"Синквейн – эффективный инструмент для расширения и актуализации словарного запаса детей с ОНР". (из опыта работы)
статья по логопедии (подготовительная группа)

Новикова Татьяна Александровна

      Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Дляразвития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи я использовала  «Дидактический синквейн». Хочу поделиться небольшим опытом и рассказать вам о синквейне.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

     Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.  

Синквейн:

  • обогащает словарный запас;
  • подготавливает к краткому пересказу учит формулировать идею (ключевую фразу);
  • позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
  • получается у всех.

     Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане. 
- Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. 
- Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. 
- Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_sinkveyna.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн – эффективный инструмент для расширения и актуализации словарного запаса детей с ОНР.

(из опыта работы)

               

Учитель-логопед Новикова Т.А.,

I кв.категории,

МАДОУ «ДС«Метелица»

г. Новый Уренгой

      Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Дляразвития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи я использовала  «Дидактический синквейн». Хочу поделиться небольшим опытом и рассказать вам о синквейне.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

     Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.  

Синквейн:

  • обогащает словарный запас;
  • подготавливает к краткому пересказу учит формулировать идею (ключевую фразу);
  • позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
  • получается у всех.

     Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане. 
- Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. 
- Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. 
- Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов. 
    Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников с ОНР. 
    Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. 
В настоящее время технология составления синквейна активно используется в работе как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн. 
    Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической
 практике объясняется тем, что: 
- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя - логопеда. 
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК (лексико грамматических категорий), использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. 
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий. 
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. 
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
    Мы совместно с воспитателем подготовительной группы, комбинированной направленности, Молчановой О.Ю., познакомили детей с правилами составления синквейна.

     Правила составления дидактического синквейна 

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно
                  соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы), описывающие действия в рамках темы.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза  из нескольких слов, показывающая отношение   автора к теме.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы 
                   в 1-ой строчке, обычно существительное. 

Например 
1. Кукла 
2. Красивая, любимая. 
3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая. 
5. Игрушка. 

1.Машина 
2.Быстрая, мощная. 
3.Едет, обгоняет, тормозит. 
4.Я люблю кататься. 
5.Транспорт. 


1. Дождь 
2. Мокрый, холодный 
3. Капает, стучит, льётся 
4. Я не люблю дождь 
5. Вода 

1. Заяц 
2. Белый, пушистый 
3. Скачет, прячется, боится 
4. Я жалею зайца. 
5. Дикие животные. 
    Изучив правила дидактического синквейна и разобрав примеры приведенные выше, на 8 марта с детьми составляли синквейн «Моя Мамочка» - подарок мамам. Подарки очень понравились мамам. Также  использовали составление синквейна для поздравления именинников группы.
     Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо: 
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы; 
• владеть обобщением;
• понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак; 
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы;
• согласовывать слова в предложении; 
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения. 
     Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР  и служит средством оптимизации учебного процесса. 
    Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас. 
Синквейн  использовала на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать создавали свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Также использовала как работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Для этого была проведена работа и с родителями – мастер-класс для родителей по обучению составления синквейна.

Например:

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье

        С детьми были использованы такие варианты работы как: 
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); 
- коррекция и совершенствование готового синквейна; 
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); 

Чтобы составить синквейн, нужно детям научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
     Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы. 
Составление синквейна облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. 
Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). 

   При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
      Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике. 

Литература: 
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. 
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. 
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.  
4. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003 
5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005). 
6. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006). 
Электронные ресурсы: 
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 
http://festival.1september.ru/articles/518752/ 
2. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ). 
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей старшей санаторной группы с использованием элементов ТРИЗ.

В  опыте работы представлен план по интеграции "Развитие речи детей" и "Окружающий мир" ....

Организация работы воспитателя логопедической группы по расширению и активизации словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи.

Воспитатель является связующим звеном между логопедом и детьми. Взаимодействуя с воспитианниками и организуя их деятельность, он постоянно и активно участвует в коррекционном процессе. Материал, предс...

Работа по расширению словарного запаса детей 4-5 лет на основе лексических тем

Словарная работа и задания по развитию грамматной, связной речи на основе лексических тем....

Преемственность в работе логопеда и воспитателя по обогащению словарного запаса детей с ОНР ( из опыта работы )

Бедность словарного запаса у детей с ОНР порождает ряд проблем: слабую продуктивную коммуникацию, невозможность лексико - грамматически правильно оформить высказывания, затруднения в связном, фонетич...

План по самообразованию «Расширение и обогащение словарного запаса детей»

Слово- основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможна без расширения словарного запаса. Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро .Т...

план самообразования: «Расширение и обогащение словарного запаса детей»

Слово- основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможна без расширения словарного запаса. Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро .Т...