Методическая разработка по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для дошкольников с ОНР по теме: «Школа»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Тришина Татьяна Григорьевна

Логопедическое занятие для детей с  общим недоразвитием речи  разработанное в едином сюжете по лексической теме, что делает занятие увлекательным. Игры и упражнения. использованные в данной разработке,  направлены на развитие всех разделов развития речи и неречевых психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по обучению грамоте в подготовительной  к школе группе  с использованием  здоровье сберегающих технологий

Учитель – логопед Тришина Т. Г.

ГБДОУ № 11  Калининского р-на г.Санкт-Петербург

Тема: «Школа»

Цели:

  • Закрепить умение детей выделять предложение из текста;
  • Упражнять в составлении предложений;
  • Учить делить слова на слоги, указывать их последовательность;
  • Учить дифференцировать звуки «Л» - «Р»;
  • Учить различать звуки по твердости и мягкости;
  • Совершенствовать умение выделять звуки «Л» - «Р» в начале, середине, конце слова;
  • Совершенствовать навык звукового анализа слов;
  • Способствовать развитию речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти;
  • Развитие пространственной ориентировки, кинестетических ощущений;
  • Продолжать работу по развитию эмоций, мимической мускулатуры.

Оборудование:

  • Буратино;
  • Сюжетные картинки для составления предложений;
  • Предметные картинки с изображением школьных  принадлежностей;
  • Схемы предложений;
  • Школьные принадлежности ( пенал, ручка, карандаш, мел, ранец, ластик, краски);
  • Игра «Дин – Дон»
  • Мяч;
  • Пиктограммы «Маски»

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Игра « Маски» ( Мимическая зарядка)                                                              

Детям раздают пиктограммы с различными эмоциями, дети изображают мимику и передают соседу.

  1. Объявление темы

Когда я сегодня шла  на занятие, то встретила человечка. Он узнал, что вы скоро идете в школу. Он тоже хочет ходить в школу, и мы ему расскажем, что знаем о школе, какими должны быть ученики, и что нужно ученикам для учебы.  Я его привела с собой, отгадайте кто это?

У отца был мальчик странный.

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

 Человечек деревянный:

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?... Буратино!

Проходи Буратино, садись на стульчик и послушай наших деток.

  1. Выделение предложений из текста. Рассказ о школе.

Послушайте рассказ. ( Первое чтение рассказа).

Послушайте рассказ еще раз и посчитайте сколько в нем предложений. ( Повторное  чтение).

Осенью дети идут в школу. Наша школа светлая и красивая. Около школы растут деревья. Мы любим свою школу. Ученики живут дружно.

  1. Составление схемы предложения.

Повторим последнее предложение: « Ученики живут дружно». Давайте составим схему предложения.

Ребята скажите, что делают ученики в школе?

(Занимаются, читают, пишут, рисуют, считают, решают, думают).

Как учатся в школе?

 (Хорошо, старательно, отлично, весело).

  1. Релаксирующие упражнение « Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

А потом опять вперед.

Тут немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех и дальше всех.

Возвращается обратно,

Расслабление приятно.

Шея не напряжена,

А рас-слаб-ле-на!

  1. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Давайте покажем Буратино, как мы умеем составлять предложения. Помогут нам картинки.

7.    Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

        Ладони вверх, ладони вниз 1.        Совершенствование навыка звукового анализа.

Логопед:

Чтобы пойти в школу, нужны школьные принадлежности. Расскажите Буратино, какие бывают школьные принадлежности.

Дети:

Портфель, линейка, пенал, ручка, карандаш, мел, ранец, ластик, краски, учебники.

Логопед:

А теперь скажите, где могут храниться школьные принадлежности?

Дети:

На полке, в шкафу, в столе, на столе.

Логопед:

Давайте разложим все аккуратно по полочкам. Раскладывать будем так. На первой полке предметы, в названии которых один слог. (Клей.Кисть, мел). На второй полке предметы, в названии которых два слога. (Портфель, пенал, ручка, ранец, ластик, краски, дневник).

8.        Игра « Отыщи букву» ( Развитие кинестетических ощущений).

Когда дети идут в школу они уже знают все буквы. Попробуйте достать из мешочка спрятанные там буквы и определить, что это за буква.

9.        Звуковой анализ слова.

Кто знает, когда дети идут в школу? Кто вас поведет в школу?

- Буратино, а ты знаешь, что наши дети умеют составлять слова из звуков? Мы сейчас тебе покажем, как мы это умеем делать. Давайте вспомним, какие бывают звуки, ( Гласные и согласные). А согласные делятся на…( твердые и мягкие). Твердые обозначаются кружочками синего цвета, а мягкие- зеленым цветом. Как будем обозначать гласные звуки? ( Красными кружочками). Звуковой анализ слова « школа».

10.        Развитие зрительного восприятия.

В школе нужно много принадлежностей. Художник нам нарисовал их все на картинке. Посмотрите внимательно. Посмотрите, что вы видите на картинке?

11.        Дифференциация звуков «Р» - «Л».

Когда дети идут в школу, они уже умеют хорошо говорить, правильно произносить все звуки. Самый трудный звук «Р». Нам нужно разложить школьные принадлежности на стол и в ранец. Послушайте слово «стол». Какой последний звук? («Л»). На стол мы будем класть предметы со звуком «Л». ( Пенал, ластик, мел). Послушайте слово «ранец». Где находится звук «Р»? В начале слова, значит в ранец, мы будем класть предметы со звуком «Р».

   А теперь на бочок,

   И зажать в кулачок.

13.     Заключительный этап занятия.

Буратино:

   Как интересно было с вами ребята! Теперь я знаю, что нужно для учебы в школе. Как нужно учиться,      чем    дети занимаются в школе. Я приготовил вам небольшое стихотворение.

Скоро в школу

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть.

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И ранец есть, и форма есть,

И счетных палочек не счесть,

И он читать старается,

То, значит, он (вернее, я)

То, значит ,он (вернее, я)

Он в школу собирается.                ( И.Токмакова)

     14.  Итог занятия.

Буратино:

Ребята, а можно мне остаться с вами. Мне бы хотелось с вами поиграть, сходить на прогулку, посмотреть на другие занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».

Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...

Методическая разработка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Методическая разработка  по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)...