Перспективный тематический план по формированию связной речи на старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Пищулина (Гудкова) Светлана Сергеевна

Перспективный тематический план по формированию связной речи на старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный тематический план по формированию связной речи на старшей группе компенсирующей направленности

на 2020-2021 учебный год

Учитель-логопед: Пищулина С.С.

Перспективный тематический план по развитию связной речи на старшей группе компенсирующей направленности

на 2020-2021 учебный год

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

1-2 неделя

Обследование состояния речи детей

Сентябрь

3 неделя

Составление рассказа по образцу об Яр-Сале

Коррекционно-образовательные:

- формировать начальные представления о своей малой Родине,

- систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах Яр-Сале, людях разных национальностей, живущих в родном селе, природе родного края;

Коррекционно-развивающие:

- развивать способность к целостному восприятию текста рассказа педагога, устанавливать временные связи;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитание патриотических чувств и любви к своей малой родине у дошкольников.

Сентябрь

4 неделя

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

Коррекционно-образовательные

-учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;

-учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям

Коррекционно-развивающие

- систематизировать знания о детском саде;

- активизировать словарь по данной теме

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями

Сентябрь

5 неделя

Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям

Коррекционно-образовательная

-учить детей составлять рассказ по демонстрируемым действиям;

Коррекционно-развивающие

- систематизировать знания о детском саде;

- активизировать словарь по данной теме

- расширять и активизировать словарь глаголов

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями

Октябрь

1 неделя

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием ИКТ

Коррекционно-образовательные

- учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие

- систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

- активизировать словарь по теме «Осень»;

- закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения

2 неделя

Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему

Коррекционно-образовательные

-учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;

- соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;

- учить узнавать овощи по описанию

Коррекционно-развивающие

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь по теме «Овощи»;

-развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

3 неделя

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Коррекционно-образовательные

-учить детей подбирать существительные к прилагательным;

-учить составлять рассказ с опорой на схему

Коррекционно-развивающие

-закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;

-  развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- закреплять употребление притяжательных местоимений

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания

4 неделя

Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

-учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

-учить логическому построению высказывания

Коррекционно-развивающие

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад -огород»;

-  развивать внимание, мышление,  связную речь;

-  учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом

Ноябрь

1 неделя

Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок.

Коррекционно-образовательные

-учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;

- учить логическому построению высказывания

Коррекционно-развивающие

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-  активизировать словарь по теме;

-  развивать   внимание,   мышление,   связную речь;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях

2 неделя

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

-учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

-учить логическому построению высказывания

Коррекционно-развивающие

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-  активизировать словарь по теме;

-  развивать внимание, мышление, связную речь;

-  развивать умение согласовывать слова в предложениях

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение

3 неделя

Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему

Коррекционно-образовательные

- учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания.

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

- развивать умение узнавать предмет по описанию

Коррекционно-развивающие

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

-  развивать умение узнавать предмет по описанию

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.

4 неделя

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

-учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-активизировать словарь по теме; развивать внимание, мышление, связную речь

Коррекционно-воспитательная

-  воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды

Декабрь

1 неделя

Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок

Коррекционно-образовательные

--учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;

- учить логическому построению высказывания

Коррекционно-развивающие

-закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже;

-развивать   внимание,   мышление,   связную речь;

- закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;

- упражнять детей в согласовании слов в предложениях-  воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

2 неделя

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом

Коррекционно-образовательные

-формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины;

- учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине

Коррекционно-развивающие

- развивать у детей навык планирования связного высказывания;

- упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;

-   активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

3 неделя

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации

Коррекционно-образовательные

-учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.

Коррекционно-развивающие

-закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

-упражнять детей в логическом изложении высказывания

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

4 неделя

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).

Коррекционно-образовательные

-обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок;

-формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.

Коррекционно-развивающие

- развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок;

-упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий;

-развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи.

5 неделя

Составление рассказа «Новый год на порог»" по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

Коррекционно-образовательные

-учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;

- формировать навык соблюдения последовательности изложения.

Коррекционно-развивающие

-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

-  активизировать словарь прилагательных по теме;

- упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей

Январь

1 неделя

Новогодние праздники.

2 неделя

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы

Коррекционно-образовательные

-учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

- учить составлять описательные рассказы

Коррекционно-развивающие

-упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию;

- упражнять в подборе синонимов;

-  учить согласовывать слова в предложениях

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей

3 неделя

Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту

Коррекционно-образовательные

-учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов.

Коррекционно-развивающие

- упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме;

- учить составлять загадки о животных;

-развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.

4 неделя

Рассматривание 2 картин осеннего и зимнего пейзажа.

Коррекционно-образовательные

-учить детей использовать мнемотаблицей при составлении описательных рассказов.

Коррекционно-развивающие

- закрепить знания детей и приметах осени;

-уточнить знания о приметах зимы.

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей умения слушать ответы товарищей не перебивая друг друга.

Февраль

1 неделя

Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинам

Коррекционно-образовательные

-учить детей составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, вставленный по отдельным сюжетным кар-

Коррекционно-развивающие

-развивать и активизировать словарь детей по

- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже;

-развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам.

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей культурные навыки общения

2 неделя

Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок

Коррекционно-образовательные

-учить детей пересказывать текст, соблюдши целостность, связность, плавность и объем.

Коррекционно-развивающие

-активизировать и расширять словарь у детей по теме;

-закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже;

- развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений

3 неделя

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке»

Коррекционно-образовательные

-учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия

-учить составлять рассказ по сюжетной картине

Коррекционно-развивающие

-упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени;

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

- упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме.

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе.

4 неделя

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

Коррекционно-образовательные

-формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст.

Коррекционно-развивающие

-расширять знания детей о мужестве людей во время войны;

-учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных;

-развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества

Март

1 неделя

Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

-формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.

Коррекционно-развивающие

-закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развернутых предложений; активизировать и расширять словарь по теме «Весна»;

-упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам.

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

2 неделя

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку

Коррекционно-образовательные

-учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии.

Коррекционно-развивающие

-развивать монологическую речь и связные высказывания детей;

-упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно.

3 неделя

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

Коррекционно-образовательные

-формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;

- учить составлять подробные описательные рассказы

Коррекционно-развивающие

-развивать у детей умение строить высказывания описательного типа;

-  активизировать   и   расширять   словарь   по теме.

Коррекционно-воспитательная

 - воспитывать у детей уважение к труду взрослых

4 неделя

Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

- учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации;

- обучать логическому построению высказывания

Коррекционно-развивающие

- закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных;

-развивать внимание, мышление, связную речь;

- активизировать и развивать словарь по теме;

- учить согласовывать слова в предложениях

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.

5 неделя

Жизнь детей в стойбище

Коррекционно-образовательные

-Дать представление об укладе жизни детей в стойбище, рассказать о различии игр для детей мальчиков и для девочек.

-Познакомить с играми детей, проживающих в тундре.

Коррекционно-развивающие

-Расширять кругозор детей,

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать дружеские чувства, желание больше узнать о детях, проживающих в других условиях.

Апрель

1 неделя

Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

-  обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин

Коррекционно-развивающие

-закреплять и расширять знания детей о профессиях и технике по теме;

- закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже;

- закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ.

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к хлебу

2 неделя

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Коррекционно-образовательные

-учить детей подробно пересказывать художественный текст;

-формировать навык построения связных монологических высказываний.

Коррекционно-развивающие

-закреплять знания детей о предназначении различной посуды;

-развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей;

-развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой.

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие.

3 неделя

Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа

Коррекционно-образовательные.

-обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;

- учить выделять событийную основу и существенные детали изображения

Коррекционно-развивающие

-активизировать и расширять словарь детей   по теме;

- развивать   умение образовывать сложные слова;

-развивать навыки планирования развернутых высказываний

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

4 неделя

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»

Коррекционно-образовательные

- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;

- учить пересказывать художественный текст

Коррекционно-развивающие

-расширять знания детей о домашних животных;

- развивать самостоятельную связную речь;

-  закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

Май

1 неделя

Составление рассказа «Граница Родины - на замке» по серии сюжетных картин

Коррекционно-образовательные

- формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;

- обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану.

Коррекционно-развивающие

-упражнять детей в подборе имен прилагательных   к   именам   существительным   пот теме;

-расширять знания детей о военных профессиях;

-развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на ее защиту.

2 неделя

Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»

Коррекционно-образовательные

-учить детей последовательно пересказывать литературный образец

Коррекционно-развивающие

- расширять и уточнять знания детей по теме;

- развивать способность к целостному восприятию произведения;

-упражнять детей в подборе слов-антонимов

Коррекционно-воспитательная

-  воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.

3 неделя

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы

Коррекционно-образовательные

-учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;

-формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

Коррекционно-развивающие

-упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;

-закреплять знания о частях тела насекомых;

-  активизировать и расширять словарь детей по теме.

Коррекционно-воспитательная

- воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей.

4 неделя

Составление рассказа «Лето красное при шло...» по сюжетной картине

Коррекционно-образовательные

-учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.

Коррекционно-развивающие

- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;

- развивать и активизировать словарный запас детей;

- отвечать на заданный вопрос полным предложением

Коррекционно-воспитательная

-воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.