Главные вкладки

    Методическая разработка по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для дошкольников с ОНР по теме: «Школа»
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

    Тришина Татьяна Григорьевна

    Логопедическое занятие для детей с  общим недоразвитием речи  разработанное в едином сюжете по лексической теме, что делает занятие увлекательным. Игры и упражнения. использованные в данной разработке,  направлены на развитие всех разделов развития речи и неречевых психических процессов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект21.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по обучению грамоте в подготовительной  к школе группе  с использованием  здоровье сберегающих технологий

    Учитель – логопед Тришина Т. Г.

    ГБДОУ № 11  Калининского р-на г.Санкт-Петербург

    Тема: «Школа»

    Цели:

    • Закрепить умение детей выделять предложение из текста;
    • Упражнять в составлении предложений;
    • Учить делить слова на слоги, указывать их последовательность;
    • Учить дифференцировать звуки «Л» - «Р»;
    • Учить различать звуки по твердости и мягкости;
    • Совершенствовать умение выделять звуки «Л» - «Р» в начале, середине, конце слова;
    • Совершенствовать навык звукового анализа слов;
    • Способствовать развитию речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти;
    • Развитие пространственной ориентировки, кинестетических ощущений;
    • Продолжать работу по развитию эмоций, мимической мускулатуры.

    Оборудование:

    • Буратино;
    • Сюжетные картинки для составления предложений;
    • Предметные картинки с изображением школьных  принадлежностей;
    • Схемы предложений;
    • Школьные принадлежности ( пенал, ручка, карандаш, мел, ранец, ластик, краски);
    • Игра «Дин – Дон»
    • Мяч;
    • Пиктограммы «Маски»

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Игра « Маски» ( Мимическая зарядка)                                                              

    Детям раздают пиктограммы с различными эмоциями, дети изображают мимику и передают соседу.

    1. Объявление темы

    Когда я сегодня шла  на занятие, то встретила человечка. Он узнал, что вы скоро идете в школу. Он тоже хочет ходить в школу, и мы ему расскажем, что знаем о школе, какими должны быть ученики, и что нужно ученикам для учебы.  Я его привела с собой, отгадайте кто это?

    У отца был мальчик странный.

    Необычный – деревянный.

    Но любил папаша сына.

    Что за странный

     Человечек деревянный:

    На земле и под водой

    Ищет ключик золотой?

    Всюду нос сует он длинный.

    Кто же это?... Буратино!

    Проходи Буратино, садись на стульчик и послушай наших деток.

    1. Выделение предложений из текста. Рассказ о школе.

    Послушайте рассказ. ( Первое чтение рассказа).

    Послушайте рассказ еще раз и посчитайте сколько в нем предложений. ( Повторное  чтение).

    Осенью дети идут в школу. Наша школа светлая и красивая. Около школы растут деревья. Мы любим свою школу. Ученики живут дружно.

    1. Составление схемы предложения.

    Повторим последнее предложение: « Ученики живут дружно». Давайте составим схему предложения.

    Ребята скажите, что делают ученики в школе?

    (Занимаются, читают, пишут, рисуют, считают, решают, думают).

    Как учатся в школе?

     (Хорошо, старательно, отлично, весело).

    1. Релаксирующие упражнение « Любопытная Варвара».

    Любопытная Варвара

    Смотрит влево,

    Смотрит вправо.

    А потом опять вперед.

    Тут немного отдохнет.

    А Варвара смотрит вверх,

    Выше всех и дальше всех.

    Возвращается обратно,

    Расслабление приятно.

    Шея не напряжена,

    А рас-слаб-ле-на!

    1. Составление предложений по сюжетным картинкам.

    Давайте покажем Буратино, как мы умеем составлять предложения. Помогут нам картинки.

    7.    Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

            Ладони вверх, ладони вниз 1.        Совершенствование навыка звукового анализа.

    Логопед:

    Чтобы пойти в школу, нужны школьные принадлежности. Расскажите Буратино, какие бывают школьные принадлежности.

    Дети:

    Портфель, линейка, пенал, ручка, карандаш, мел, ранец, ластик, краски, учебники.

    Логопед:

    А теперь скажите, где могут храниться школьные принадлежности?

    Дети:

    На полке, в шкафу, в столе, на столе.

    Логопед:

    Давайте разложим все аккуратно по полочкам. Раскладывать будем так. На первой полке предметы, в названии которых один слог. (Клей.Кисть, мел). На второй полке предметы, в названии которых два слога. (Портфель, пенал, ручка, ранец, ластик, краски, дневник).

    8.        Игра « Отыщи букву» ( Развитие кинестетических ощущений).

    Когда дети идут в школу они уже знают все буквы. Попробуйте достать из мешочка спрятанные там буквы и определить, что это за буква.

    9.        Звуковой анализ слова.

    Кто знает, когда дети идут в школу? Кто вас поведет в школу?

    - Буратино, а ты знаешь, что наши дети умеют составлять слова из звуков? Мы сейчас тебе покажем, как мы это умеем делать. Давайте вспомним, какие бывают звуки, ( Гласные и согласные). А согласные делятся на…( твердые и мягкие). Твердые обозначаются кружочками синего цвета, а мягкие- зеленым цветом. Как будем обозначать гласные звуки? ( Красными кружочками). Звуковой анализ слова « школа».

    10.        Развитие зрительного восприятия.

    В школе нужно много принадлежностей. Художник нам нарисовал их все на картинке. Посмотрите внимательно. Посмотрите, что вы видите на картинке?

    11.        Дифференциация звуков «Р» - «Л».

    Когда дети идут в школу, они уже умеют хорошо говорить, правильно произносить все звуки. Самый трудный звук «Р». Нам нужно разложить школьные принадлежности на стол и в ранец. Послушайте слово «стол». Какой последний звук? («Л»). На стол мы будем класть предметы со звуком «Л». ( Пенал, ластик, мел). Послушайте слово «ранец». Где находится звук «Р»? В начале слова, значит в ранец, мы будем класть предметы со звуком «Р».

       А теперь на бочок,

       И зажать в кулачок.

    13.     Заключительный этап занятия.

    Буратино:

       Как интересно было с вами ребята! Теперь я знаю, что нужно для учебы в школе. Как нужно учиться,      чем    дети занимаются в школе. Я приготовил вам небольшое стихотворение.

    Скоро в школу

    Слыхали радостную весть?

    Мне скоро будет ровно шесть.

    А если человеку шесть,

    И у него тетрадки есть,

    И ранец есть, и форма есть,

    И счетных палочек не счесть,

    И он читать старается,

    То, значит, он (вернее, я)

    То, значит ,он (вернее, я)

    Он в школу собирается.                ( И.Токмакова)

         14.  Итог занятия.

    Буратино:

    Ребята, а можно мне остаться с вами. Мне бы хотелось с вами поиграть, сходить на прогулку, посмотреть на другие занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

    Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

    Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

    Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

    Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».

    Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...

    Методическая разработка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

    Методическая разработка  по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)...