Сущность современного речевого этикета и его значение в жизни ребенка.
консультация по логопедии (старшая группа)

Селиверстенко Анастасия Викторовна

 

В статье говорится о речевом этикете и его значении в жизни детей, о вербальных и не вербальных средствах общения. Этикет влияет на этическое и эстетическое развитие детей, способствует формированию эстетики чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сущность современного речевого этикета и его значение в жизни  ребенка.

Проблема речевой культуры дошкольников является в наши дни очень актуальной. К сожалению, в нашем обществе наблюдается снижение языковой культуры. Даже на телевидении и радио, в многочисленных газетах и журналах нередко допускаются лексические, грамматические, орфоэпические, стилистические ошибки, употребляются жаргонизмы, лишние, ничего не значащие слова, речевые штампы, канцеляризмы. В последние годы распространились в речи некоторых людей несметное количество неуместных присловий типа «как бы», «на самом деле». Они искажают смысл речи, делают ее смешной и уродливой.

Написано немало книг о воспитании культуры поведения у дошкольников, в которых она рассматривается как «совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности» .

В основе поведенческой культуры лежат обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Именно они стали ее первичными составляющими. Затем в ходе исторического развития формировались связанные с поведением этические и эстетические взгляды. И только на основе этого появилось явление как этикет.

Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Речевой этикет— это правила речевого поведения, применяемые в ситуациях вступления собеседников в контакт и поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.

Существуют различия между социальной и этикетной нормами поведения. Норма поведения, - это узаконенный порядок действий, признанный обязательным. Она конкретизируется в правилах поведения, т.е. в предписаниях, как действовать и поступать в каждом конкретном случае. «Словарь по этике» определяет понятие этикет так: «Этикет - это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Социальные нормы появились с возникновением общества. Человек - существо общественное, он не может жить вне общества, поэтому ему необходимо вести себя так, чтобы быть полезным обществу и принимаемым им.

С развитием интереса к человеческой личности появились такие этикетные нормы поведения, которые демонстрировали уважение к человеку и настраивали на приятное общение. Они основывались на том, что носитель такого поведения хочет нравиться окружающим. Иными словами, социальная норма дает человеку возможность жить в обществе; этикетная норма, будучи социальной, еще и способствует приятной жизни в обществе, приносящей удовлетворение и радость носителю такого поведения и окружающим людям.

Этикет играет в жизни современного общества весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную. Учитывая их, воспитатель имеет возможность осознанно строить свое профессиональное поведение. Он может создать благоприятные для общения условия, а это важно, поскольку они способствуют успешному воспитанию детей и налаживанию отношений с родителями на основе уважения к себе, а, следовательно, повышению авторитета педагога.

Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от их национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образовательного уровня. Соблюдение этикета дает воспитателю возможность учесть все эти различия и повести себя в каждом конкретном случае таким образом, чтобы наиболее эффективно влиять на воспитание детей.

Изучая содержание и сущность этикета, мы пришли к выводу: в основе этикетного поведения всегда лежат нравственные нормы, а эстетика поведения является необходимым условием. При соотношении этического, этикетного и эстетического в поведении выделяют три основных поведенческих критерия: вести себя правильно, нравственно и эстетично - в соответствии с принятым в обществе порядком поведения, нормами морали и эстетическими нормами.

Требования, предъявляемее современным обществом к педагогу разнообразны. Одно из них - хорошее воспитание, высокая внутренняя и внешняя культура. Перед дошкольным работником нередко возникают различные вопросы делового характера: как создать имидж делового человека, выбрать костюм, убедить в правильности своих взглядов.

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающих его правилам жизни в обществе, расширяющий кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нем.

Профессионализма педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями. Не умея определить допустимость тех или иных профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законы ораторского искусства, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек рискует попасть в смешное и неприятное положение, вызвать недоумение и раздражение окружающих.

Структура современного речевого этикета определяется как установленный порядок поведения, включающий в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, манерах поведения и речи, во внешнем облике человека.

Различают  этикет на речевой и неречевой. Первый является вербальным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в речи, манере обращения, умении вести беседу, участвовать в споре, говорить комплименты. Не речевая форма этикета включает в себя поступки и действия, демонстрирующие уважительное отношение к окружающим. Как человек сидит, стоит, ходит, ведет себя за столом, все его действия и поступки характеризуют его или как хорошо воспитанную личность, или, наоборот недостаточно подготовленную к жизни в современном обществе. Выделяют и разновидности этикета: деловой, служебный, столовый, гостевой, подарочный, этикет дистантного общения, этикет телефонного разговора, этикет в общественных местах. Этикет можно разделить, но это разделение условно, так как правила этикета существуют не в отдельности, а в неразрывной совокупности.

Культурные и методические требования к речи педагога:

1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи,

учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

  1. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  2. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
  3. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
  4. Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания.
  5. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь; она надоедает.
  6. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
  7. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
  8. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
  9. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства. Они выполняют важные функции:

  -помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой), связанных с конкретными зрительными представлениями;

-помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (веселый, грустный, злой, ласковый);

-способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

-помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

-являются образцами поведения детей;

-выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию.

По проблемам культуры речи есть специальная литература, освещающая законы и правила родного языка, речевого взаимодействия. Однако мало изучить их, нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.

Таким образом, современный этикет - это емкое понятие, элементы которого четко структурированы и предполагают следование установленным нормам и правилам поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Хочу поделиться интересной статьей по применению в практике кейс-технологий.  Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решен...

Современные технологии в освоении речевого этикета

Современные технологии в освоении речевого этикета...

Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками

Формирование навыков рече­вого этикета — неотъемлемая часть общей работы по разви­тию речи детей. Основное на­правление работы — обогаще­ние речи ребенка словами и конструк...

«Современные технологии в освоении речевого этикета старшими дошкольниками».

Современное общество ставит перед педагогами ДОУ задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Решение этой задачи осуществляется чер...

Речевой этикет и его значение в дошкольном возрасте.

Консультация может быть использована в работе учителя-логопеда с родителями и воспитателями детей группы ОНР....