Консультация "Профилактика речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте"
консультация по логопедии
Консультация "Профилактика речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_profilaktika_rechevyh_nuresheniy_v_ml.doshk_.vozr_.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Профилактика речевых нарушений
в младшем дошкольном возрасте»
Не для кого не секрет, что в настоящее время наряду с более активным и стремительным развитием детей, повышением их общей осведомлённости, более высоким уровнем знаний об окружающем, мы наблюдаем снижение уровня их речевого развития. Это проявляется в общей задержке речевого развития, в нарушениях звукопроизношения, в недостатках развития связной речи. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – стали одними из актуальных проблем современной педагогики и логопедии. Известно, что чем раньше выявлены нарушения речевого развития, и чем раньше ребёнку оказана помощь, тем эффективнее результаты работы. Легче предупредить болезнь, чем её лечить, легче предупредить нарушения речи, чем их исправлять.
Ранний возраст (до 3 лет) обладает огромными возможностями для формирования основ будущей личности, особенно её интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. (к 7-ми месяцам мозг увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам – в 3 раза, а к 3 годам составляет уже ¾ массы мозга взрослого человека). Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности, и как следствие этого, речи. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что его резервы остаются не раскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Основной вид деятельности ребёнка раннего возраста – предметная деятельность. Именно в ней складываются основные достижения этого периода – произвольное внимание, мышление, самосознание, сенсорика, память и, конечно, речь.
Мышление в раннем возрасте наглядно-действенное. Мыслить для ребёнка – значит действовать здесь и сейчас с конкретными предметами, а не думать и вспоминать, как это происходит у взрослых.
Внимание также тренируется лучше всего в предметной деятельности, когда ребёнок увлечённо рассматривает новый предмет, исследует его, совершая с ним различные манипуляции.
Память в этом возрастном периоде проявляется только при активном восприятии, когда ребёнок узнаёт знакомые предметы и выполняет знакомые действия с ними.
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста – это речь. К 3 годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год ребёнок должен произносить 10 – 15 слов, в 2 года – 300 – 400 слов, к 3 годам – он должен овладеть словарным запасом в 1500 слов. Если же в это время ребёнку не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем требуется масса усилий и времени, чтобы наверстать упущенное.
Речь не является просто функцией органов артикуляции, это прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолировано от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. Не углубляясь в научные формулировки, можно сказать, что речь – это психический процесс, выраженный в комплексе взаимосвязанных психических функций, т.е. воспринятая, переработанная при помощи мыслительных процессов и памяти информация, в дальнейшем выражается в слове. Соответственно, одним из главных вопросов профилактики речевых нарушений встаёт вопрос о своевременном, правильном развитии всех психических функций. Использование игр и упражнений на развитие
восприятия (например, «Узнай, кто изображён», «Собери картинку из частей», «От какого предмета часть»),
внимания («Найди пару», «Узнай по силуэту»),
памяти («Что пропало?», «Что изменилось?»),
мышления («Найди лишний предмет»)
будет очень хорошим методом профилактики речевых нарушений в дальнейшем развитии детей.
В младшем дошкольном возрасте речевое развитие ребёнка идёт на основе подражания. Таким образом, правильность овладения речью для ребёнка зависит от того, в какой речевой среде он в этот возрастной период будет находиться. Следовательно, следующим методом профилактики нарушений речи является создание полноценной речевой среды. Взрослые, с которыми находится ребёнок, должны внимательно относиться к своей собственной речи: говорить чисто по звучанию, правильно грамматически, сохраняя нормальный темп и ритм речи. Используемый взрослым лексикон должен соответствовать возрасту ребенка. Не следует допускать в речи «сюсюканья», подражания детской речи. Фразы нужно строить правильно и чётко, они не должны быть очень развёрнутыми, иметь конкретное значение.
Речь не только психический процесс, но и одна из двигательных функций. При произношении слов и фраз мы, сами того не замечая, проделываем бесконечное количество движений. В этих движениях участвуют мышцы лица (щёк, губ, нижней челюсти), шеи, гортани, носовой полости и, конечно, мягкого нёба и языка. Для того, чтобы в дальнейшем звукопроизношение ребёнка было нормированным, движения органов артикуляционного аппарата должны стать активными и точными, а мышцы – сильными. Для тренировки органов артикуляции (губ, языка, щёк, нижней челюсти) используется артикуляционная гимнастика, как метод профилактики нарушений звукопроизношения. Чтобы ребёнок в дальнейшем быстро и легко научился произносить сложные по артикуляции звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами смогут научиться говорить правильно и чисто, без помощи логопеда.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены к постановке звуков.
- Артикуляционная гимнастики очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Взрослые (педагоги и родители) могут использовать в работе различные сказки и истории о Весёлом язычке, адаптированные для различного возраста. В них в игровой, занимательной форме отрабатываются различные упражнения артикуляционной гимнастики.
Существует мнение, что развитие речи тесно взаимосвязано с развитием крупной и мелкой моторики. Связь между ними объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне. И наиболее эффективно формируется и развивается речевая зона под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми раннего возраста и при своевременном речевом развитии и особенно при его отставании. Многие учёные-физиологи и логопеды считают, что совершенствование речевых функций напрямую зависит от степени тренировки движений пальцев ребёнка. Если вернуться немного назад во времени, то можно вспомнить, что
- Когда ребёнок достигает 6-ти месячного возраста, его движения схватывания становятся не хаотичными, а более точными, уверенными, а в 7 мес. появляется артикуляция слогов;
- В 8-9 мес. ребёнок берёт мелкие предметы двумя пальцами, осуществляя так называемый пинцетный захват, и показывает пальцем на привлекающий его предмет; и только вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов.
По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речи. Следовательно, ещё одним способом профилактики речевых нарушений является активное и целенаправленное использование пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, усилится контроль ребёнка за собственными движениями, что в дальнейшем очень необходимо при отработке артикуляционных укладов, произношении поставленных звуков и введении их в слова и фразы.
- Развивается память ребёнка, т.к. он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений, запоминать небольшие сопровождающие тексты.
- У ребёнка развивается мышление, воображение и фантазия. Овладев различными упражнениями, он сможет «рассказать руками» различные истории.
- В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком рисования, штриховки и письма.
Чистота звукопроизношения, дикция, темп и ритм речи напрямую зависят не только от силы, активности и точности движений органов артикуляции, но и от правильности дыхания. Для произношения одних звуков необходим длительный, плавный и рассеянный выдох, а для произношения других звуков – сильный, направленный, короткий. Для произношения слов и фраз нужно уметь делать быстрый и глубокий вдох, распределять выдыхаемую воздушную струю, делая паузы между словами, и в тоже время, сохраняя остатки воздуха для произнесения всей фразы полностью. Если вовремя не сформировать правильное (диафрагмальное) дыхание, то в дальнейшем возникнут трудности, связанные как с постановкой нормированных звуков, так и с произношением слов и предложений, правильным акцентированием и интонированием. Следовательно, ещё одним способом профилактики речевых нарушений является выработка и тренировка правильного речевого дыхания. Оно заключается в том, чтобы носом делать короткий и глубокий вдох, задерживать дыхание некоторое время, длительно выдыхать. При этом нужно научить ребёнка дифференцировать по заданию педагога свой выдох. Например, игры «Забей ватный мяч в ворота», «Прокати мяч по дорожке» будут тренировать сильную, узкую, холодную, направленную, но продолжительную воздушную струю. В этой игре на развитие речевого дыхания ребёнку потребуется распределить заготовленный при вдохе воздух на период прокатывания мяча, в тоже время сохраняя силу и направленность выдыхаемой воздушной струи. В дальнейшем такой выдох будет использован для постановки свистящих звуков. В игре «Согрей ладони» ребёнок будет тренировать слабую, тёплую и рассеянную воздушную струю, которая в дальнейшем пригодится для постановки шипящих звуков. А вот игра «Задуй свечу» и т.д. будут тренировать сильную, узкую, направленную и короткую воздушную струю. Ребёнок должен как бы выбросить весь заготовленный воздух. Этот навык пригодится ему при постановке звука Р.
Очень важен в качестве профилактики речевых нарушений вопрос развития слухового внимания и фонематического восприятия. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию. Развитие фонематического восприятия необходимо осуществлять с самого младшего дошкольного возраста и проводить в игровой форме.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему русского языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В процессе занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Остановимся немного подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей.
На начальном этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют так же развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Воспитатель предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеётся? (Девочка.) и т.д.
Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т.д. Далее проводятся игры. Приведем описания нескольких игр.
1.Воспитатель назначает водящего и предлагает ему плотно
закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет
какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из
детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на
силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому
месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если
удаляется — тихо. Эту игру целесообразно повторять на многих занятиях. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например, ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно от сильного к среднему и тихому.
2. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они
передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий
должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел
колокольчик.
3. Воспитатель сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил,— громко, сильно, и как маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл. Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянами и т.д.
4. Воспитатель расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем закрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит. Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков. Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен всё больше быть похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок.
Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.
5. Воспитатель знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой. Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.
На протяжении следующего этапа обучения дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведем примеры.
1.Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.
Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет воспитатель («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).
2. Воспитатель показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает: когда находится близко (громко), когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или далеко». Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр индивидуальные особенности голоса говорящего. Воспитатель объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, шапример, различать, где гудит пароход («У-у-у») — далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет — большая (У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая («У-у-у» произносится высоким голосом); кто плачет—мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом) и т. п. Воспитатель выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращённом варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Воспитатель произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом
(«Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.
На следующем этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Советую провести такую игру.
Воспитатель показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он педагог произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагон – вагом». Услышав неверно сказанное слово, дети хлопают в ладоши или подают какой-то другой сигнал.
Т. о. можно сделать вывод, что в качестве средств профилактики речевых нарушений у детей можно выделить такие, как
- создание благоприятной развивающей и речевой среды;
- использование пальчиковой гимнастики;
- использование артикуляционной гимнастики;
- использование игр и упражнений для развития речевого дыхания;
- использование игр и упражнений для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Профилактика речевых нарушений у детей...
Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...
Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)
Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....
Логоритмические упражнения как средство профилактики речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте
Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка, однако с каждым годом у детей становится все больше трудностей с ее освоением. В данном материале рассматривается мето...
Признаки нарушений речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения...