Речевой этикет и его значение в дошкольном возрасте.
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Стельмашонок Наталья Евгеньевна

Консультация может быть использована в работе учителя-логопеда с родителями и воспитателями детей группы ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_i_ego_znachenie_v_doshkolnom_vozraste.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Речевой этикет и его значение в дошкольном возрасте».

  Речевой этикет – понятие широкое и многогранное, он представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, доброжелательности, без которых невозможно обойтись в обществе. Поэтому оно выработало особую систему ритуалов и соответствующих словесных формул, обслуживающих потребность – устанавливать контакты принятым способом и поддерживать доброжелательную тональность общения.

   Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько: обращение и привлечение внимания; приветствие; знакомство; прощание; извинение; благодарность; поздравление; пожелание; соболезнование; сочувствие; приглашение; просьба; совет; одобрение; комплимент. Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются формулы:

-наиболее употребительные, стилистически нейтральные формулы (до свидания, спасибо, здравствуйте);

-формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, прощайте, доброе утро);

-формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться; пока; целую ручки; спасибо; благодарю вас).

  Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников. Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы и т.п. добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений». Вежливость фраз речевого этикета происходит и за счет «приращения» к ним мотивировок: «Я очень благодарна вам за книгу, она мне очень помогла; До свидания, надеюсь, завтра увидимся». Дополнение формул речевого этикета обращениями и мотивировками вносит в них не только теплоту, но и подчеркивает индивидуальность говорящего. «Приращение» («развертывание») этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.

  Речевой этикет предполагает некоторые вежливые формулы: «Будьте добры...», «Будьте любезны...», «Извините», «Благодарю вас», «Спасибо», «Пожалуйста», «Вы очень любезны», «Вы не могли бы...», «Мое почтение», «Не сочтите за труд...», «Простите за беспокойство», «Если вас не затруднит...», «Чем могу быть вам полезен?», «Не откажите в любезности...», «Будьте так любезны...», «Вы очень любезны», «Вы очень вежливо со мной поговорили», «Я рад за вас», «Вы все для меня сделали, что могли», «Вы славно потрудились», «Не могу ли я чем-то быть вам полезным?», «Честь имею откланяться».  Устойчивые формы вежливого общения относятся к речевому этикету. Владение правилами речевого этикета позволяет человеку корректно вести себя в обществе, быть в себе уверенным и непринужденно чувствовать себя при общении, демонстрируя свою вежливость и воспитанность, что совсем немаловажно для каждого человека, который живет в обществе. Для того чтобы слыть именно таким человеком, нужно знать, какие формулы вежливости могут в этом помочь.

   Одними из первых формул вежливости, с которыми нам надо познакомиться, это формулы приветствия и прощания. Формы приветствия, такие как «Добрый день», «Доброе утро», «Здравствуйте», «Мое почтение», «Добрый вечер», «Приветствую Вас», «Позвольте Вас приветствовать». «Привет», - никаких мыслей не выражают, но являются неотъемлемой частью речевого этикета. Корректные формы прощания в русском языке следующие: «До свидания!», «До скорой встречи», «Приятного вечера!», «Доброй ночи!», «Прощайте», «Позвольте откланяться», «Позвольте попрощаться», «До вечера». Они могут быть использованы в любой ситуации. При общении с малознакомыми людьми такие формулы ни в коем случае не используются. К формулам выражения просьбы можно отнести следующие: «Если Вам не трудно, сделайте..», «Принесите пожалуйста», «Сделайте одолжение», «Если Вас не затруднит..», «Позвольте просить Вас о помощи», «Не могу ли я попросить Вас?». К формулам благодарности относятся: «Разрешите Вас поблагодарить», «От всей души благодарю Вас», «Весьма благодарен Вам за..», «Премного благодарен». Такое выражения как «Спасибо» является очень нейтральным и может использоваться как в непринужденной речи, так и в официальной. Формулы приглашения могут быть следующие: «Будем Рады Вас видеть на..», «Позвольте пригласить Вас», «Вы окажите нам большую честь, если придете..», «Приглашаем Вас на..». Формулы приглашения: «Позвольте Вас поздравить», «Разрешите выразить Вам искренние поздравления», «Искренне поздравляем Вам», «Горячо поздравляем Вас».

Дошкольный возраст – сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета. Этикетный словарь, это не только система вербальных единиц, это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие. Формируя у дошкольников  этикетный словарь, педагоги и родители  решают важнейшую задачу – научить детей пользоваться диалогом, как формой культурного общения.

Литература:

1.Дик, Т.В. Формирование речевого этикета, как средство развития диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи .Т.В. Дик, Г.П. Филипенко// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 17.

2.Формановская, Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении .Н.И. Формановская. – М. : Знание, 2010. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для педагогов ЮАО по столовому этикету: «Столик - накройся! Обучение детей дошкольного возраста сервировке чайного стола»

Программное содержание: - Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных; - Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на   поставленный ...

Методические рекомендации для педагогов " Этикет с малых лет " ( младший дошкольный возраст)

Методические рекомендации для педагогов " Этикет с малых лет "  ( младший дошкольный возраст)...

Методические рекомендации для педагогов " Этикет с малых лет " ( старший дошкольный возраст )

Консультация для педагогов«Этикет с малых лет». Старший и подготовительный дошкольный возраст. Воспитанность- это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, что...

Сущность современного речевого этикета и его значение в жизни ребенка.

В статье говорится о речевом этикете и его значении в жизни детей, о вербальных и не вербальных средствах общения. Этикет влияет на этическое и эстетическое развитие детей, способствует формиров...

Значение речевого дыхания в развитии речи детей дошкольного возраста.

Значение речевого дыхания в коррекционной работе учителя-логопеда чрезвычайно велико. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроиз...

Значение пальчиковой игры для речевого развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. СухомлинскийГлавный показатель хорошего физического и нервно-психического развития ребенка - развитие его руки, кисти, ручны...