НОД по развитию речи "Встреча с Лесовичком"
план-конспект занятия по логопедии

Шуракова Лариса Васильевна

Данное занятие напралено на развитие речи и познавательного интереса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vstrecha_s_lesovichkom.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи «Встреча с Лесовичком»

Программное содержание.

  1. Задачи на развитие познавательных способностей:

уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т. д.);

продолжить учить классифицировать растения и животный мир леса;

упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.

  1. Задачи на развитие связной речи:

Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб – дубовый, клен – кленовый, береза – березовый, осина – осиновый) и подбирать слова – антонимы (грустный – веселый, ленивый – трудолюбивый);

Учить составлять короткий описательный рассказ по картине;

Развивать фонематический слух.

  1. Воспитательные задачи:

учить применять новые способы преобразования впечатления, используя пример «оживления», развивать эмпатию.

Материал к занятию. Аудиозапись «Времена года» И. П. Чайковского; макеты деревьев (дуб, береза, осина, клен) и и засушенные листочки от этих деревьев; костюм Старичка – Лесовичка; картина «Осень в лесу».

Предварительная работа. Прогулки в лес, рассматривание и игры с деревьями и кустарниками на участке детского сада. Заучивание стихотворения В. Серовой «Я добрый великан» с одним из детей.

Ход занятия

Дни стали короче, длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

                                                           (Осенью)

Логопед. Как вы догадались, что это бывает осенью? Давайте пойдем к окошку и посмотрим на осенний пейзаж. Посмотрите на небо, на траву, деревья, кусты. Какие еще приемы осени вы увидели?

(Ответы детей.)

Послушайте еще одну загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

                                  (Лес.)

Логопед. Сейчас я расскажу вам сказку о лесе. (Ю. Дмитриев) «Что такое лес?» из сборника «Мы идем в лес».)

Закройте глаза и представьте картинку, которую нарисовал художник. (Ставит на мольберт картину «Осень в лесу».) Откройте глаза. Похожа картина, которую вы представили, на эту?

(Ответы детей.)

 Логопед.  Эту картину написал нам один маленький волшебный старичок. Хотите с ним познакомиться?  Тогда отгадайте, кто он:

В лесу, в бору, живет старый старичок,

На нем красный колпачок.

Это старичок…(Лесовичок.)

(Воспитатель загадывает загадку и наряжается в костюм Старичка – Лесовичка. Во время переодевания дети закрывают глаза – «ночь»).

Старичок – Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята!

Дети. Мы веселые ребята!

Старичок – Лесовичок. Здравствуйте, ленивые ребята!

Дети. Мы трудолюбивые ребята!

Старичок – Лесовичок. Здравствуйте, недружные ребята!

Дети. Мы дружные ребята!

Старичок – Лесовичок. Здравствуйте, незнайки!

Дети. Мы всему учимся!

Старичок – Лесовичок. Вот я вас сейчас проверю. Хотите попасть в мой сказочный лес? (Ответы детей).

Старичок – Лесовичок. Хорошо, а отнесет вас туда мой волшебный ветерок. Закройте глаза (колдует):

Ветрено, ветрено, вся земля проветрена.

Ветер листья с веток разогнал по свету:

Липовый, березовый, желтый лист и розовый,

Старый лист газетный, красный разноцветный.

Пасмурно, ветрено, вся земля проветрена.

Ветерок, деток унеси – в лесу осеннем опусти.

Выставляются макеты деревьев: березы, осины, рябины, дуба, липы. Вокруг разбросаны их листочки. Дети открывают глаза и кружатся под музыку П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года».  «Приземляются» в лесу.

 Старичок – Лесовичок. А кто сумеет разгадать загадку? Слушайте:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью кормит, зимой согревает.

                                                  (Дерево)

Физкультминутка

«Собери листочки к своему дереву»

Пока звучит музыка, все дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут любой лист, бегут к своему дереву и становятся вокруг него. Старичок – лесовичок спрашивает каждого ребенка, какой у него лист. Дети отвечают: березовый, кленовый, дубовый, осиновый, рябиновый.

Старичок – Лесовичок. Что произошло с листочками? (Висели, пожелтели, покружились, упали).

Лес, лесок стоит богат, угощает всех ребят:

Девчонок – земляникой, черникой, голубикой,

Мальчишек – орешками, грибами – сыроежками.

Девчонок – малиной, мальчишек – хворостиной.

Кто на свой пенек не сядет, того хворостинка и достанет.

(Дети садятся).

Старичок – Лесовичок. Посмотрите на мою картину еще раз. Она не простая , а волшебная – она звучит. Закройте глаза. Какие звуки осеннего леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и пр.) Вспомните, как пахнет в лесу.

