Конспект НОД "Мы сегодня в зоопарке"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Филиппова Вероника Геннадьевна

Закрепление лексико-грамматических категорий в подготовительной речевой группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervy_konspekt_3.docx182.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района г. СПб

                           Конспект

                    непосредственно образовательной деятельности

                                   «Мы сегодня в зоопарке»

                          (подготовительная речевая группа)

                 

       

                                   

        Учитель-логопед

        Филиппова В.Г.

                         

Использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающие;  компьютерные технологии; игровые; коррекционные; личностно-ориентированные   

Цели:

  • коррекционно-образовательные – формировать и расширять знания о многообразии животного мира; формировать номинативный,  адъективный словарь и предикативный словарь; закреплять навыки словообразования;

  • коррекционно-развивающие – развивать общую и мелкую  моторику; закреплять фонематические процессы, навыки звуко-буквенного анализа; закреплять умение подбирать родственные слова, образовывать притяжательные прилагательные; называть детёнышей животных; закреплять умение оформлять  учебное высказывание при исключении лишнего слова, фонематическом анализе, ответах на вопросы и т.д.; развивать связную речь;

  • коррекционно-воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к животному миру планеты,  бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки с изображениями известных мест, животных, таблицы со словами и со слогами, магнитная доска с магнитными буквами, карточки-схемы со схемами звукослогового анализа, изображения животных на листах в клетку с наложенной калькой с различной штриховкой, листы бумаги в клетку, наборы с фишками для анализа слов и предложений, мяч.

                                                    Ход занятия

         

1.Оргмомент.

Логопед и дети стоят у стенда с изображениями различных городских объектов.

Логопед. – Ребята, какие места в нашем городе можно посетить, где побывать?

Дети. – Можно побывать в музее, театре, цирке, парке, кинотеатре, библиотеке…

Л. – А где мы побываем сегодня, сейчас узнаем. Прочитайте слова. В них пропущена первая буква. Догадайтесь, какая это буква.

2. Составление слова из букв.

На карточке – слова с пропущенными буквами:

.ебра

.безьяна

.лень

.авлин

.нтилопа

.ысь

.енгуру

Дети читают слова, определяют первую букву, ставят на магнитную доску.

Л. – Какое слово получилось? (Зоопарк.)

3. Подбор слов к звукослоговым схемам, фонематический анализ.

Л. – Сегодня мы  в зоопарке.

Животные в зоопарке из стран холодных и жарких,

Живут-поживают, не тужат и между собою дружат.                    

Сначала посмотрим животных наших лесов. Но они сейчас отошли вглубь клеток,

и, чтоб их увидеть, нам надо узнать, кто в какой клетке находится.

Под закрытыми картинками – «подписи», схемы звукослогового анализа слов.

Л. – Давайте определим по схемам, где какой зверь спрятался. Покажите, под какой

клеткой слово «волк»? («лось», «кабан», «барсук»).

Дети подбирают к слову подходящую схему и называют слово по звукам. Картинки

открываются.

Л. – А под этой картинкой подписи нет. Мы её составим сами.

Составляют схему слова «лисица». Анализ слова. Сколько слогов в слова «лисица»?

Назовите первый слог, второй, третий. Сколько звуков в первом слоге? Назовите их по

порядку. Расскажите о каждом звуке. (Первый звук – [л’], согласный, мягкий, звонкий,

обозначаем зелёным цветом). Какой слог ударный в этом слове? Назовите последний

слог, второй звук в слове, предпоследний звук и т.д.

4. Образование сложных прилагательных.

Л. – Ребята, давайте о лисице расскажем, какая она? – Дети подбирают определения к слову. – Если у неё тонкие лапы, значит, лиса какая? (Тонколапая). Длинный нос? Острые уши? Короткие усы? Рыжий хвост? Острые зубы?  

5. Образование притяжательных прилагательных.

Переходят ко второму стенду.

Л. – А здесь животные видны, но не полностью. Скажите, чья это голова?

Д. – Это тюленья голова (оленья, песцовая, моржовая).

Л. – Значит, здесь можно увидеть каких животных?

Д. – Здесь можно увидеть животных холодных стран.

Картинки открываются полностью.

Л.  – Из этих клеток видны только хвосты. Чьи это хвосты?

Дети называют: крокодилий хвост, тигриный, верблюжий, страусиный, слоновий, жирафий, львиный, носорожий, черепаший.

Л. – А это какие животные?

Д. – Это животные жарких стран.

6. Составление слов из серии слогов.

Л. – А если соберём слова из этих слогов, то сможем назвать другие части тела животных.

На ковролине таблица:    ГРИ – БИВ – ЛАС – ХО – ТЫ – БОТ – НИ – ВА

Дети составляют слова из слогов и называют животное, у кого есть эти части тела.

 – Грива у льва, зебры; бивни у слона, моржа; хобот у слона; ласты у тюленя, моржа.

 

 7. Использование притяжательных прилагательных в простых фразеологических оборотах.

 Л. – Ребята, к какому человеку подойдет выражение «львиная грива»? («Так можно сказать о человеке, у которого пышная, огромная причёска, много волос.») «Обезьяньи ужимки»? («Так говорят о том, кто любит кривляться.») «Черепаший шаг»? («Это о человеке, который очень медленно ходит.») «Волчий аппетит»? («Очень голодный человек.»)

