Конспект НОД "Звуки В, Вь. Буква В"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Филиппова Вероника Геннадьевна

Развитие и коррекция фонематическиз процессов у детей с ОнР, старшая речевая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sedmoy_konspekt.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

            Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17                                                                                            

                      компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга

                            Конспект НОД  в старшей речевой группе

                                    «Звуки В, В’. Буква В»

                                                                                             Учитель-логопед

                                                                                               Филиппова В.Г.

    Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные,  игровые, квалифицированной        коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели НОД.

   Коррекционно-образовательные:   закрепление знаний о временах года, их последовательности; уточнение артикуляции и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие; закрепление навыков фонематического анализа и синтеза.

   Коррекционно-развивающие: развитие слухового восприятия, речевого дыхания, силы и высоты голоса, чёткой артикуляции; развитие фонематических процессов; развите грамматического строя речи: согласование существительных с числительными, восстановление логико-грамматической конструкции в деформированной фразе; развитие творческого воображения.

   Коррекционно- воспитательные: воспитание самоконтроля за речью.

   Оборудование: пособие-часы «Времена года», сюжетные картины «Зима», «Зимние забавы», предметные картинки со звуком [в] в названии предметов, карточки с символами гласных и согласных звуков и артикуляционными моделями, плоские фигурки с изображениями снеговиков и мальчиков, магнитная доска, фланелеграф, панно.

   Ход НОД.

  1. Оргмомент.

   Учитель-логопед (Л.):

   - Снега выпало немало,

   И снежинок одеяло

   Всё покрыло: города,

   Реки, сёла и поля.

   В белом инее дома…

   Снова к нам пришла…

   Дети договаривают подходящее слово «зима».

  1. Игра с пособием «Времена года».

     Л.:

 - Давайте найдём на наших часах это время года. После какого времени года оно наступает? А что наступает потом? Что было перед осенью? И т.д.

 - А теперь попробуйте без часов, что идёт дальше. Я начинаю: «Лето..»

Дети продолжают.

     3. Игра на развитие общей и пальчиковой моторики.

    Л.:

 - Хотите отправиться на прогулку? Давайте оденемся по погоде.

Наденем тёплые комбинезоны (руки и ноги в стороны):

На правую ногу (согнули правую ногу), на левую ногу (согнули левую ногу),

На правую руку (правую руку вверх), на левую руку (левую руку вверх).

На голову шапку (гладят ладонями с широко раздвинутыми пальцами голову с обеих сторон); на шею – шарф (проводят ладонями по шее); на руки – варежки (поглаживание ладоней); на ноги – сапожки (наклоны к правой и левой ноге).

А на улице…

Падает снег (плавно опускают поднятые вверх руки, шевеля пальцами).

Укрыл всю землю кругом (поворачиваются вокруг себя, руки в стороны), дома (руки домиком), деревья (руки вверх, пальцы растопырены).

  1. Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой игры.

Л.:

 - Ребята, смотрите – горка.

Подходят к большой сюжетной картине «Зимние забавы».

 - Давайте прокатимся с горки.

Дети выполняют артикуляционное упражнение «Горка», подносят ладонь ко рту  и выполняют ею движение сверху вниз.

 - А теперь слепим из снега комки.

Изображают изготовление снежных комков.

 - У кого самый большой ком?

Надувают щёки, крепко сжав губы.

  - Кто дальше бросит «снежок»?

«Бросают снежки».

 - Теперь согреем руки тёплой воздушной струёй.

Выдыхают раскрытым ртом на ладони.

  1. Произнесение звука [в], выделение звука на слух.

Л.:

 - Ветер усилился, начинает свою песню. Сначала тихо: «в-в-в», потом всё громче и громче. И началась настоящая вьюга – «в-в-в-в-в» (меняет громкость и высоту голоса). Давайте споём песенку вьюги по-разному.

   Дети воспроизводят звук [в] громко, тихо, низко, высоко, долго, коротко.

 - А теперь, если услышите звук вьюги, хлопните в ладоши.

Л .произносит звуки [а],[у],[в],[м],[о],[н].

6. Выделение звука [в] в словах, подбор слов с помощью картинок.

Л.:

 - Мы встретили двух друзей. Это Ваня, а это Вова (произносит слова, выделяя звук [в] ). Какой звук  я выделила в их именах? 

Дети выделяют [в], замечают что в слове «Вова» два звука [в].

 - Давайте с ними поиграем – Ваня называет первое слово, Вова второе, а вы – третье. Ваши слова должны начинаться со звука [в]. На панно – картинки-подсказки.

                      Варя варит … (варенье).

                      Валя вымыла… (вазу).

                      Вика вяжет… (варежки).

                      Вышел воющий … (волк).

                       В море высокие… (волк).

                       На воротах ворчат… (вороны).  

  1. Согласование существительных с числительными.

Л.:

 - А сколько этих предметов, давайте сосчитаем.

Дети:

 - Одна ваза, две варежки, пять ворон, три волны, один волк, одна банка варенья.

7. Анализ и синтез слогов с помощью символов звуков.

Л.:

 - Найдите картинку для звука В.

Дети показывают картинку «Вьюга».

 Л.:

 - А теперь «почитаем», что изображено на картинках.

Дети последовательно называют звуки [в], [а], [о], [у] и соединяют их в слоги ВА, ВО, ВУ.

Л.:

 - А теперь назовите звуки по порядку: ВА…

Дети:

 - [В], [а]…

8. Произнесение звука [в] при произнесении деформированной фразы.

 Л.:

 - Смотрите, какие снеговики на этой полянке! У каждого – записка-шутка. Здесь записаны наши слова, которые мы подбирали с Ваней и Вовой. Только звучат они по-другому.

    Варенье варит Валю.

    Ваза вымыла Варю.

    Варежки вяжут Вику.

   На вороне ворчат ворота.

   На воробье чирикает ветка.

   В волнах высокое море.

Дети меняют по смыслу слова местами, проговаривают предложения правильно.

9. Окончание.

   Л.:

    - Ребята, нам пора возвращаться. Вьюга усиливается, давайте вместе споём с нею эту песенку: «В – в – в…». В каких словах звучит песенка вьюги? С кем мы сегодня познакомились.

   Дети отвечают.

  Л.:

  - Намело много снега. Надо найти протоптанную дорожку и осторожно идти друг за другом.

  Дети находят на ковре «дорожку» и идут друг за другом.

   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект НОД "Звук и буква О"

Конспект предназначен для логопедов, психологов, родителей...

Конспект НОД "Звук и буква О"

Конспект предназначен для логопедов, психологов, родителей...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...