Главные вкладки
«Речевой этикет общении детей в старшем дошкольном возрасте»
материал по теме
Предварительный просмотр:
Доклад
«Речевой этикет в
общении детей в
старшем дошкольном возрасте»
(из опыта работы)
Воспитатель: Князева Е.А.
Наши дети, дойдя до подготовительной группы, уже имели определённый запас знаний по теме «Речевой этикет» с целью уточнения и расширения представлений о вежливости был проведён цикл чтения художественной литературы «Вежливые сказки» Т. А. Шорыгиной, построенный на анализе поступков героев через авторскую сказку. Каждая сказка начиналась с короткой беседы, посвящённой одному из аспектов вежливости: «С добрым утром» ( сказка «Вежливые бельчата»), «Здравствуйте!», «Ура! Гости!» (сказка «Таня в гостях у Каролины»); вежливая просьба (сказка «Любимая игрушка») и др. Чтения заканчивались закреплением освоенных правил этикета. Правила вежливого поведения по определённой теме вывешивались на ширме в раздевальной комнате для ознакомления родителей.
Сказки побудили детей к осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию нужности
применения правил вежливости в повседневной жизни. Мы проводили этические беседы для обобщения и систематизации полученных знаний. Темы бесед: «Слова приветствия и прощания», «Как познакомиться с незнакомым человеком», «Речевое поведение при разговоре по телефону», «Кто тебе друг, а кто тебе просто знакомый» и др.
Мы старались поддерживать интерес детей, вводя сказочных героев, интересные истории из жизни сверстников. Этические беседы помогли обратить внимание детей на внутренний мир человека, человеческих отношений, проявляющихся в вежливых и грубых поступках. Благодаря беседам они узнали, что поведение людей подчиняется определённым правилам.
Дети совместно обсуждали различные ситуации, что способствовало взаимному обогащению их чувств и этических представлений. Нашими детьми усвоены понятия: «вежливость», «вежливые слова», «вежливые поступки», «Вежливое поведение». Были проведены выставки рисунков на напоминание того или иного вежливого поведения.
Нравственное воспитание формирует эмоции, представления, мотивы, нравственные
поступки. Во время бесед индивидуальных и групповых ставились различные проблемные ситуации, которые были направлены на то, чтобы дети могли поупражняться в использовании уже полученных знаний, выразить своё отношение. В основе ситуаций лежали правила вежливости, где дети сами принимали правильное решение. Дети с интересом высказывали своё мнение, оценивали ситуацию с позиции вновь приобретённого опыта.
Очень интересно прошло развлечение: «Путешествие в страну этикета». В процессе этого мероприятия дети показали свои знания правил вежливого поведения, проявили вежливость
в предложенных проблемных ситуациях, показали как они умеют себя вести в общественных местах.они получили удовольствие от сюрпризных моментов, от того, что могут себя считать культурными и вежливыми людьми.
Мы работали в большом контакте с родителями. Выставлялись ширмы по теме, памятки, включались темы вежливости в родительские собрания, проводились беседы, предложен был список литературы.
Родители поняли важность этой темы и во всём поддерживали нас.
Благодаря проведённой работе дети расширили представления о вежливости, научились применять их в повседневной жизни. Они стали более вежливы по отношению друг к другу, они смогли оценить поступки сверстников с позиций общепринятых норм поведения. Дети научились давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Мы увидели изменения в общении: дети стали более внимательно и уважительно относиться к мнению окружающих, контролировать свои эмоции и желания, проявлять доброжелательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей или родителей....

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

laquo; Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР».По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди&raqu...

Познавательно - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с трудом взрослых....