8. «Четвёртый лишний»

Л. – Назовите лишнее слово.

Носорог, зебра, тигр, жираф. (Тигр, потому что это плотоядное животное, а все остальные – травоядные).

Сова, страус, тюлень, пингвин. (Тюлень, потому что это млекопитающее, а все остальные – птицы.)

Лев, левый, львиный, львица. (Левый, потому что это не родственное слово, все остальные – родственные слова.)

Дети называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее.

9. Подбор родственных слов.

Л. – А детеныш льва и львицы кто?

Д. – Львёнок.

Л. – «Львица» и «львёнок» – это родственные слова?.. Назовите детёныша и скажите, это родственные слова или нет.

Игра с мячом «Лови-говори».

Слон – слонёнок, лошадь – жеребёнок, медведь – медвежонок,  тюлень – белёк, белка – бельчонок, тигр – тигрёнок,  кит – китёнок, гепард – котёнок гепарда.

 

10. Физминутка.

Льва показываю я,                                           Выпрямились, подбородок вверх, плавные

Посмотрите нате –                                           повороты головы вправо и влево.

Он теперь не царь зверья,

Просто председатель.

Этот зверь зовётся лама.                                  Приседания.

Лама дочь и лама мама.

Маленький пеликан

И пеликан-великан.

Крокодил. Гроза детей.                                    Руки вытянуты вперёд, одна над другой,

Лучше не гневите.                                            смыкаются и размыкаются.

Только он сидит в воде

И пока не виден.

Вот верблюд. А на верблюде                           Руки за спиной, шаги по кругу.

Возят кладь и ездят люди.

Кенгуру. Смешная очень.                                 Прыжки в медленном темпе.

Руки вдвое короче.

Но за это у ней

Ноги вдвое длинней.

Жираф-длинношейка – ему никак                   Вращение головой вправо и влево, медленно.

Для шеи не выбрать воротника.

Жирафке лучше: жирафу-мать                         Обхваты себя руками.

Есть жирафёнку за что обнимать.

Обезьян смешнее нет.                                        Артикуляционные упражнения «Обезьянка»,

Что сидеть как статуя?                                       «Бульдог», «Белочка», «Змейка». 

Человеческий портрет,

Даром что хвостатая.

                                   (В. Маяковский)

11. Анализ предложения.

В Антарктиде среди льдин круглый год живёт пингвин.

Дети выкладывают схему предложения за столами условными обозначениями:

Составить предложение из слов.

Тюлень, день, целый, плавать, может, в, вода, ледяная.

12. Связная речь.

Л. – Ребята, выберите себе животное, о котором можно рассказать что-нибудь интересное,  особенное.

Детям предлагаются картинки с изображениями льва, страуса, крокодила, кенгуру, носо- рога, жирафа, тигра, бегемота, черепахи, пингвина, белого медведя, моржа, тюленя, песца, северного оленя. Дети выбирают животное и рассказывают о его внешнем, виде, среде обитания, повадках, особенностях.

13. Игра «Самый-самый» с использованием презентации «Животные жарких стран».

Л. – Ребята, а теперь расскажем и покажем, кто из животных жарких стран самый-самый… (Дети называют, кто самый высокий, самый быстрый, самый крупный на суше, самая большая кошка, самый выносливый и т.д.)

       

       

   

14. Распознавание графических изображений животных под калькой со штриховкой, воспроизведение рисунка по клеткам.

Л. – Ребята, давайте на память о сегодняшнем походе в зоопарк нарисуем зверей.

Отгадайте, кто спрятался за штриховкой?

Дети называют сову, лося, кабана, волка, дятла, белку.

– Где обитают  эти звери? (В наших лесах).

Дети за столами воспроизводят изображения на листках в клетку. Можно позже рисунки

раскрасить.

 

 15. Окончание занятия.

 – Вот и закончился наш поход в зоопарк. Давайте вспомним, что мы сегодня делали в нём.

 – Угадывали слова, искали разных животных, рассказывали про них, делали с ними зарядку.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в зоопарк (Животные жарких стран)»

Занятие с использованием интерактивной доски.  Происходит знакомство с животными жарких стран, их повадками, образе питания,  Закрепляется умение образовывать существительное в родительном п...

Конспект сюжетно - ролевой игры "Зоопарк".

Данная разработка предназначена дла воспитателей средних групп....

Конспект НОД «Поход в зоопарк»

Конспект НОД "Поход в зоопарк" по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе....

Взаимодействие учителя логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности. Конспект занятия «Экскурсия в зоопарк»

Закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях.Тема: «Экскурсия в зоопарк».Цели:- развитие правильного физиологического дыхания, выработка сильной воздушной струи;- развитие ми...

конспект сюжетно- ролевой игры "Зоопарк"

материал поможет воспитателю подготовить и провести  с/р игру с детьми средней группы....

Конспект занятий «Поход в зоопарк»

Цель: приобретение опыта двигательной деятельности; становление ценностей здорового образа жизни.  Задачи:- выполнение упражнений на развитие координации и гибкости;- укрепление мышечн...