Старичок – лесовичок «превращает» ребят в грибочки, ягодки, листья, насекомых камешки (кто кем хочет быть). Звучит музыка. Неподвижные предметы (листья, кустики, камешки) остаются на месте, а насекомые, птички летают вокруг них, звери резвятся. Слышаться удары грома, барабанит дождь. Все птицы, звери, насекомые прячуться.

Выходит мальчик – «добрый великан», он ходит по «лужайке» и читает (спокойно) стихотворение В. Серова «Добрый великан»:

Я шагаю по лужайке – великан в трусах и в майке.

Сверху ясно мне видна вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик – на себе таскает домик,

Вся квартира для жука – дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом – муравьи хлопочут в нем,

Вот цветок ромашки – в нем живут букашки.

Эта малая страна вся кругом заселена!

(Угрожающе).

Если я, великан, захочу, как лихой ураган,

Налечу! Все дома я могу Разломать!

Всех жильцов на лугу растоптать! Если я захочу…

(Ласково по- доброму)

Только я не хочу! Я – добрый великан!

(Расколдовывает детей и убегает)

Логопед. (задает вопросы и выслушивает ответы детей).

- В кого (или во что)превратил вас, ребята, Старичок – Лесовичок?

- Что чувствовал ты, муравьишка, когда в лесу была хорошая погода? (Обращается с тем же вопросом к каждому ребенку – ежику, лисичке, зайчику, белочке, бабочке, жужелице и т. д.)

- Когда пошел дождь и загремел гром?

- Когда появился в лесу великан?

- Что можно сказать (пожелать) людям, гуляющим по лесу?

Старичок – Лесовичок. А теперь давайте еще раз посмотрим на мою картину. Увидеть все, что есть на моей картине, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли. (Руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить). Что вы видите на картине?

Дети. Лес, в нем много деревьев.

Старичок – Лесовичок. Какие деревья изображены на картине?

Дети. Они разные, высокие и низкие, красивые, нарядные, разноцветные…(Выкладывается пиктограмма «Разные деревья»).

 Старичок – Лесовичок. Посмотрите в свои бинокли. Что еще растет в лесу?

Дети. В лесу растут грибы

Старичок – Лесовичок. Расскажите, какие грибы вы собирали с родителями в лесу? (Лисички, сыроежки, белые, подосиновики). И из каких лесных ягод мама сварила вам варенье? (Из красной брусники, желтой морошки, слепой черники, сочной малины и т. д.) (Выкладывается пиктограмма «Грибы и ягоды»). Кого трудно заметить в ваши зоркие бинокли?

Дети. Трудно заметить лесных зверей и насекомых. Они все прячутся за деревьями, кустами, под камнями, под корой деревьев. (Выкладывается пиктограмма насекомые и лесные звери»).

Старичок – Лесовичок. Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят леса человеку? (Ответы детей).

 Старичок – Лесовичок. Молодцы, правильно ответили. А теперь тот, кто сумеет красиво рассказать о моей картине, получит от меня сюрприз. Начните рассказ так: «Леса – всему свету краса. Когда леса не было…» А закончить рассказ можно, сочинив, что интересное может случиться в лесу. (Соединяем веревочками отдельные пиктограммы).

Дети придумывают рассказ по картине (2 – 3 человека) с использованием «биноклей» и составлением схемы на ковролине. Старичок – Лесовичок сразу оценивает каждый рассказ и в конце занятия награждает всех детей выпеченными грибами или лесным вареньем. Остальные дети рассказывают по картине индивидуально, в свободное время.

Старичок – Лесовичок.

А теперь пора прощаться. Скажем громко:

«Полон лес и загадок и чудес!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию осязания и мелкой моторики «Старичок-Лесовичок»

Занятие по развитию осязания и мелкой моторики «Старичок-Лесовичок» проводится с подгруппой детей 4-5 лет....

Занятие по Развитию речи. "Приглашение лесовичка"

Программное содержание: учить детей составлять повествовательные рассказы по разыгранной ситуации, включая в них описания, придерживаясь композиционного построения текста. Упражнять в подборе оп...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «В гости к Лесовичку» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Точная наука математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

Конспект по развитию речи (Коммуникация + познание социализация) «В гости к лесовичку» в средней группе

Воспитывать бережное отношение к природе. Закреплять элементарные представления об обитателях леса. Развивать эмоциональную отзывчивость. Учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять. ...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми разновозрастной группы №6 по развитию речи «Задания Лесовичка»

конспект поможет выбрать наиболее интересные и эффективные приемы работы по составлению описательных загадок с детьми разновозрастной группы. ...

ООД по познавательному развитию "Путешествие с Лесовичком"

Данное занятие  развивает познавательный интетес детей, дает знание энциклопедического характера. развивае память , речь...