Занятие "Сказочные полянки"
план-конспект занятия по логопедии

Шуракова Лариса Васильевна

Активизация речевых высказываний средствами сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_skazochnye_polyanki.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи и звукопроизношению.

Тема:   Сказочные полянки.                                                                                                                                            Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и фонематического восприятия                                                                                                                                                            

Задачи:                                                                                                                                                                                                          -развитие свободного общения педагога и детей;                                                                                                                    -развитие диалогической  и монологической форм речи;                                                                                                   -активизация и обогащение словаря по лексическим темам «Сказки»;                                                                           -закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний;                                                                      -согласование числительных с существительными;                                                                                                                      -подбор антонимов, родственных слов;                                                                                                                                                                                            -развитие навыков звукового анализа и синтеза слов;                                                                                                                            -закрепление навыков слогового анализа слов;                                                                                                                                                 -закрепление понятия «слово», умения задавать вопросы  к словам, которые обозначают предмет, признак, действие;                                                                                                                                                                         -развитие операций мышления, внимания, слуховой памяти;                                                                                                            развитие мелкой моторики.                                                                                                                                                  

Оборудование: Картинки героев сказок: Незнайка, Красная Шапочка, Чипполино,  Карлсон, шапочки- маски к сказке «Репка», иллюстрации к сказкам «Три медведя», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», картинки: мак, рак, кот, суп, лук, сыр, кит;  светофор, солнце, стол, киоск, самолет, птица.    Бейджики со значками: круг, квадрат, прямоугольник.                                                                                                                                                                  

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.                                                                                                                                                                       –Ребята, я приглашаю вас в сказочный лес. В этом лесу живут сказки. Полетим на ковре-самолете?                                                                                                                                                       2. Координация речи и движения в упражнении «Ковер-самолет».                                                                                              

Сегодня с тобою в волшебном полете

(Встать руки в стороны, движения корпусом вправо-влево)

Мы летим на ковре-самолете.

(Присесть, руки вперед).

Внизу проплывают так чудно и странно

(Встать, наклон вперед, смотреть вниз из-под ладони)

Леса, города и огромные страны.

(Встать, руки в стороны.)

Воспитатель. Вот мы и приземлились в сказочном лесу. Смотрите, сколько в лесу полянок! На этих полянках живут сказки.                                                                                                                                                                               3. Игра с Незнайкой Логопед. На первой полянке нас встречает Незнайка и он интересуется, что такое речь?    (С помощью речи мы разговариваем, рассказываем. Общаемся друг с другом ).                                                                                                                                               -Речь состоит из слов. Расскажем Незнайке, какие бывают слова.                                                  Называя предметы мы произносим слова                              (Наименование предметов – это слова-предметы)                                                                                                                                           - Все предметы делятся на какие?  (Живые и неживые).                                                                                                                      -На какие вопросы отвечают слова-предметы? (Про живые предметы,  спрашиваем, кто это? Про неживые предметы -  Что это?)                                                                                                                                                               -Каким условным символом обозначаем слова-предметы ? (квадратом).                                                               –Какие слова мы обозначаем символом стрелочкой? ( Этим символом обозначаем слова-действия. Слова-действия отвечают на вопросы Что делает?  Что делают?)                                                                                       -Что такое слова-признаки? (Это слова, которые рассказывают, какой предмет. Слова-признаки отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?)                                                                                                              -Предлагаю игру «Угадай», играем парами. Я называю слово-действие, а вы к нему подбираете картинки. Посмотрите на свои значки. Первая пара это значки с прямоугольниками, подбираем картинки к слову «Летит», вторая пара – значки с кругом, находим картинки к слову «стоит» . Третья пара – возьмите картинки, которые остались (солнце, светофор) и подумайте, какое слово-действие можно подобрать к этим картинкам.  (Светит)                                                                                                                             4. Игра «Сказки с числами» Вос.  Путешествие продолжается, а вот и следующая вторая полянка. Вы узнали, какие сказки живут здесь? («Три медведя», «Три поросенка», «Два жадных медвежонка», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят»).                                                                                                                                                  –Ребята, вы должны сейчас очень внимательными: что интересного есть в названиях этих сказок? (В названиях этих сказок есть числа).                                                                                                                                                 –Правильно. Мы сейчас посчитаем наших героев.           (1 бурый медведь, 2, 3 бурых медведя.                                          1 веселый поросенок и т. Д   1гном,  … 7 гномов).                                                                                                                                         5. Игра «Назовите литературных героев» 

Логопед.      На третей полянке нас  ждет, кто это? (Карлсон)   Он тоже приготовил для нас задания.                                                                                                                                                    -Вы помните, кто был самым лучшим другом Карлсона?  (Малыш)                                                                                                     -Разделите слово Малыш на слоги.                                                                                                                                                     –А    вообще, знаете ли вы друзей сказочных героев?  (показ иллюстраций)                                                           Кто помогал Дюймовочке?  Называете героя  сказки и разделите слово на слоги. (Лас-точ-ка, рыб-ки, мо-ты-лек.          У Кроша были друзья Ню-ша, Ло-сяш, Со-в-унья.  )                                                                                                   6. Игра «Овощная полянка» 

Логопед -Вот и  « новая сказочная Овощная полянка» Нас встречает Чипполино.                                                                                                    –Ребята, отгадайте, какие сказки живут на этой полянке? Вспомните сказки, в которых говорится про овощи  («Репка», «Чипполино», «Вершки и корешки»).                                                                                               Вот наше задание, хорошо ли вы знаете сказку «Репка». Надевайте шапочки-маски и по моей команде вставайте тянуть репку.                                                                                                                                                     –Кто первый пришел тянуть репку? (Дед).                                                                                                                              -Кто прибежала последняя?  (Мышка).                                                                                                                                                     -Назовите, кто стоял в середине? (Бабка, внучка, Жучка, кошка).                                                                                                    -Звук в слове может стоять первый, последний или в середине. Сейчас вы возьмете карточки и скажите, какой гласный звук слышится в середине слова?                                                                          Молодцы, задание выполнили правильно.                                                                                             Воспитатель. На этой полянке с вами поиграет Красная Шапочка.     Вспомните,  по какой дорожке побежал волк? (По короткой). А Красная шапочка по какой дорожке пошла? (По длинной.)                                                                                                                                                  -Играем в игру «Наоборот», например: мудрый – Глупый.  Румяный – бледный. Сытый – голодный.                            Хитрый – простодушный. Щедрый – скупой. Огромный – крохотный. Вежливый – грубый.                                                                                                 7. Игра «Зимняя полянка» 

Воспитатель.  А сейчас мы попали на «зимнюю» полянку. Действия в этих сказках происходят? (Зимой).                                                                                                                                                                                           –Назовите эти сказки («Снежная Королева», «Снегурочка», «Морозко», «Два Мороза».                                        – Чтобы Снежная Королева не забрала нас в свое холодное царство, мы должны подобрать слова-родственники к слову «снег» (Снег, снежок, снежинка, Снегурочка, снегирь,  подснежник)                                                    К слову «мороз» (морозить, заморозить, морозко, морозный).  

                   Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие по сказочному  лесу. Все сказочные герои благодарят нас за помощь. А теперь мы возвращаемся в детский сад на нашем ковре- самолете.

8. Координация речи с движением в упражнении «Ковер – самолет»

Сегодня с тобою в волшебном полете

(Встать руки в стороны, движения корпусом вправо-влево)

Мы летим на ковре-самолете.

(Присесть, руки вперед).

Внизу проплывают так чудно и странно

(Встать, наклон вперед, смотреть вниз из-под ладони)

Леса, города и огромные страны.

(Встать, руки в стороны.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний экологический праздник "На полянке у Гнома"

Летний экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста.На празднике дети в игровой форме закрепляют знания о правилах поведения в природе,о лекарственных травах и их пользе для человека...

конспект занятия " Лесная полянка"

Учить детей любить и беречь природу...

Конспект интегрированного занятия "На солнечной полянке"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла по лексической теме "Насекомые" в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

Конспект итогового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Весенняя звуковая полянка"

В своей работе использую элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, которые наиболее значимы  по степени влияния на здоровье и развитие детей. Их применение способствует личностному...

На солнечной полянке (конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим во второй младшей группе)

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим во второй младшей группе в форме путешествия...

Комплексное занятие «На полянке теремок»

Комплексное занятие «На полянке теремок» (музыкальное, аппликация)...

Интегрированное занятие «Мишка на лесной полянке»

Пути развития и совершенствования. “Рука является вышедшим наружуГоловным мозгом”И. Кант Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младе...