Конспект открытого занятия для педагогов ЮАО по столовому этикету: «Столик - накройся! Обучение детей дошкольного возраста сервировке чайного стола»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шуваева Любовь Николаевна

Программное содержание:

 - Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных;

 - Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на   поставленный вопрос;

 - Закреплять знания о разных видах посуды и ее назначении;

 - Развивать: моторику пальцев рук, память, восприятие, память, мышление;

 - Развивать умение правильно обращаться с посудой;

 -  Формировать навык последовательности сервировки стола к

Чаю;

 -  Воспитывать умение правильно сервировать стол к чаю.

Предварительная работа:

 -   Рассматривание посуды во время приема пищи;

 -   Отгадывание и разучивание загадок о посуде;

 -    Игры: «Что в чем» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов),

 «Какая посуда спряталась?» и др.

 -    Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnoe_meropriyatie.docx45.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Столик накройся»!  Шуваева Л.Н., Духанина Л.Н.

                Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                 города Москвы "Школа № 492" Структурное подразделение № 3                         «Медвежонок»

        Конспект открытого занятия  для педагогов ЮАО по столовому         этикету: «Столик  - накройся! Обучение детей дошкольного возраста         сервировке чайного стола»

Провели воспитатели

 группы № 9:

 Шуваева Л.Н.

 Духанина Т.И.

                        18 марта 2015 Москва

Программное содержание:

 - Активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных;

 - Развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на   поставленный вопрос;

 - Закреплять знания о разных видах посуды и ее назначении;

 - Развивать: моторику пальцев рук, память, восприятие, память, мышление;

 - Развивать умение правильно обращаться с посудой;

 -  Формировать навык последовательности сервировки стола к

Чаю;

 -  Воспитывать умение правильно сервировать стол к чаю.

Предварительная работа:

 -   Рассматривание посуды во время приема пищи;

 -   Отгадывание и разучивание загадок о посуде;

 -    Игры: «Что в чем» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов),

 «Какая посуда спряталась?» и др.

 -    Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин»

Методы и приемы: сюрпризный момент, загадывание загадок, физкультминутки, дидактические игры:

 «Четвертый лишний»,

Словарная работа: сервировать, столовые приборы, сервиз

 Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Восприятие художественной литературы и фольклора», «Художественное творчество».

 Задачи: 

Познавательное развитие.

Развивать у детей любознательность. Продолжать знакомить с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; с историей ее появления, развития и совершенствования. Закреплять у детей обобщающее понятие «посуда»; классифицировать предметы по характерным признакам, функциональному значению. Расширять представления о материале, из которого изготавливается посуда, об особенностях ее внешнего вида. Закреплять умение самостоятельно обследовать предмет и делать выводы.

 Речевое развитие.

Развивать связную речь детей, обогащать их словарь - чайник доливной, масленка, молочник, салатник; активизировать словарь: конфетница, половник, ложка столовая, ложка чайная; умение участвовать в диалоге, поддерживать диалог в рамках поставленной проблемы.

 Социально – коммуникативное развитие. 

Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, работать сообща, доводить начатое дело до конца; доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим, бережное отношение к посуде; воспитывать у детей правила хорошего тона.

 Физическое развитие.

 Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки. Развивать мелкую моторику рук через рисование, пальчиковую игру.

 Восприятие художественной литературы и фольклора.

 Понимать образный смысл загадок.

 Методы и приемы:

 практические:

 игра, аппликация, динамическая пауза, эксперимент;

 наглядные:

предметы чайной посуды;

 словесные: чтение отрывка произведения, беседа, вопросы к детям.

 Материал и оборудование:

1. Предметы чайной посуды, скатерть, салфетки, приборы  сервировки,

салфетница, салфетки из ткани для сервировки стола.    

2.Набор геометрических фигур, согласно схеме.

 3. Мольберт со схемой, клей, листы А 4,

  Детская деятельность, Формы и методы организации совместной деятельности:

 Коммуникативная беседа о посуде, обсуждения, вопросы-загадки

 Познавательно-исследовательская:

 познавательно-исследовательский проект «Посуда»

 Игровая:

 игры «Назови правильно посуду», «Накрой стол к чаю»

Сюрпризный момент:

 появление  шкатулки от бабушки,

 Двигательная:

пальчиковая игра «Девочка Ирина порядок наводила», «Стол», динамическая пауза «Посуда», « Чайник»

 Восприятие:

 художественной литературы и фольклора Чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Федорино горе», беседы, обсуждения, разгадывание загадок

 Логика образовательной деятельности

 Ожидаемые результаты:

Правила поведения за столом

                 Ход занятия:

- Ребята, я хочу представить Вам куклу  Веру. Она очень, очень  гостеприимная, а что это означает? (любит гостей приглашать).

