- Работа за компьютером;

- Работа с презентациями;

- Работа с игровым материалом, картинками, электронным игровым материалом..

- Чтение текстов;

- Пересказ текста;

- Составление рассказа по сюжетной картинке;

- Составление рассказа по серии картинок;

- Составление  рассказа по опорным словам;

- Составление рассказа на заданную тему;

- Работа с деформированным текстом.

- Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

Слоговые таблицы; игрушки; игры; предметные картинки; сюжетные картинки; картинки с загадками, скороговорками; презентации; компьютерные игры; компьютерная техника.

Развитие фонематических процессов

1. Развитие фонематического восприятия.

Игры и задания, способствующие развитию фонематического восприятия:

  • «Поймай звук»
  • «Поймай слог»
  • «Какой слог лишний?»
  • «Сколько звуков в слоге?»
  • «Назови первый звук»
  • «Разбросай» звуки»
  • «Найди картинку в названиях, которых есть звук, (слог)»
  • «Подружи» звуки, (слоги)»
  • «Подскажи конец слова»
  • «Дополни слово»
  • «Какие звуки есть в слове»
  • «Пригласи» звук (слог)»
  • « Подскажи недостающий звук, (слог)»
  • «Какого звука (слога) не хватает»
  • «Выделение звука (слога) из ряда»

Предметные картинки; сигнальные карточки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника.

2. Формирование фонематического анализа

Определить первый звук в слоге, слове.

Определить последний звук в слове.

Назвать все входящие в слово звуки.

Определить количество звуков, слогов, слов.

Назвать звуки по порядку.

Назвать, звук, который стоит перед данным звуком и после него.

Мячи; кружки; «светофорчики»; конверты с кружками; предметные картинки.

3. Формирование фонематического синтеза.

           Составить из названных звуков слог, слово.

Игра с мячом «Доскажи словечко».

Составь из букв разрезной азбуки слово.

Игра «Умный телефон».

«Угадай слово»

«Назови слово»

«Эхо»

«Придумай слово на заданный звук»

«Определи наличие места звука в слове»

Наборное магнитное полотно; коробка с разрезными буквами; слогами.

4. Развитие фонематических представлений.

Подобрать слово на заданный звук, слог.

Придумать слово по количеству звуков, слогов.

Подобрать картинки на заданный звук.

Преобразовать слова:

  • Добавить начальный или конечный звук;
  • Изменить гласный или согласный;
  • Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;
  • Работать с использованием схем (вписывать буквы в кружки);
  • Разгадывать ребусы, шарады.

Картинный материал для автоматизации поставленных звуков; альбом для закрепления поставленных звуков; логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков; папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; презентации; компьютерная техника.

Дифференциация смешиваемых звуков.

Пересказ различных текстов.

Составление рассказов:

  • По опорным словам;
  • По сюжетным картинкам;
  • На заданную тему;
  • Придумывания части рассказа

Инсценирование сказок;

Работа со сказками – фильмами.

Игрушки; сюжетные картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настольный театр; магнитофон; презентации; компьютерная техника; сборники по исправлению недостатков произношения.

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа на следующим звуком.

- Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.

- введение звука в  самостоятельную речь

  • Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – СП., 2002.
  • Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Т. 2. – СПб., 1997.
  • Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003.
  • Лопухина И. Логопедия / Речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
  • Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – СПБ., 2001.
  • Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
  • Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – СПб., 2003.
  • Сухин И.Г. веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004
  • и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения на 2015-2016 учебный год

Календарно-тематическое плнирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения позволит учителю логопеду построить работу как учителю со стажем, так и молодому специалисту. В пла...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работыпри коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Свистящая и шипящая группа звуков [ С], [ С\' ], [ З ], [ З\' ],  [ Ш], [...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Сонорная группа звуков ( [р], [р\'], [л],[л\'])...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы

Этапы работы при коррекции фонетических и фонематических нарушений сонорных звуков...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])...