"Лисята в зимнем лесу"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алтунина Елена Валерьевна

Конспект занятия "Лисята в зимнем лесу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_lisyata_v_zimnem_lesu_altunina_e.v.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

ТЕМА:  «ЛИСЯТА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

Задачи: - упражнять детей в правильном произношении звука Ль изолированно, в слогах, словах и во фразовой речи.

- развивать мелкую моторику рук, укреплять артикуляционный  аппарат, развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слога и составлении его схемы, тренировать память, внимание, совершенствовать общую моторику.

- воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому, вызвать желание  любоваться природой, вызвать эмоциональный отклик.

Для достижения  поставленных задач были использованы такие методы и приемы

• Наглядный метод (опорные картинки-подсказки для артикуляционной гимнастики, мультимедийная презентация с загадками про метель)

• Наглядно-практический метод (квадратики для составления схемы слога,буквы раздаточные и демонстрационные)

• Словесный метод (диалог с лисятами, словесные игры со звуками, загадки)

• Прием эмоциональной заинтересованности (волшебная пушинка, превращающая ребят в лисят)

• Игровой прием (игра с бельчонком, оленем, игра-физкультминутка)

• Использование проблемных ситуаций (закрепить с детьми правила поведения в лесу  )

Занятие проводится с подгруппой детей.

На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация. Смена видов деятельности происходит по запланированным этапам. Дети с удовольствием участвуют в словесных играх и эмоционально откликаются на игровые сюрпризы, позволяющие сохранять у детей положительный настрой. Применение инновационных технологий – использование ИКТ - позволяет заинтересовать и поддержать детское внимание.

Анализ работы детей: в ходе занятия дети проявляли интерес, внимание, активность в ответах и в практической деятельности. Смена деятельности послужила хорошему усвоению материала, атмосфера сотрудничества была на протяжении всего занятия. Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Цель: Закрепить в речи правильное произношение звука ЛЬ.

Задачи: -упражнять детей в правильном произношении звука Ль изолированно, в слогах, словах и во фразовой речи.

- развивать мелкую моторику рук, укреплять артикуляционный  аппарат, развивать фонематический слух, упражнять в назывании характеристики звука, упражнять в звуковом анализе слога и составлении его схемы, тренировать память, внимание, совершенствовать общую моторику.

- воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому, вызвать желание  любоваться природой, вызвать эмоциональный отклик.

Оборудование: волшебная пушинка, ушки для лисят, картинки для артикуляционной гимнастики, столы с зеркалами, зимняя ширма, деревья зимние, костюмы ели, бельчонка, оленя, картинки для игры «Загадки» в эл. виде, цветные квадратики для составления схемы слога, буквы раздаточные и демонстрационные, снежок.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Логопед: наступил новый день, заниматься нам не лень. Улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Повторите вместе со мной слова из мультфильма «Крошка енот». От улыбки станет день светлей, от улыбки в небе радуга проснется, поделись улыбкою своей и она к тебе не раз еще вернется.

2.Основная часть.

Введение в тему.

«Волшебное превращение»

Логопед:

Сейчас будет волшебство. Я беру волшебную пушинку. Вокруг вас ее покружу, в лисят вас превращу, надевайте ушки. Вы теперь кто? Лисята. Лисята пушистые пушистые, шерсть у них рыжая с золотистым отливом. Лисята хвастливые, шаловливые и очень обаятельные.

На экране картинка «Зимний лес».

Логопед: Послушайте стихотворение о зимнем лесу.

«Чародейкою зимою околдован, лес стоит. И под чудной бахромою восхитительно блестит». Сегодня мы погуляем по зимнему лесу вместе со звуком ЛЬ, поиграем.  Идем по тропинке любуемся лесом, идем на носочках, шевелим лапками и хвостиками.

Логопед: «А как нужно вести себя в зимнем лесу? Правильно, осторожно, тихо, чтобы не спугнуть лесных обитателей.

Д\И «Загадки»

Логопед предлагает лисятам отгадать зимние загадки.

«Зимою много снега нанесу, мету вдоль улицы и в поле, и в лесу. Так, что поземкой стелется? А это я! (метелица)

«Все кругом белым – бело, чисто поле замело. Это зимушке постель стелет бабушка (Метель).

На экране появляется картинка с изображением метели.

Логопед: Лисята, а какой звук последний в слове метель?

Правильно, в слове метель последний звук ль.

Артикуляционная гимнастика.

Для него мы сделаем специальные упражнения. Зайдем в лесную школу. Проходите, садитесь удобно. Поставьте перед собой зеркала. Начинаем.  Я показываю картинку, а вы выполняете соответствующее упражнение.

Изолированное произнесение звука ЛЬ, его характеристика.

Произнесем Звук ЛЬ друг за другом правильно и понятно.