Кукла Вера: Здравствуйте! Я очень рада нашему знакомству. Сегодня я пригласила в гости своих друзей, приготовила угощение, достала красивую посуду, заварила чай.  А вот как это всё красиво  и правильно расставить, не знаю. Вы сможете мне помочь?

Воспитатель:

- Ребята, вы видели, как это делают мамы? А кто помогал маме накрывать на стол? Прекрасно, Вера, мы тебе поможем накрыть стол к чаю.

Воспитатель: И так у нас есть стол, давайте изобразим его на пальчиках.

Пальчиковая гимнастика «Стол».

У стола четыре ножки,

показать 4 пальца на правой руке и сжать их в кулачок.

Сверху крышка, как ладошка, накрыть кулачок левой ладошкой. (2 раза)

Воспитатель - МОЖНО ЛИ НА ЭТОТ СТОЛ СРАЗУ СТАВИТЬ ПОСУДУ?  (нет, его нужно накрыть скатертью). Предложить детям на выбор две скатерти: клеёнчатую и полотняную.

Воспитатель - КАКУЮ СКАТЕРТЬ ВЫ ВЫБЕРИТЕ: - КЛЕЁНЧАТУЮ ИЛИ ТКАНЕВУЮ? Правильно Вы выбрали тканевую, потому  что такая скатерть сделает наш стол  праздничным, к сожалению, такая  скатерть быстро пачкается, поэтому каждая хозяйка мечтает, чтобы её гости были аккуратными.        

Скатерть, скорей неси.

И на стол ее стели.
Дети  стелют скатерть, воспитатель им помогает.

Воспитатель - ЧТО ЖЕ ДЕЛАЕМ ДАЛЬШЕ?

- СЛУШАЙТЕ ЗАГАДКУ:         

КОГДА  все чашки,

 блюдца, к чаю,  Вместе соберутся,

это вовсе  не случайно,  

есть сервиз, какой же? (Чайный), дети договаривают.

Воспитатель - СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, В СЕРВИЗЕ, ЧАШКИ О БЛЮДЦА ОДИНАКОВЫЕ ИЛИ РАЗНОЦВЕТНЫЕ? Ответ: правильно, на праздничный стол ставят одинаковую посуду.

        «С полки к нам спустился вниз,

        Чайный, праздничный (сервиз)» -  ставиться на отдельный маленький столик, с которого дети будут брать предметы, для сервировки стола.

  1.  задание:

отгадайте загадку –

 Она бывает глубока.

          Она бывает мелка.

          Однако, это не река.

                Тарелка

Тот, кто вспомнит первым о десертных тарелочках, получает право поставить их на стол.

Воспитатель - ЧТО КЛАДУТ В ДЕСЕРТНУЮ ТАРЕЛКУ? (игра – съедобное, несъедобное»). ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Трое вызываются и выполняют работу по расстановке десертных тарелок, дети оценивают, если правильно, то хлопают в ладоши.

2 задание: блюдца ставит один из детей (справа от чашки), остальные оценивают, если правильно, то хлопают.

3 задание:

 «чашечки»,

Она всем очень нравится,

         На блюдечке красавица,

         С одной рукой милашка,

         Голубенькая ...

        (чашка)

вызываются 2 следующих  ребёнка, обратить внимание, как дети  несут чашки, как ставят их: кто правильно, а кто нет.

  • Чашку надо брать за ручку, а не за ободок;
  • Ставить на блюдечко ручкой вправо.

воспитатель делает заключение: чашка без блюдца – это уже кружка,

чашка не может жить без блюдца, они дружат, поучает детей:

        

4 задание: рассказать про  спасательную  салфетку.

  • Она из бумаги или ткани?
  • Ею вытирают ротик и ручки?  Нет.

Почему эту салфетку называют -  «спасательная»?

Ответ: спасает наши юбочки и штанишки от крошек и капелек.  Вызываем 2 следующих детей положить спасательные салфетки и тут же объясняем, что кладут их справа от чашки с блюдцем.

Для тех, кто замарается,

Салфетки расставляются, (ставит бумажные  салфетки в салфетницах).

 5 задание:

  Помощница маленькая,

        Любит сладенькое.

         Берёт понемножку 

 Чайная… ложка

 решить, куда же  положить чайные  ложечки?

Выслушать ответы детей.

Правильный ответ: ложка в блюдце, под ручкой чашки.

6 задание:  отгадайте -  

Неприступная на вид,

         Подбоченившись стоит,

        а внутри-то, посмотри

         Угощение внутри! (Сахарница)

Воспитатель Сахарницу, ставим посередине, а когда хотим положить его в чашку, подвигаем к себе и берем кусочек, можно рукой, а не ложкой (можно спросить: «а какой сахар надо браь ложкой) -  с\песок.

         Бел, как снег в чести у всех

        В рот попал –

        Там пропал. (Сахар)  

Воспитатель. Запомните, размешивают сахар в чашке надо тихо, чтобы не разбить чашку.

Чем можно украсить стол? Цветами

Воспитатель: по-моему здесь чего-то не хватает…

Кукла Вера: мне же бабушка дала сундучок с конфетами, а я совсем забыла. Сундучок любит, чтобы отгадывали загадки про волшебные слова, тогда он открывается. Сможете отгадать?

 Чтоб открылся сундучок,

 Расскажи-ка мне дружок:

 Что ты скажешь, если вдруг

 Угостит тебя твой друг?

 Спасибо. 

  Кукла: что ты скажешь, мой дружок,

 Если в гости вдруг придёшь?

 Дети: Здравствуйте.

 Кукла: Что ты скажешь, дорогой,

 Если ты пойдёшь домой?

 Дети: до свидания.

 Кукла: ура, открылся! Значит, вы ответили правильно.

 Воспитатель: дети, куда мы переложим конфеты? Можно их положить в салатницу? (Нет). Почему? (Ответы детей). Посмотрите на эту вазу. (Показывает конфетницу). Можно туда положить конфеты? (Да). Эта ваза называется конфетницей. Заполним её конфетами. (Дети кладут в неё конфеты,  благодарят куклу), рядом ставят  блюдо с печеньем.

Воспитатель ЧТОБЫ ГОСТИ ЗНАЛИ, КУДА ИМ СЕСТЬ разложим ДЛЯ НИХ карточки с именами.

  1. Не стесняйтесь, угощайтесь,
    Вкусный чай я всем налью.
    Чай горячий, ароматный,
    С за
     пахом мятным; 

Воспитатель: отгадайте,

Закипит — исходит паром,

         И свистит, и пышет жаром,

         Крышкой брякае, стучит.

 -        Эй, сними меня! — кричит.

 (Чайник) 

         Воспитатель. Чтобы не обжечься о горячий чайник, поставим его на отдельный стол, где хозяйка будет наливать чай.

НУ, а пока не пришли гости, предлагаю всем размяться.

Дыхательная гимнастика «Чайник».

 Чайник наш кипит – пых – пых - пых (дети становятся в круг)

 Просит чай всех пить.

 Чай горячий,

 Подуем на него (дети дуют на воображаемый чай)

 Ах, какой душистый (дети делают глубокий вдох, на  Выдохе проговаривают слова  - «Ароматный чай»).

         Физминутка «Посуда»

Ребята, давайте покажем, какая у  нас есть посуда, становитесь в круг.

Вот фарфоровые чашки (дети приседают)

 Очень хрупкие бедняжки.

 Вот фарфоровые блюдца (дети кружатся вокруг себя)

 Только стукни, разобьются

Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке (потягиваются, руки вверх, сомкнутъ над головой)

 Вот пластмассовый поднос —

 Он посуду нам принес. Выполняют движения в соответствии с текстом

 Всю посуду берегу (дети наклоняются вперёд, руки разводят в стороны), потому что я её люблю (руки на сердце).

Итог.  Ребята, чему мы научили куклу Веру? (Накрыть стол к чаю)

Кукла благодарит детей за помощь и за науку.

Воспитатель А сейчас каждый из вас накроет свой столик. Садитес,перед Вами большой лист,  это столик, видите он красивый , будто накрыт скатертью. Этот столик не простой. Вместо посуды, геометрические фигуры, посмотрите на мольберт, каждой фигуре соответствует предмет посуды.

Воспитатель: какая фигура соответствует десертной тарелке?….(круг)

                        какая фигура соответствует чашке?    

                           какая фигура соответствует блюдцу?

                              какая фигура соответствует  ложке?

                        какая фигура соответствует салфетке?

Найдите фигурусоотв  тарелочки  приложите её на край вашего столика, запомнили где она должна стоять? Атеперь нанесите клей и приклейте на это место

Дети выполняют работы, потом обсуждают правильность выполнения.

Прощание с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации  по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста»....

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс технологии для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Цель: научить педагогов использовать кейс – метод в образовательной деятельности с детьми.Задачи:- расширить знания участников мастер – класса о методе кейсов и его применении; - созд...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». Цель: повышение активности воспитателей по формиро...

Консультация для педагогов «Применение компьютерных технологий в коррекционно-направленном обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Сталкиваясь с актуальными проблемами современности относительно обучения и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, ученые всего мира ищут все новые средства для ока...