Консультация для педагогов «Пальчиковая гимнастика и её ресурсы при обучении детей дошкольного возраста»
консультация

Закирова Ирина Васильевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_palchikovaya_gimnastika.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Пальчиковая гимнастика и её ресурсы при обучении детей дошкольного возраста»

        Для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика играет важную роль. Во время занятий развивается мелкая моторика, рука хорошо подготавливается к письму. Ручку держат три пальчика, рука ребенка сильно устает от такой нагрузки, а в играх каждый пальчик задействован, эффект развития мелкой моторики увеличивается, речь формируется правильно.

Пальчиковая гимнастика оказывает влияние на:

• Развитие осязания и повышение внимания малыша к тактильным ощущениям. Он лучше начинает понимать такие свойства предметов окружающего мира, как тепло – холодно, гладкие – шершавые, легкие – тяжелые, их разницу в величине, объеме и других параметрах.

• Развитие мелкой моторики, которая важна и для речевой активности ребенка, и для общего развития мозга, и для умения писать, когда его дождется школа.

• Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников незаменима. Ведь одновременно задействованы и руки малыша, которые активизируют работу мозга, и восприятие речи. Игровые движения сопровождаются словами, которые тоже являются важной частью игры. Это развивает внимание и память дошкольника.

• Наконец, умение сгибать и разгибать пальчики, точно и скоординировано управлять ими имеют и простую практическую пользу. Только хорошо владея мелкими и точными движениями, ребенок сможет научиться застегивать пуговицы и липучки, завязывать шнурки, лепить, рисовать и прочее.

Каждый родитель хочет дать своему малышу самое лучшее и старается заниматься его развитием как можно раньше. Дети раннего возраста не еще не могут усидеть на месте, но с этого возраста уже надо начинать учиться, поэтому занятия нужно преподносить в игровой и шуточной форме.

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней. Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.

Особенно важно взаимодействие этих зон буквально от 0 до 3 лет, когда идет самое активное формирование речи ребенка (к 3 годам фраза должна быть сформирована, поэтому начинайте заниматься с самого рождения ребенка. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, вы посылаете импульсы в его речевые центры.

Независимо от ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым.

Пальчиковая гимнастика включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно действует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.

Речь - неизолированная единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое полушарие, так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное - проснется, активизируется).

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

В чем важность пальчиковой гимнастики для детей?

Ученые, изучающие психику детей и деятельность их мозга, отмечают тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Правильная работа органов речи и мелкой моторики рук способствует выработке хорошего произношения, снижает психическую нагрузку и помогает освободиться от монотонности речи.

Современный темп жизни привел к тому, что родители стали мало играть и меньше уделять внимания раннему развитию детей, что способствует снижению уровня речевого развития.

Пальчиковая гимнастика для детей и игры – прекрасный способ развить речь и мелкую моторику одновременно.

Преимущества разучивания стихотворений с помощью пальчиковой гимнастики заключаются :

• в стимуляции пространственного мышления и воображения;

• в воспитании быстроты реакции и эмоциональной выразительности;

• в улучшении памяти;

• в развитии внимания.

Помимо этого совместные игры сближают родителей и детей. Усаживаясь на колени матери, чувствуя ее объятия и ласку, ребенок получает все необходимые для интеллектуального и эмоционального развития впечатления.

Любая пальчиковая игра сопровождается стихотворениями. Рифма легко запоминается детьми, а спокойный ритм благотворно действует на малыша.

Для каждого возраста игра имеет свои особенности.

Активный интерес к окружающему миру ребенок начинает проявлять в возрасте 4-х месяцев.

Он разглядывает все вокруг, трогает игрушки, тянет незнакомые предметы в рот и пробует их на вкус.

Тактильная связь с миром имеет большое значение в этот период.

Такие занятия помогут быстрее заговорить и правильно поставить речь. Одной из самых старых игр является «Сорока-ворона», которую мы помним еще со своего детства.

Так ли нуждается в таком развитии ребенок?

Пальчиковая гимнастика хорошо развивает творческие способности. В этом возрасте ребенок впитывает любую информацию. Можно приучить дитя делать что-то, например, утреннюю зарядку, используя веселый стишок.

"Утром встали пальчики"

• Утром встали пальчики (все пальчики вытягиваются)

• Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять (по очереди каждый пальчик сгибается)

• Потянулись мальчики, будем танцевать (совершаются вращательные движения)

• Не ленитесь пальчики, встаньте же опять (повторяем каждое движение заново).

• После такой разминки ребенок сам захочет сделать зарядку.

• Дети не могут самостоятельно поддерживать психологическое равновесие им сложно выражать свои эмоции. Ребенок затрудняется объяснить, что он чувствует, как относится к определенным вещам и чего, вообще, хочет. Не сумев донести до взрослого, то, что нужно, малыш начинает истерить, родители нервничают, сон ребенка нарушается, вследствие чего он становится чересчур возбудимым. Благодаря пальчиковой гимнастике становится проще изъясняться со взрослыми и контролировать эмоции.

• Выбор места и времени для занятий.

В сравнении с другими методами развития пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста имеет ряд преимуществ:

• развитие сразу нескольких навыков;

• игра всегда с собой;

• большое разнообразие игр;

• глубокое творческое развитие.

Для занятий не нужно выбирать время и место, их устроить можно где угодно и когда угодно.

Современные гаджеты, планшеты и прочие устройства лишь подавляют способность детей к воображению, а не развивают его.

Любую сказку или историю можно представить в пальчиковой игре. Ребенку нужно давать возможность самостоятельно придумать, как представить героев или помочь ему в этом деле. «Птичка» - сложите ладонь в клювик, «пчелка» - летающий по кругу указательный палец, «козочка» - оттопыренные мизинец и указательный пальцы.

Когда ребенку станет легко выполнять действия одной рукой, нужно, чтобы он научился их делать другой рукой, затем обеими.

Этапы проведения игр:

• взрослый представляет игру ребенку;

• вовлекаются ручки ребенка в игру;

• взрослый с малышом выполняют движения одновременно;

• ребенок играет самостоятельно под текст, который произносит взрослый;

• малыш полностью сам осуществляет все движения и проговаривает стихотворение, а родитель только помогает при необходимости.

Регулярные упражнения помогают развить артикуляцию, активировать мыслительные процессы и разнообразить досуг малыша. Работа коры головного мозга улучшается, что является важной составляющей подготовительного процесса к школе.

Такой метод занятий получил огромную популярность в Японии, где такой гимнастикой занимаются с двух месячного возраста. Специалисты рекомендуют занятия регулярно каждый день и не менее 5 минут. Постепенно нужно наращивать скорость занятий и прибавлять количество упражнений.

Пальчиковая гимнастика подразумевает чередование движений, расслабление, сжатие и растяжение. Перед любым занятием ребенка важно настроить эмоционально, рассмотреть иллюстрации к упражнениям, обсудить содержание, при необходимости отработать требуемые жесты.

Основные рекомендации:

1. Не стоит проводить игру холодными руками, нужно согреть их в теплой воде или растереть ладони.

2. О новых персонажах, нужно рассказать малышу до начала игры.

3. Важно использовать максимально выразительную мимику.

4. Делайте небольшие паузы, отвлекайтесь.

5. Постепенно заменяйте игры на новые и усложняйте их.

6. Проводите время весело и поощряйте малыша зав успехи.

7. Нужно стараться, чтобы в игре участвовали все пальчики, особенно мизинчик и безымянный.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста является своеобразной базой в подготовке к школьному обучению. Ребенок будет уверенно держать ручку и красивее писать, разовьется зрительная память. Занятия с пальчиковой гимнастикой простые, сложностей не возникает, педагогической подготовки не требуется. Каждая мама самостоятельно в силе позаниматься со своим малышом на прогулке, перед сном или в другое свободное время. Специалисты рекомендуют уделить пальчиковой гимнастике несколько минут, и ребенок сделает еще один шаг на пути к успешной учебе.

Виды пальчиковой гимнастики :

1. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами);

2. Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, семена);

Пальчиковая гимнастика с предметами :

1. Игры с мелкими предметами (бусы, косточки, камешки, пуговицы, скрепки, мелкие предметы и игрушки);

2. Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц и замков;

3. Игры с нитками (наматывание клубков, плетение, выкладывание узоров, вышивание);

4. Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров);

5. Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Практические рекомендации  по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста»....

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста

Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста при формирования правильного произношения...

Консультация для педагогов «Применение компьютерных технологий в коррекционно-направленном обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Сталкиваясь с актуальными проблемами современности относительно обучения и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, ученые всего мира ищут все новые средства для ока...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика , как средство, развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика , как средство, развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"...