Расскажите, какой это звук. (согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом).

Связь звука и буквы.

Звук Ль обозначаем буквой Л, посмотрите на нее и нарисуйте  в воздухе.

Автоматизация звука ЛЬ в слогах.

Пойдемте опять гулять по лесу. Тихо в зимнем лесу. Развеселим друг друга песенками со звуком ЛЬ. Каждый повторит за мной песенку. (ли-ля-ли; ле-ли-ле; лю-ля-лю и т.д.)

Звуковой анализ слога  ЛИ. Игра «Слушай, называй».

Посмотрите. Кто-то притаился на пеньке. Кто это? Бельчонок. Здравствуй, бельчонок. Хочешь поиграть с нами, мы играем со звуком ЛЬ. Хочу.

Логопед называет слог, а лисята с бельчонком делят его на звуки. Вызванный лисенок выкладывает на доске слог из букв и его схему.

Затем садятся за столы и выкладывают слог из букв и его схему индивидуально.

Физкультминутка. Логопед предлагает лисятам подвигаться.

Звери делают зарядку.

Кто вприскочку (прыжки)

Кто вприсядку (приседают)

Кто-то плечи поднимает (встать на носочки, поднять плечи)

Кто-то плечи опускает (опуститься на стопу, опустить плечи)

Сделаем руками взмах (руки в сороны)

Вправо мах и влево мах (маховые движения ногами)

Полуприсед (выполнение полуприседаний)

Присед (выполнение приседов)

Наклон (наклон вперед, руки в стороны)

Всем спортсменам шлем поклон.

Автоматизация звука ЛЬ в словах.

Лисята идут по лесу, на пути ель. Логопед: А что это за дерево? Лисята: Это ель. Ель рассказывает про себя стихотворение: «Я ель зеленая, колючая, люблю свой ельник я, пляшу, пляшу, плясунья я».

Давайте порадуем ель красивыми словами, похваливаем её. Расскажите, какая ель? Лисята рассказывают: Ель зеленая, колючая, лесная, целебная.

Автоматизация звука в скороговорках.

Логопед: идем дальше по лесу, высоко поднимаем колени, перешагиваем через поваленные деревья. Любуемся красотой зимнего сказочного леса. Вдруг кто-то показался вдали. Появляется олень: «Лечу по лесу на длинных ногах. Я олень. Живу с оленихой и оленятами. Люблю ягель.»

Логопед: «А мы с лисятами гуляем по лесу и играем со звуком ЛЬ. Хочешь поиграть с нами?». Олень: «С удовольствием поиграю».

Игра «Рифмушки».Автоматизация звука во фразовой речи.

Лисята с оленем встают в круг, логопед в центре. Логопед бросает снежный ком и произносит рифмушку, а тот, кто поймал, повторяет красиво и правильно.

«Ле-ле-ле- мы любим лес», «Ель-ель-ель- метёт метель», «Аль-аль-аль- мы видим даль», «Лё –лё -лё – звенящий лёд», «Лю-лю-лю – я снег люблю», «Ли-ли-ли- в лесу гуляли мы», «Ле-ле-ле- волшебный лес».

Олень с бельчонком прощаются с лисятами и уходят.

Итог занятия. Логопед: Вам понравилась наша прогулка по лесу? Какой звук с нами путешествовал? Кого мы встретили в зимнем лесу? Какие игры вам понравились?  Хотите нарисовать рисунки о нашей прогулке?

Список используемой литературы

  1. Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: конспекты занятий/ Е.В.Кузнецова, И.А. Тихонова.- М.: ТЦ Сфера,2004.- 96с. - (Серия «Программа развития»).
  2. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей/ И.С. Лопухина.- М.: Аквариум,1995. - 384с.
  3. Ткаченко.Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей/ Т.А.Ткаченко.- М.: Издательство «Гном и Д»,2002. - 112с.
  4. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях  специального детского сада: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей/ Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: МГЗПИ,1991. - 560с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка «В зимнем лесу»

Сценарий праздника для средней группы....

Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».

Программные   задачи:1.Закреплять  знание  о   зиме, ее  приметах;2. продолжать  ходить  стайкой   за  воспитателем, перешагивать...

Конспект занятия 1 младшей группы на тему: " Встречи в зимнем лесу"

Программные задачи:1 .Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.2. Познакомить малышей со свойствами и качествами л...

Конспект НОД для средней группы "Лиса с лисятами в зимнем лесу" нетрадиционное рисование сухой кистью

Конспект НОД для срелдней группы "Лиса с лисчятами в зимнем лесу" нетрадиционное рисование сухой кистью...

Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»

Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...

Сценарий зимнего развлечения "В зимнем лесу" для детей младшего возраста

Развлечение "В зимнем лесу" предназначено для детей младшего возраста, как итоговое мероприятие по теме "Зима"...