Консультация для педагогов «Применение компьютерных технологий в коррекционно-направленном обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
консультация

Сталкиваясь с актуальными проблемами современности относительно обучения и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, ученые всего мира ищут все новые средства для оказания помощи данной категории детей в самореализации и свободном пребывании в обществе. Обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ikt.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение компьютерных технологий в коррекционно-направленном обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

                                                         

                                                           

                                                           Шевякова Ольга Ивановна,

                                            воспитатель МБДОУ

   «Детский сад № 52 «Маячок»

Тамбов, 2017

Сталкиваясь с актуальными проблемами современности относительно обучения и развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, ученые всего мира ищут все новые средства для оказания помощи данной категории детей в самореализации и свободном пребывании в обществе. Обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Все больше внимания уделяется повышению уровня качества образования и, в частности, обеспечению доступности и качества образования для детей с ОВЗ, обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата. Обеспечению их творческого и интеллектуального развития в условиях образовательного учреждения и вопросам их дальнейшей социальной интеграции и соответствия ожидаемым требованиям общества.

Количество детей, требующих квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии постоянно растет. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в образовательный процесс средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности. Без информационных технологий уже невозможно представить обучение, работу, да и вообще современную жизнь.

Как и физически здоровый ребенок, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право на образование. Но в силу индивидуальных особенностей чаще всего такие дети лишаются данного права.

Результаты многократных исследований показывают, что одним из эффективных средств развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ является использование компьютерных технологий. Применение информационных и коммуникативных технологий, быстро вошедших в образовательную среду, в специальном и инклюзивном образовании открывает новые перспективы для создания благоприятных условий обучения детей с различными нарушениями развития, позволяет разработать обходные пути обучения, активизировать компенсаторные механизмы организма и достичь оптимальной эффективной коррекции нарушенных функций. Область  применения информационных технологий в специальной педагогике достаточно широка и разнообразна. ИКТ являются инструментом диагностики, инструментом обучения детей с различными нарушениями, инструментом реабилитации, инструментом социальной адаптации, средством налаживания коммуникативного контакта, инструментом получения и накопления психолого-педагогического опыта, инструментом подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для детей с ОВЗ, имеющих физические нарушения развития, ИКТ становятся одним из важнейших средств обучения и коммуникации, уникальным средством, обеспечивающим им общение и взаимодействие с окружающим миром, способствующим расширению социальных контактов, средством социальной адаптации, позволяющим реализовать свои способности.  Для слепых  детей существуют программные средства экранного увеличения и доступа, обеспечивающие озвучивание информации, выводимой на монитор, и возможность применения брайлевских дисплеев и принтеров, помогающих незрячим пользователям «видеть» экран и слышать текст. Дети с ОВЗ могут выполнять наиболее часто используемые команды с помощью выносных компьютерных кнопок, крепящихся на регулируемом кронштейне или при помощи специальной липучки на руке или на поясе или помощью компьютерных джойстиков или роллеров, объединяющих функции мыши и джойстика. Беспроводное оптическое следящее сенсорное устройство «головная мышь», фиксирующее движения головы для непосредственного управления указательной стрелкой мыши на мониторе компьютера, помогает, если  невозможно работать руками. Применение компьютерных технологий дает детям возможность развиваться в новом виде деятельности – работе на компьютере самостоятельно. Возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении, подбор адекватных для каждого ребенка темпа и способа усвоения знаний, а значит и обеспечение индивидуальной системной помощи – вот смысл применения компьютерных технологий.

Изменение в коррекционно-образовательном процессе диагностических и обучающих специализированных компьютерных средств и технологий, учитывающих закономерности развития и особенности детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность и качество образования, предупредить возникновение вторичных нарушений, снизить риск социальной дезадаптации, содействовать дальнейшей абилитации и реабилитации.

Важным условием успешной интеграции ИКТ и образовательных технологий является профессиональная подготовка педагогов, а важнейшей задачей - формирование информационной культуры педагогов. Использование информационных ресурсов предоставляет педагогу широкие возможности проектирования образовательной среды, реализации инновационных форм и методов обучения, развития личности воспитанников на основе эффективного взаимодействия и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение инновационного опыта работы по теме: "Блочно-модульное обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся, является технология блочно-модульного обучения. Модульная технология – одна из самых молодых альтернативных технологий...

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование телесно-ориентированного подхода в совместной работе педагога и инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ...

Использование метода мнемотехники при обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

laquo;Мнемотехника» в переводе с греческого – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники дл...

Использование технологий развивающего обучения «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Использование технологий развивающего обучения «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....