Использование метода мнемотехники при обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)
статья по коррекционной педагогике

Ковалева Анна Анатольевна

«Мнемотехника» в переводе с греческого – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что приводит к формированию у детей представлений об окружающем, заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает детские рассказы более чёткими, связными и последовательными, структурирует знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода мнемотехники при обучении рассказыванию детей дошкольного возраста  с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

Поскольку у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) есть особенности психофизического развития (низкая работоспособность, повышенная истощаемость, замедленное восприятие, снижение внимания, слабая способность ребенка к запоминанию), мы ищем способы повышения результативности работы по познавательному развитию, различные приёмы, которые помогают детям лучше запоминать.

        Одним из эффективных методов развития речи и запоминания дошкольниками материала, предлагаемого взрослыми, является комбинированный рисунок или опорное моделирование. Данные приёмы пришли в педагогику из мнемотехники.

        «Мнемотехника» в переводе с греческого – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что приводит к формированию у детей представлений об окружающем, заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает детские рассказы более чёткими, связными и последовательными, структурирует знания.

        В нашей группе мы широко используем схемы-модели при формировании навыков самообслуживания, при знакомстве детей с временами года, сезонными явлениями природы, при заучивании стихотворений, при рассказывании сказок, пересказе.

        При формировании навыков самообслуживания используются схемы-модели, представляющие собой алгоритм последовательности выполнения определённых действий (операций). Например, алгоритм мытья рук, одевания на прогулку. Такие зрительные опоры помогают детям не пропустить какое-либо действие, и постепенно доводят их выполнение до автоматизма.

        В своей работе мы предлагаем детям с ДЦП как готовые схемы и мнемотаблицы, так и составляем их совместно по ходу изучения нового материала. Причём, наш опыт позволяет сделать вывод о том, что последний вариант более эффективен. Сначала мы рассказываем, читаем детям или даём новый материал. Далее совместно с детьми обсуждаем и зарисовываем символы в предложенную схему-модель или предлагаем детям самим их зарисовать. Схема-модель учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме (даже если качество изображения, как нам кажется, не очень). Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

При заучивании стихотворения по схеме используем следующий алгоритм:

  1. Чтение стихотворения.
  2. Беседа по тексту.
  3. Чтение стихотворения второй раз.
  4. Чтение строчки – зарисовка строчки схемой.
  5. Совместное проговаривание.
  6. Использование приёмов «Я начинаю – вы заканчиваете», «Кто хочет попробовать рассказать сам?»

При обучении детей пересказыванию сказок также широко используем схемы-модели. Пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого или пересказывая совместно с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице возможно схематическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить всё то, что посчитаем нужным. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой  на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.

Очень сложным видом рассказывания является «Составление рассказов о временах года». И здесь модели помогают наглядно представить какой-либо объект. При ознакомлении детей с временами года через зарисовку проходит знакомство детей с условными обозначениями каждого времени года (например: дождь, снег, солнце, жёлтый лист и др.). Использование этих обозначений позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, зиме, весне, лете. Эта таблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации.

С помощью схем-моделей и мнемотаблиц нам удалось достичь следующих результатов:

  • у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятиях, так и в повседневной жизни;
  • повысился интерес к заучиванию стихотворений;
  • процесс запоминания стал более продуктивным, стал занимать меньше времени;
  • расширился и систематизировался круг представлений об окружающем мире;
  • активизировался словарный запас;
  • многие дети избавились от психологических проблем, связанных с выступлением перед аудиторией, таких как: неуверенность, робость, застенчивость.

Таким образом, мы считаем, что метод мнемотехники способствует более быстрому запоминанию благодаря наглядному схематическому изображению. Он развивает память, внимание, мышление, воображение, речь, обогащает социальный и предметный опыт детей, способствует сплочению детского коллектива. Схемы-модели могут быть использованы и как средство альтернативной коммуникации с неговорящими детьми. Систематическое использование приёмов данного метода в работе с детьми с ОВЗ даёт хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...

Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.      Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми  п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают ...

Презентация " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Мнемосхемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей...