Рабочая программа
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Жукова Анна Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционной образовательной

деятельности

учителя-логопеда МБДОУ ЦРР детский сад 164

Жуковой А.В.

на 2020-2021 учебный год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Утверждаю”

Заведующая МБДОУ

“ЦРР детский сад 164”

Шелухина Е.И.

____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционной образовательной

деятельности

учителя-логопеда МБДОУ ЦРР детский сад 164

Жуковой А.В.

на 2020-2021 учебный год

г. Воронеж

2020

Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………...3  
  2. Характеристика возрастных особенностей воспитанников…6  
  3. Целевой раздел………………………………………………...15  
  4. Содержательный раздел………………………………………22  
  5. Организационный раздел……………………………………..33  
  6. Литература……………………………………………………..40

Пояснительная записка.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью

эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.  

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы

коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.  

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда рассчитана на 2020-2021 учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет с нарушениями речи (ФН, ФФНР, ОНР и др.), зачисленных по результатам обследования  на логопедический пункт  МБДОУ.  

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.  

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:  

  • Конвенция ООН о правах ребенка;  
  • Декларация прав ребенка;  
  • Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).  
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155  
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013  

г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»  

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;  
  • Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;  
  • Положение о логопедическом пункте ДОУ;  
  • а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.  

Таким образом,рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников ДОУ. В программе   определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми патологиями (в основном ФН, ФФНР, ОНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.  

                

Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

1.Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР. Фонетико-

фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.  

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;  
  • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;  
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.  Основные проявления, характеризующие ФФНР:  
  • недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;  
  • замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки, заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;  
  • смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старялстлагаетдошку»;  
  • другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.  

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается:  

  • в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • в затруднениях при анализе звукового состава речи.  

У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:  

  • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;  
  • объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;  
  • отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.  

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:  

  • поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;  
  • могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;  
  • возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения; в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера . В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.  

ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).  

Такие расстройства могут проявляться:  

  • в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета  
  • в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.  

Чаще всего нарушаются:  

  1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц  
  2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ  
  3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)  
  4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)  

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).  

2.Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ОНР.ОНР - это такое

речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.  Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.  

Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.  

Выделение ОНР - это выделение определенного симптомокомплекса. Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии.  

Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.  

Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:  

  1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня;  
  2. средний – ОНР 2 уровня;  
  3. более легкий – ОНР 3 уровня.  

Общее недоразвитие речи I уровня.

Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех-пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова - звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством  жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как правило, односложная структура, реже двусложная.  

Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи все же ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи  между словами, нет грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью.  Общее недоразвитие речи II уровня.

На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена  неправильно. Не все формы  

дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные

формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например: « Я была лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым  уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.  

Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы  различаются  недостаточно.  

Общее недоразвитие речи III уровня.

Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звуко-слоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается  недостаточнаясформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.

Таким образом, на  третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.      

3.Аналитическая справка по логопункту.  Результаты обследования

обучающихся (воспитанников) за 2020-2021 год.

Возрастные группы: старшая №4, старшая№5, подготовительная.

Количество обследованных детей: 97 (согласно списочному составу)

Наименование диагностических

параметров

Количество детей

с речевыми отклонениями от нормы

Примеры характерных ошибок

Состояние фонематического восприятия

Нарушено у 27 детей

Не различают звук на фоне слова

Недоступен фонематический синтез

Не сформированы фонематические представления

Состояние звукопроизношения

Нарушения имеют 43 ребёнка

В основном страдают звуки: [р], [л], [ш], [ж], [с], [з] и их мягкие пары

Лексический строй речи (словарный запас)

Недоразвитие отмечено у 41 ребёнка

- Пассивный запас страдает у 5 детей.

- Предикативный словарь у 5 детей

- Атрибутивный словарь у 10 детей

Грамматический строй речи

Не сформирована функция у 32 детей

- Изменение имён сущ во мн.ч. по падежам - у 17 детей

- Словообразование (прилагат. от сущ.) -  у 18 детей

-  Знание предлогов -  у  21

Уровень развития связной речи

Недостаточно  сформирована у 29 детей

- рассказ о себе (моя семья) – 10 детей

- пересказ текста у 15 детей

- рассказ по серии сюжетных картинок – недоступен  14 детям

Дата обследования: на «15» сентября 2020 года

В сентябре 2020 года на логопедический пункт ДОУ был зачислено 25 воспитанников. Дети имеют разные речевые нарушения – ФНР, ФФНР, ОНР.

I.        Целевой раздел.

Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического пункта МБДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.  

В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:

  • выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;  
  • преодоление недостатков в речевом развитии;  
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;  
  • нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;  
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;  
  • развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).  

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;  
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;  
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;  
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;  
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;  
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям

детей;  

  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;  
  • принцип постепенности подачи учебного материала;  
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;  
  •         принцип обеспечения активной языковой практики.  

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые) занятия, в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.  

Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2020-2021 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие».

Главной идеей рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГОВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ЗАЧИСЛЕННЫХ НА ЛОГОПУНКТ МБДОУ.

Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.  К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:  

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.  
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.  
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.  
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.  
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.  
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.  
  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.  
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.  
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
  • У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.  Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.  

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы(маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.  

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОУ, ежегодном отчете учителялогопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.  

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ

РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО

ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В

УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.

Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

Ребенок 5-6 лет,посещающий логопедический пункт ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:  

        Нормализация фонетической стороны речи:

  • правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;  
  • Дифференцирует все изученные звуки;  
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
  • свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств; - в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.  
  • Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
  • использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;  
  • использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования; - составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.  
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
  • способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;  
  • способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);  
  • правильно употребляет соответствующие термины.  

Ребенок 6-7лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:  

  • Нормализация фонетической стороны речи:
  • правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;  
  • Дифференцирует все звуки;  
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
  • способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);  
  • свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.  
  • Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
  • использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка; - использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;  
  • самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;  
  • называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
  • воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;  
  • способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);  
  • способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов; - способен проводить звуковой анализ слов;  
  • понимает смыслоразличительную роль фонемы.  

        II.        Содержательный раздел.

1.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка.

Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на логопедическом пункте ДОУ являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.

Выготским, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.   Рабочая программа учителя-логопеда логопункта МБДОУ на 2020-2021 учебный год составлена на основе типовых базовых ПРОГРАММ с учетом положений программы ДОУ и ФГОС ДО:

  • ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ

ФОНЕТИКОФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),

  • ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО

НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (авторы программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В, Туманова),

рекомендованных Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской

академии образования» для использования в ДОУ. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием на логопедическом пункте ДОУ детей как с ФНР и ФФНР, так и с ОНР.  

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:  

  • Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;  
  • Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;  
  • Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.  

В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.  Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:  

  1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;  
  2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;  
  3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;  
  4. Формирование грамматического строя речи:  

А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),  

Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),  

В) словообразование;  

  1. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической

(разговорной);  

  1. Воспитание любви и интереса к художественному слову.  

2.Содержание и организация образовательной

коррекционнологопедической деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ.Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.  

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопункт ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.  Форма организации обучения на логопедическом пункте ДОУ – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьмидошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.  

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:  

1.  период – сентябрь – ноябрь;

2.   период – декабрь – февраль,  

  1.  период – март – май.  

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября.  Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту НОД, составленному учителем - логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп. Логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы. В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет 20 минут, с детьми 7-го года жизни - 25 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 4 человек.  

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФН и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю.   Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.  

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР - 1 год, ОНР – 1-2 года.   Согласно положению о логопедическом пункте ДОУ, в течение года на логопункте занимаются до 25 детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.  

Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.  

3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда.

Исходя из целей и задач рабочей программы учителя-логопеда были составлены следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ДОУ на 2020-2021 учебный год:  

  • Годовой план работы учителя-логопеда на 2020-2021 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;
  • Перспективный план работыс детьми 5-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР;  
  • Перспективный план работыс детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР;  
  • План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на логопедическом пункте ДОУ на 2020-2021 учебный год.

Методы коррекционной логопедической работы:

  1. Наглядные
  • непосредственное наблюдение и его разновидности;
  • опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
  1. Словесные

-чтение и рассказывание художественных произведений;

  • заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др. - пересказ;
  • обобщающая беседа;
  • рассказывание без опоры на наглядный материал;
  1. Практические
  • дидактические игры и упражнения;
  • игры-драматизации и инсценировки;
  • хороводные игры и элементы логоритмики

Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются: -общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным

руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

  • культурная языковая среда (дома и в детском саду);
  • обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);
  • художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
  • изобразительное искусство, музыка, театр;
  • занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ. Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса на логопункте ДОУ.

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми  

Образовательная деятельность в семье  

Непосредственно образовательная логопедическая деятельность:  

  1. Подгрупповая НОД  
  2. Индивидуальная НОД  
  3. Дидактические игры  
  4. Настольно-печатные игры  
  5. Компьютерные обучающие игры и программы  
  6. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений  
  7. Речевые задания и упражнения  
  8. Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа:  
  • Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии  
  • Речевые игры  
  • Беседы  
  • Чтение книг, рассматривание иллюстраций  
  • Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений  
  • Игры-драматизации  

Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателями.

Диагностика (обследование) детей  

Обсуждение результатов диагностики на начало и конец года. Диагностика  всей группы, индивидуальная диагностика.    

Коррекционно-развивающая работа  

  • Ежедневная групповая артикуляционная гимнастика  
  • Индивидуальная  артикуляционная гимнастика  
  • Пальчиковая, дыхательная гимнастика  
  • Автоматизация звуков  
  • Тетрадь взаимодействия с рекомендациями  
  • Совместные занятия учителя-логопеда и воспитателя в группе  

  • Подготовка домашних заданий  
  • Беседы с родителями  
  • Консультации воспитателям  

Подведение итогов года  

Обсуждение результатов повторной диагностики.

        Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников. Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы по логопедии.  

На 2020-2021 учебный год учителем-логопедом составлен план взаимодействия с семьями воспитанников логопедического пункта ДОУ, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда).  

  • На логопедическом пункте ДОУ учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях для домашних работ, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в

школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.  

Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Работа с детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.  

  • Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед постоянно обновляет стенд «Информация  логопеда» в коридоре ДОУ, где собраны различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.  

Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ. Модель взаимодействия с семьями детей, имеющими нарушения речи, представлена на схеме.  


        III.Организационный раздел.

Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ:Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения  (смотреть паспорт логопедического пункта).  

Паспорт логопедического кабинета

  1. Настенное зеркало для логопедических занятий – 1 шт.
  2. Зеркало для индивидуальной работы – 1 шт.
  3. Логопедические постановочные зонды – 1 набор.
  4. Логопедические массажные зонды – 1 набор.
  5. Грифельная и магнитная доски – 1 шт.
  6. Детский стол – 1 шт.
  7. Детские стулья – 4 шт.
  8. Письменный стол, стул – 1 комплект.
  9. Шкафы и полки для пособий – комплект.
  10. Настольные игры, игрушки, счетный материал – в достаточном количестве.
  11. Секундомер.
  12.  Ковер – 1 шт.
  13.  Санитайзер для рук.
  14. Бумажные и влажные салфетки в достаточном количестве.
  15. Учебно-методические пособия:
  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения … звуков у детей 5-7 лет» - на разные группы звуков – 1 комплект.
  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Альбом графических, фонемаических и лексико-грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет» - на парные согласные – 3 шт.
  • Ю.Б. Жихарева «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» - на звуки С, Ш,Ж, Л, Р – 1 комплект.
  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Логопедическая тетрадь»- на звуки С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Л, Ль, Р, Рь – 1 комплект.
  • Е.А.Азова, О.О.Чернова «Учим звуки» - на разные группы звуков – 1 комплект.
  • И.Л.Лебедева «Трудный звук – ты наш друг!» - на звуки Р,Рь, Ш, Ж, Ч, С, Сь.
  • Л.А.Комарова «Автоматизация звука … в игровых упражнениях» - на звуки С, Ш, Ж, Ц, Л, Ль, Р, Рь – 1 комплект.
  • Серия «Логопедические тетради «Солнечные ступеньки» - на звуки С,Сь, Ш,Ж, Л,Ч,Щ – 1 комплект.
  • Н.Э.Теремкова «Логопедичекие пазлы» Игровой дидактический материал для автоматизации звуков в словах и словосочетаниях» - на сонорные и шипящие звуки – 1 комплект.
  • С.В.Леонова «Игротека речевых игр» - выпуск 12 и 9 – по 1 шт.
  • Н.Созонова, Е.Куцина, Н.Хрушкова «Фонетические рассказы и сказки» в 3-х частях – 1 комплект.
  • Г.А.Сыропятова «Графические диктанты».
  • Н.В.Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
  • Т.А.Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап» .
  • В.С.Володина «Альбом по развитию речи»
  • О.Б.Иншакова «Альбом для лгопеда»
  • Е.Косинова «Пишем вместе с логопедом»
  • Е.О.Астафьева «Играем, читаем, пишем: рабочая тетрадь»
  • Н.С.Жукова «Уроки логопеда.Исправление нарушений речи»
  • Т.С.Резниченко, О.Д. Ларина  «Говори правильно: Звуки, слова, фразы, речь. Р,Рь. Альбом для логопеда»
  • З.Е.Агронович «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»
  • В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»
  • Л.С.Лылова и др. «Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми дошкольного возраста»
  • А.С.Герасимова «Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками»
  • Н.В.Новоторцева «Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов»
  • С.Ю.Танцюра, Т.А.Данилевич «Логопедический массаж зондами: упражнения и артикуляционная гимнастика для детей раннего и дошкольного возраста»
  • В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»
  • Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие»
  • О.А.Степанова «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении»
  • И.С.Лопухина «Речь, ритм, движение»
  • Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская «Логопедия в диалогах»
  • М.А.Кретова «Забавные рассказы для старших дошкольников»
  • Н.В.Новоторцева «Развитие речи дошкольников и коррекция её недостатков в детском саду»
  • С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях»
  • Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»
  • А.С.Гаврилова, С.А.Шанина, С.Ю.Ращупкина «Логопедические игры для детей»
  • В.М.Акименко «Исправление звукопроизношения у детей»
  • Т.А.Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей»
  • Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картинно-графические планы рассказов»
  • О.И.Крупенчук «Логопед советует. Информационно-деловое оснащение ДОУ»
  • Николай Радлов «Рассказы в картинках»
  • О.И.Крупенчук «Логопедические карточки. Настольно-печатная игра»
  • И.Мамаева «Игры в папке» - игры «В мире сказок» и «Кто где живёт?»
  • Магнитная игра «Яблоня. Времена года»

Расписание коррекционной логопедической образовательной деятельности и график рабочего времени учителя-логопеда.

График работы учителя- логопеда построен из учета 4 часов рабочего времени.  

ГРАФИК РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА НЕДЕЛЮ (2020-2021  уч. г.)

Дни недели

Время

Занятия

Понедельник

13-00 – 18-00

Индивидуальные занятия на логопункте , консультации с родителями, воспитателями

Вторник

9:00-13:00

Индивидуальные занятия на логопункте

Среда

9:00-13:00

Индивидуальные занятия на логопункте

Четверг

9:00-13:00

Индивидуальные занятия на логопункте

Пятница

9:00-12:00

Индивидуальные занятия на логопункте

Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:   - экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);  — двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;  

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;  

— возможность самовыражения детей.  

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.  

Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:  

  1. Зона для индивидуальной работы;  
  2. Учебная зона для проведения подгрупповых занятий;  
  3. Рабочая зона логопеда.  

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

  1. Журнал (табель) учета посещаемости логопедических занятий детьми.  
  2. Речевая карта на каждого ребенка с индивидуальным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений.  
  3. Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ.  
  4. Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ со всеми видами планирования.  
  5. Тетради индивидуальной работы с детьми.  
  6. Расписание логопедической НОД.  
  7. Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.  
  8. Паспорт логопедического пункта.  
  9. Положение о логопедическом пункте.  
  10. Должностная инструкция учителя – логопеда.  
  11. Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи детей 6-7 лет с ФНР, ФФНР, ОНР.  

Литература:

  1. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80
  2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.  
  4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.  
  5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.  
  6. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008  
  7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.  
  8. ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 2008.  
  9. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...