"Запуск речи" у детей 3-4 лет, имеющих задержку речевого развития
статья по логопедии (младшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Рекомендации по организации работы учителя-логопеда с детьми 3-4 лет, имеющих задержку речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trashenkova_l.v._statya.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Запуск речи у детей 3-4 лет, имеющих задержку речевого развития.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделено как основная образовательная область. Так как речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательного исследования предметов и даже игровой деятельности, поэтому развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ [1].

Учителя-логопеды отмечают, что   с каждым годом увеличивается количество дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Все чаще приходится встречаться с «безречевыми» детьми 3-4 лет. Как же педагогу эффективно построить свою работу, добиться того, чтобы ребёнок заговорил? Основной "пусковой" момент появления речи - общение.  Если у ребёнка не возникает потребность в общении с детьми, взрослыми, то и речь у такого ребёнка будет долгое время отсутствовать. Можно условно выделить  факторы успешного речевого развития детей:

- эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

- полноценные  условия для общения.

- речь взрослого  должна быть примером  для подражания.

Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги или родители часто допускают ошибки следующего характера:

-  излишне много говорят сами, не обеспечивая активную речевую практику детей. Часто, задавая  вопрос, взрослый  не даёт ребёнку возможности  подумать, торопится ответить сам, предупреждая ответ ребёнка. Важно обеспечить речевую активность ребёнка.

- часто у детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речь это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать ребёнка внимательно слушать.

- взрослые часто   начинают общаться с ребёнком на его «языке», намеренно искажая свою речь, «сюсюкают», повторяют детские ответы,  и дети не привыкают говорить правильно, чётко, понятно для окружающих.

Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была эффективной, нужно выполнять ее в определенной последовательности и создавать необходимые условия:

 - наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и детьми.

- определение уровня отставания речи от возрастной нормы.

- обследование у специалистов для определения индивидуальных особенностей речевого отставания.

- устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком, уменьшение времени, проведенного перед телевизором, телефоном, компьютером. Также  медикаментозное лечение, если есть соответствующие назначения врачей.

- формирование и развитие  сенсорных навыков.

- накопление  пассивного словаря  и формирование активного словаря (обучение звукоподражаниям, договариванию звуков и слов).

- выполнение дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики для губ и языка.

- развитие понимания речи.

- создание у ребенка потребности в общении, отказ от гиперопеки.

- создание полноценной   развивающей предметно-пространственной  среды для запуска речи, включающей в себя  игрушки соответствующие возрасту, сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями и др.

Для вызывания речи у  молчуна  нужен мощный стимул. Самый лучший способ побудить  малыша к произнесению первых слов — активно общаться с ним, ожидая ответной реакции. Эффективный способ организовать такое активное  общение  с ребёнком, расположить его к себе, раскрепостить его - это игра. Почему развитие возможно только через игру?  Специфика психики дошкольника заключается в том, что малыш хорошо воспринимает и запоминает лишь то, что ему интересно. В этом возрасте основным видом деятельности малыша является игра — подражание взрослым,  животным, сказочным персонажам, освоение новых физических движений, творчество. Малыши  еще не умеют учиться, им не интересно выполнять какие-то задания предложенные взрослым, но с удовольствием откликаются на любое предложение поиграть. Эти особенности детской психики используют логопеды и дефектологи, представляя в игровой форме основные задания на запуск речи.                              

На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровые, предметно-практические виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности, а также эффективно решить задачи по речевому развитию, поставленные учителем-логопедом. Это могут быть традиционные игры, с обыгрыванием различных сюжетов, например, «моя большая семья», «животные на ферме», «животные в лесу», «на прогулке в городе», «путешествие по сказке» и др. Эти сюжеты хорошо выстраивать   с помощью различных игрушек (резиновые  и  деревянные фигурки животных, насекомых, птиц, машинки разного размера, матрёшки,  куклы, изображающие  членов семьи, деревянные конструкторы по мотивам сказок «Теремок», «Колобок» и др.). Работая с неговорящими малышами, логопед  должен иметь в кабинете обширный арсенал  разнообразного игрового материала и уметь разносторонне его использовать, чтобы обеспечить интерес у ребёнка к занятиям и добиться эффективности  этих занятий.    

  Логопед  в своей работе также может активно использовать интерактивные  речевые игры, которые  являются  мощным стимулом в запуске речи. Например, игры  портала «Мерсибо»: «Игрозвуки», «Тик-так звуки», «Кто сказал МУ?», «Кто что делает?» и др. можно использовать не только специалистам в своей работе, но и родителям дома. В игре с весёлыми героями дети начинают активно подражать звукам и словам, наблюдают за действиями героев. Даже у самых «сложных» деток эти игры всегда находят отклик и вызывают интерес.

Учителям-логопедам  необходимо также помнить, что помимо создания у ребёнка сильной мотивации к речевому общению, необходимо также параллельно  решать специальные коррекционные   задачи: подготовка  артикуляционного  аппарата к  постановке звуков, формирование правильного речевого дыхания, развитие мелкой моторики рук  и т.д. Использование специальных игр помогает эффективно решить эти задачи. На  своих занятиях логопеды могут активно использовать  игры на развитие речевого выдоха, такие как: «Летающий шарик», «Футбол», «Забей гол», «Сдуй снежинку» и т.д. Артикуляционная гимнастика проводится также в игровой форме, с использованием забавных  логопедических игрушек   «бегемотик Жужа», «обезьянка Чича» и др. Таким образом, ребёнок активно включается в игру, предложенную педагогом, охотно повторяет движения за игрушками  и получает удовольствие от таких занятий.                                                                    

Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка дома. Но самое главное о чём необходимо помнить взрослым, что основа для возникновения речи - это эмоциональное   общение с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития.

Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. С чего начинается формирование речевого восприятия? Вашему вниманию предлагаются упражнения для формиро...

«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития»

В представленном материале приведены приемы, позволяющие повысить речевую активность детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни....

Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»

Консультация для родителей  детей имеющих задержку речевого развития, содержит  игры для формирования фонематического слуха...

Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.

Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названи...

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

Дидактическая игра «Укрась елочку новогодними игрушками». Игра предназначена для детей, имеющих задержку речевого развития (ЗРР).

Цель: формирование положительной мотивации на занятиях по развитию речи.Задачи:Образовательная: формировать речевые компоненты.Развивающая: развивать умения классифицировать предметы.Воспитательная: в...