Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по преодолению речевых нарушений у детей с ОНР.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Вихрова Светлана Валентиновна

В коррекционной работе по устранению речевых нарушений у детей с ОНР учитель-логопед должен опираться на помощь и поддержку родителей, что способствует повышению эффективности логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_logop._i_semi.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только учитель-логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей.        

Для детей старшего дошкольного возраста значительными субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребёнка.  Поэтому учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

- изучение особенностей родителей воспитанников логопедической группы, уровня их педагогической наблюдательности;

-определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребёнка;

-привлечение родителей к участию  в педагогическом процессе в условиях логопедической группы.

В работе с семьёй удачно зарекомендовала такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой  – двусторонняя активность беседующих. Беседы проводятся индивидуально, содержание которых посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, выявлению личностных особенностей ребёнка.

В самом начале учебного года, при поступлении детей в группу, проводится анкетирование родителей. Помимо  уровня наблюдательности с помощью анкеты выявляется адекватность позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту.

Многолетний опыт работы с детьми свидетельствует о том, что значительная часть родителей показывает довольно низкий уровень педагогической наблюдательности. Такие родители не замечают особенностей личности своего ребёнка. Выделяется часть родителей, озабоченных нахождением ребёнка в логопедической группе. Они считают, что дефект не столь серьёзен и может быть преодолён в ходе спонтанного речевого развития ребёнка.

Выстраивание работы с семьёй на основе партнёрских отношений, диалога взаимного доверия и понимания способствует развитию личности дошкольника  и является условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.

Учитель-логопед планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (психолог, воспитатель, музыкальный руководитель  и  др.)                                                                                                   Основные задачи в работе с родителями:

- устанавливает партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

- создаёт атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка;

- оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;

- обучает родителей приёмам логопедической работы.

Другой формой работы с родителями являются родительские  собрания. Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьёй, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. В начале года (сентябрь) на традиционно проводимом родительском собрании учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения группы. На этом этапе можно познакомить родителей со схемой организации логопедической службы в дошкольном учреждении.

Основная задача, которая стоит перед учителем логопедом на начальных этапах работы с родителями,- формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с детьми.

В этих целях можно использовать следующие приёмы:

- разъяснение необходимости логопедической работы с использованием, например, рассказа о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы;

- рассказ об итогах работы логопедической группы в предыдущие годы: большой эффект производит демонстрация записей дефектной и исправленной речи с использованием аудио- и видеокассет, в результате родители наглядно могут убедиться в том, как многому научатся детив специальной группе;

- подчёркивание необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе с детьми.

Родительское собрание, проводимое в январе, подводит итоги коррекционного обучения за первое полугодие и знакомит с задачами второго полугодия. На собрании в конце года подводятся итоги коррекционной работы.

Успех коррекционной работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит,  дальнейшему полноценному школьному обучению.

На этой схеме представлены направления взаимодействия специалистов, работающих с детьми, имеющими недостатки речи.

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель помогают родителям правильно организовать  работу. В их задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребёнка и наметить перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии.

Для установления систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечения к ним родителей заводится тетрадь домашних заданий, в которой весь речевой материал распределяется по направлениям:

- развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, мимической мускулатуры лица;

- воспитание произносительных навыков;

- развитие просодики речи;

- развитие звукового анализа и синтеза;

- подготовка к обучению в школе (обучение грамоте, формирование навыков чтения, развитие графических навыков и.т.д.);

- формирование словаря;

- формирование лексико-грамматических категорий языка.

Эффективной формой выявления динамики развития ребёнка являются открытые занятия в присутствии родителей, включающих: знакомство с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей, наблюдение за своим ребёнком, за его успехами не на словах, а на деле, за достижением сверстников и при необходимости сравнение их; оценку имеющихся трудностей. Виды занятий необходимо чередовать, чтобы за 2 года обучения продемонстрировать их разнообразие и эффективность. Полезно объединять открытое занятие с консультацией.

Таким образом, при моделировании взаимодействия детского учреждения с семьёй необходимо учитывать следующие этапы:

. диагностический:

- ознакомительная работа с родителями;

- сбор анамнестических сведений о ребёнке;

- анкетирование родителей;

- участие родителей в работе ПМПк.

.  планово-прогностический:

- планирование работы с родителями;

- проведение обзорного собрания для родителей.

. деятельностный:

- работа по заданию логопеда в индивидуальных тетрадях;

- консультативно-информационная работа с родителями;

-  участие родителей в организации предметно-развивающей среды группы.

.  итогово - аналитический:

- проведение открытых  занятий для родителей с целью выявления динамики развития детей;

- обсуждение итогов коррекционной работы за год.

Консультативно-информационная деятельность – неотъемлемая часть коррекционного процесса.

Потребность родителей в занятиях можно реализовывать в разных формах: проведение консультаций, встреч за «круглым столом», тематических выставок, использование папок-передвижек и.т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений.

Принцыпы, задачи и направления при организации совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями....

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 3-8 лет в условиях логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопедакоррекционно-развивающей работы по преодолениюречевых нарушений у детей 3-8 летв условиях логопедического пункта...

Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОО в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

      Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя....