планирование совместной деятельности инструктора по физической культуре (бассейн) и логопеда
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Севостьянова Людмила Евгеньевна

Для детей с нарушением речи в бассейне проводятся упражнения, направленные на:

  • развитие динамической координации движений, мышечный тонус
  • совершенствование мелкой моторики
  • воспитание произвольного внимания, диафрагмальное и фонационное дыхание
  • развитие статической и динамической коррекции движений
  • развитие эмоционально-волевой сферы
  • развитие сенсомоторной и речедвигательной моторики (воспитательные)
  • снятие психологического напряжения
  • развитие выносливости, целеустремленности, настойчивости в достижении цели
  • обучения навыкам плавания
  • укрепление мышц передней стенки живота и спины
  • формирование мышечного корсета
  • формирование плавательной осанки и укрепление мышц свода стопы
  • обучения правилам безопасности на воде
  • повышение самооценки ребенка в семье по достигнутым результатам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл примеры упражнений, игр, заданий103.35 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь работы логопеда и инструктора по физической культуре (бассейн)

Для детей с нарушением речи в бассейне проводятся упражнения, направленные на:

  • развитие динамической координации движений, мышечный тонус
  • совершенствование мелкой моторики
  • воспитание произвольного внимания, диафрагмальное и фонационное дыхание
  • развитие статической и динамической коррекции движений
  • развитие эмоционально-волевой сферы
  • развитие сенсомоторной и речедвигательной моторики (воспитательные)
  • снятие психологического напряжения
  • развитие выносливости, целеустремленности, настойчивости в достижении цели
  • обучения навыкам плавания
  • укрепление мышц передней стенки живота и спины
  • формирование мышечного корсета
  • формирование плавательной осанки и укрепление мышц свода стопы
  • обучения правилам безопасности на воде
  • повышение самооценки ребенка в семье по достигнутым результатам.

 

Планирование совместной деятельности

логопеда и физкультурного руководителя

на 2020 – 2021 учебный год.

Месяц

Игровые упражнения для вводной части занятия –

предназначены для разминочной части занятия, входят упражнения на развитие всех психических процессов.

Сентябрь

«Запрещенное движение»

Цель: игра на концентрацию и переключаемость внимания.

Дети с мячом стоят лицом к педагогу, повторяют различные движения, которые показывает преподаватель. Далее задается одно движение, которое повторять запрещено, например движение рук в сторону. Тот кто делает запрещенное движение, выходит из ряда. Более старших детей можно назначать на место педагога. Ребенок сам придумывает «запрещенное» движение.

Вопрос: Какое движение нельзя повторять?

Ответ: Нельзя повторять движение рук вверх.

Вопрос: Кто ошибся?

Ответ: …..

«Слушай команду»

Цель: упражнение на переключаемость внимания и тренировку основных упражнений.

 Выбирается несколько детей «зайчики», «лошадки», «аисты», «раки», «птицы» итд.  Дети маршируют по кругу выполняя движения (зайчики скачут, лошадки прыгают) Все команды подаются детям в произвольном порядке. В дальнейшем задания могут варьироваться и усложняться. Так, вместо команды могут быть использованы различные сигналы, такие как цвет, звук, рисунок. Например, детям предлагается на карточку желтого цвета выполнить задание «зайчики»; или если позвучит два хлопка в ладоши, надо выполнить «раки», если три – «аист».

«Бедная свинка»

Цель: задание на объем и распределение внимания.

Дети стоят по кругу и перебрасывают через круг в любом направлении мяч под музыку. Одновременно с этим быстро в правую или левую сторону (по часовой или против часовой стрелки) из рук в руки передается мягкая игрушка (свинка).

Октябрь

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Важным моментом при организации занятий является создание благоприятной атмосферы в группе, атмосферы тепла, доброты, внимания. Созданию такой атмосферы способствуют приёмы визуализации (разновидностью которой являются упражнения «сюжетного воображения») и дыхательные техники. Поэтому проводить эти упражнения и рекомендуется перед началом занятий.

Упражнение 1. «Настроение моря»

Ведущий рассказывает о том, что ветер бывает разный: лёгкий, штормовой, ураган и т. п. Рассказ сопроводить иллюстративным материалом с изображением моря в разных состояниях.

Дети под музыку показывают выбранное состояние моря — от штиля до шторма. На заключительном этапе упражнения — обязательно спокойное состояние моря. Далее дети отправляются в бассейн.

Упражнение 2. «Волны»

Для выполнения этого упражнения нужны две голубые атласные ленты длиной в 1—1,5 м. Ведущий называет детям разные состояния и предлагает с помощью лент показать «волны радости», «волны удивления», «волны застенчивости» и т.д. Затем можно обсудить с детьми, какими средствами пользовались они при выражении разных чувств.

Подвижная игра «Море волнуется»

Цель: развитие воображения и двигательной памяти

Дети имитируют движение волн, размахивая руками, со словами:

Море волнуется раз,

 Море волнуется два,

Море волнуется три,

На месте фигура замри

(например, фигура рыбы замри).

После слова «замри», дети принимают какую-нибудь позу (можно заранее оговорить). Отмечаем детей, принявших наиболее красивые и оригинальные позы.

Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.

Ноябрь

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Успокаивающее дыхание способно погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение. Этот тип дыхания может нейтрализовать последствия конфликта, снять предстартовое волнение и помочь расслабиться перед сном.

Упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник непременно должен находиться строго в вертикальном или горизонтальном положении, что даёт возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Голову необходимо держать прямо, без напряжения. Внимание! Шея ни в коем случае не должна быть напряжена!

С успокаивающим эффектом

Упражнение 1. «Отдых»

ИП — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабить шею и плечи, голову и руки опустить к полу. Дышать глубоко, следить за дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 мин. Затем выпрямиться.

Упражнение 2. «Передышка»

В течение 3 мин дышите медленно, спокойно и глубоко. Можно даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием.

Упражнение 3. «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий предлагает детям надуть воображаемые шарики:

Упражнение 4. «Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывёт по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение 5. «Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, несите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Какой замечательный оркестр!»

Декабрь

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

С тонизирующим эффектом

Упражнение 1. Мобилизующее дыхание

Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.

ИП — стоя или сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из лёгких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 с, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличить фазу вдоха.

Упражнение 2. Ха-дыхание

ИП — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох: корпус резко наклонить вперёд, руки — вниз перед собой, резкий выброс воздуха со звуком «ха!».

Упражнение 3. «Замок»

ИП — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях в положении «замок». Сделать вдох, одновременно поднять руки над головой ладонями вперёд. Задержка дыхания (2 с), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение 1. Ключичное (верхнее) дыхание

Положить ладони на ключицы и следить за подъёмом и опусканием ключиц и плеч.

ИП — сидя (стоя, лёжа) выпрямиться (голова, шея, спина должны располагаться на одной линии). Прежде чем сделать вдох, следует выдохнуть воздух из лёгких. После выдоха сделать медленный вдох через нос, поднимая ключицы и плечи и заполняя воздухом самые верхние отделы лёгких. При выдохе плечи медленно опускаются вниз.

Упражнение 2. Грудное (среднее) дыхание

Положить ладони на обе стороны грудной клетки и следить за её движением при дыхании. ИП — такое же, как и в предыдущем упражнении. Сделать выдох через нос, рёбра при этом опускаются, затем — полный и продолжительный вдох, расширяя грудную клетку. Плечи и живот при вдохе должны оставаться неподвижными (не допускать выпячивания живота). Затем снова выдох и снова вдох.

Январь

Упражнение «Пингвины»

Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания, гибкости.

Имитация походки пингвинов — на прямых ногах, покачиваясь с боку на бок, опустив руки вдоль туловища и согнув под прямым углом к руке кисти, пальцы выпрямлены («крылья пингвинов»). Игровой материал можно сопроводить декламацией.

Например:

Как проворные дельфины,

Плавают в воде пингвины.

А как вылезут на сушу, 

Ходят очень неуклюже.

Или загадкой:

В развалку ходит, как моряк,

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Провидит дни свои... (пингвин)

Упражнение «ЦАПЛЯ»

Цель: формирование и коррекция осанки, развитие  внимания.

Ходьба по кругу с высоко поднятыми коленями.

У меня ходули —

Не страшно болото.

Лягушат найду ли?

Вот моя забота.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

       Тычет клювом наугад —

       Ищет в речке лягушат

(цапля).

Шалтай-Болтай

Ведущий читает стихи:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С.Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

Февраль

«Морской ёж»

Цель: осваивание, повторение техники задержки дыхания

Сгруппироваться, перекаты вперёд-назад.

Ой, а это что за штучка?

Круглый шарик, весь в колючках

И на ёжика похож. 

 Ну, конечно, это .... (ёж)

Только странный этот  ёжик,

У него не видно ножек.

Почему же он такой?

Потому что он морской!

Целый день на камне плоском. Крепко держится присоской.

Сгруппироваться в положении сидя, лёжа. Группировка полная. Сгруппироваться «ёжиком».

В домике сижу,

Обнимаю ноги,

Головку опущу.

Нос высовывать нельзя!

«Скажи дельфину добрые слова»  (релаксационные упражнения)

Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного дельфина. Дети по очереди говорят ему добрые слова, ласково к нему обращаются. Далее игроки меняются местами, с тем чтобы каждый из них по очереди побывал в роли «дельфина». Таким образом, каждый ребёнок получает свою порцию «словесных поглаживаний»

Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.

Март

Комплекс  ОРУ (с массажными мячами)

  1. И.п.: мяч перед грудью.

Л 1 — руки выпрямить — «мяч от себя»; 2 — «мяч к себе». (4-5 раз)

  1. Упражнение на дыхание. (3-4 раза) И.п.: мяч внизу держат обе руки.
  1. — руки через стороны поднять вверх, вдохнуть и задержать дыхание, переложить мяч из одной руки в другую;
  2. — и.п., во время движения рук вниз — выдохнуть. 3. И.п.: вытянутые руки с мячом перед собой;
  1. — имитация движений руками брассом до груди;
  2. — и.п., переложить мяч из одной руки в другую. (5 раз)
  1. И.п.: мяч в правой руке.
  1. — наклон вправо, положить мяч возле правой ноги;
  2. — выпрямиться;
  3. — наклон вправо, взять мячик;
  4. — и.п. (6 раз)
  1. И.п.: мяч в левой руке. То же, что и в п. 4.
  2. И.п.: мяч у правой ноги.
  1. — носком ноги прокатить мяч вперед до полного вытягивания ноги;
  2. — назад. (6 раз)
  1. И.п.: мяч у левой ноги. То же, что и в п. 6.

Подвижная игра «Золотая рыбка»

Цель: развитие ловкости, скорости, умения ориентироваться в пространстве.

Все дети — «рыбки», только один — «рыбак».

Рыбки бегают по воде, уворачиваясь от рыбака.

Рыбак их догоняет.

Первая пойманная рыбка присоединяется к рыбаку, взяв его за руку.       Образуется невод, преследующий рыбок.

Каждый пойманный игрок присоединяется к неводу.

Последний оставшийся игрок и будет самой ловкой золотой рыбкой.

"Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").

Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть).

Апрель

Упражнение «Медуза»

Цель: расслабление мышц, укрепление осанки, выработка правильного дыхания.

Расслабление рук и ног (с потряхиванием ног) в положении лёжа на спине.

«Я лежу на спине

Как медуза на воде.

Руки расслабляю

В воду опускаю.

Ножками потрясу

И усталость сниму.

КОТЯТА •
(вариант второй)
Инструкция и ход игры: взрослый говорит четверостишия, дети повторяют действия по тексту.,

Вот котята все проснулись,
Сладко-сладко потянулись.
Правой лапкой потянулись,
Левой лапкой потянулись.
Ой, котята, вы грязнушки!
Умывайте свои ушки!
Все котята мыли ушки.
Вот так, вот так.
Все котята мыли щечки.
Вот так, вот так.
Все котята мыли брюшки.
Вот так, вот так.
Все котята мыли лапки.
Вот так, вот так.
У наших котиков чистые лапки,
А на чистых лапках острые царапки.

Кошка с котятами вместе играла Кошка котяток всему обучала:
Клубок покатать,
(Дети перекатываются на полу.)
Хвостом помахать
На четвереньках виляем «хвостиком».)
Лапками царапать,
(имитируем царапанье.)
Молоко лакать.
( (имитируем, как кошка лакает молоко.)
Котятки нагнулись и пьют молоко.
Подняли головки, прогнулись.
И сказали: «Мяу!»
(повторить несколько раз.)
Добрый котенок говорит: «Мур-р»,
(прогнуть спинку.)
Злой котенок говорит: «Фррр».
(выгнуть спинку.)

май

.

Массаж биологически активных точек «Крокодил»

Цель: профилактика простудных заболеваний.

Дети, сидя «по-турецки», делают массаж биологически активных зон. Счёт можно заменить строчками из стихов для детей.

Поглаживание ладонями шеи в направлении от шейного отдела  позвоночника  вперёд, к яремной ямке

Строки

           Движения

Крокодил ждёт гостей

Поглаживание ладонями шеи в направлении от шейного отдела  позвоночника  вперёд, к яремной ямке

Пасть полна его гвоздей

Мягко  поглаживать большими пальцы шею (под челюстью)

Я спросила крокодила

Сжать пальцы в кулаки и большими пальцами быстро растирать крылья носа

«Здесь овца не проходила?»

Приставить ладони ребром ко лбу и растирать его движениями в стороны — к центру

А злодей лежит на дне

Сильно раздвинуть указательный и средний пальцы, положить их перед ушами и за ними и с силой растирать кожу.

И подмигивает мне!

Потирая  ладони,   подмигнуть одним глазом.

Милых деток ждёт он в гости

На брюшке средь камышей:

Лапки врозь, дугою хвостик

                                          И улыбка до ушей.

Массаж рук и ног «Черепаха»

Пощипывание рук поочередно от кисти к плечу:

Шла купаться черепаха И кусала всех от страха. Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь.

Поглаживание руки ладонями от кисти к плечу. При повторении стихотворения массируют ноги от щиколоток вверх:

Черепаха — дом ходячий. Голову под панцирь

прячет. Крепкий панцирь у неё — И защита и жильё!

Пощипывание рук поочередно от кисти к плечу:

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха. Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь.

Поглаживание руки ладонями от кисти к плечу. При повторении стихотворения массируют ноги от щиколоток вверх:

Черепаха — дом ходячий. Голову под панцирь прячет. Крепкий панцирь у неё — И защита и жильё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»

Как осуществить совместную деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольников при подготовке к физ-ре и при проведении занятий по физической культуре...

Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда.

Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя логопеда....

Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей

Воспитатель должен проследить за формой одежды, в которой ребенок идет назанятие. На занятия по физкультуре в помещении дети должны быть одеты в футболку без майки, шорты, носки или гольфы, спортивную...

Конспект интегрированной деятельности инструктора по физической культуре и учителя-логопеда "На арене цирка"

Конспект интегрированной НОД инструктора по физической культуре и учителя-логопеда для детей с речевыми нарушениями. Цель: оптимизация мышечного тонуса;   развитие речевого дыхания, коо...

Консультация для воспитателей "«Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»"

laquo;Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»...

Консультация "Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя по физическому воспитанию детей"

Физкультурные занятия - это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физи...

Презентация "Интегрированная деятельность инструктора по физической культуре и учителя-логопеда"

Интегрированная деятельность инструктора по физической культуре и учителя-логопеда...