Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи в условиях ФГОС
план-конспект занятия по логопедии

Легомина Татьяна Евгеньевна

Интегрированное  логопедическое подгрупповое занятие. Участники: дети с ТНР и ребенок с нарушением слуха. Особенности работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

«Использование дидактических игр на логопедических занятиях  

с ребенком с нарушение слуха и с детьми с ТНР (ОНР III ур.р.р)».

Цель:  Развитие навыков речевого общения у детей со слухо-речевыми и речевыми нарушениями посредством использования дидактических игр и упражнений.

Задачи:

Речевое развитие:

  • Развитие связной речи на примере составления предложений с опорой на картинки.
  • Расширение словарного запаса : увеличение номинативного и предикативного словаря, расширение словаря прилагательных, уточнение представлений о предлогах и правильное использование их при построении предложений.
  • Развитие диалогической речи: обучение детей умению задавать вопросы по закрытым картинкам, использовать при этом обращение, уточняющие слова.
  • Развитие связной речи: обучение составлению рассказа о времени года с опорой на картинки.
  • Развитие фонематического восприятия: звуковой и слоговой анализ на материале существительных из предложенного задания, составление звуковой схемы слова.
  • Контроль за произносительными навыками, автоматизация поставленных звуков в речевом потоке.
  • Уточнение понятия «предложение».
  • Развитие общеречевых навыков на материале логоритмических упражнений.

Развитие слухового восприятия* ребенка с нарушением слуха на материале слов, предложений посредством использования шепотной речи, обучение восприятию слов и предложений на слуховой основе.

Познавательное развитие:

  • Уточнение представлений детей о временах года, их характерных признаках, приметах, типичных занятий людей в эти периоды.
  • Развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развитие коммуникативных навыков, активности, самостоятельности, умения договариваться при решении общих задач, оказания помощи и поддержки друг другу.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Дальнейшее развитие интереса к красоте художественного слова.
  • Воспитание способности воспринимать красоту слова, любви к прекрасному, доброму, справедливому. Формирование умения сопереживать тому, что происходит в рассказе, стихотворении.
  • Совершенствование умения высказывать свое отношение к прочитанному.

Физическое развитие:

  • Закреплять у детей умение анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе  различных упражнений.
  • Совершенствовать все виды координации движений, телесной и пространственной ориентации, используя коррекционно-развивающих упражнений, логоритмику.

Оснащение: карточки с предложениями, картинки из дидактической игры «Составь предложение»

Игра-лото «Времена года», пластмассовые цветные крышки для звукового анализа слов.

Ход занятия.

Организация начала занятия: Развитие фонематического восприятия.

Упражнение «Назови первый звук»

Логопед предлагает детям пройти в круг только после того как каждый назовет первый звук в слове.

Времена года: Осень, зима, лето, весна.

Задание 1

Подвижная игра: «Весна». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Улыбаются все люди.

Весна, весна, весна!                     дети говорят улыбаясь.

Она везде, она повсюду!

Красна, красна, красна!          повороты

 По лугу, лесу и поляне.

Идет, идет, идет!                      шагают на месте.

На солнышке скорей погреться.

Зовет, зовет, зовет!      руки «рупором.

И в ручейке лесном задорном,

Звенит, звенит, звенит ! щелчки пальцами.

И все живое сразу слышит.

Весенний звон, весенний звон ! хлопки.

Задание 2. Закрытые картинки. Обучение умению задавать вопросы.

Логопед предлагает детям 4 времени года как карты (рубашками вверх).

Дает задание: Выбрать 1 время года, но не показывает им сначала какое.

Логопед достает по 1 карточке от выбранного времени года и предлагает угадать, что там изображено, задавая вопросы. Дети пытаются угадать:

- Я хочу уточнить, какое время года на карточке?

- Т.Е., скажите пожалуйста, на карточке природа? (люди, дети, животные и т.д.)

-Помогите угадать, там….?

- Я бы хотел узнать, там….?

- Подскажите мне, на картинке…..?

Постепенно дети собирают карточки от игрового поля. Получается картинка с символами времени года.

Задание 3. Составление предложений с опорой на картинку.

Логопед предлагает детям составить предложение, используя каждую карточку.

Предложение начинается с времени года, например:

Весной….

Зимой…. и т.д.

Задание 4. Обучение составлению рассказа по алгоритму. Развитие связной речи.

Логопед предлагает детям составить рассказ о времени года по алгоритму:

1. погода,

2. природа: растения, животные,

3. действия, занятия людей.

 Физминутка 5:

Подвижная игра: «Клен». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

За окном сосулька тает, Стоят лицом в круг. Руки на поясе. Выполняют 4 прыжка на носках на месте.

Ветер тучи рвет в клочки.    Руки вверх, наклоны туловища влево – вправо.

Разжимает, разжимает клен тугие кулачки.  Руки перед грудью, локти опущены вниз, медленно разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку, 4 прыжка.

И едва растает снег, Наклоны вправо-влево.

Мне зеленую ладошку клен протянет раньше всех.Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают руки – рукопожатие.

Задание  6. Развитие фонематического восприятия. Звуковой, слоговой анализ существительных.

 Логопед предъявляет детям слова – существительные. 

А) Просит назвать их.

Б) Просит разделить на слоги и назвать количество слогов, уточнив правило, выделив при этом на слух гласные  звуки.

В) Выбирает 2 слова с изученными звуками гласными и согласными, просит построить звуковые домики.

Задание 7. Развитие умения составлять предложения, согласовать слова по смыслу, с учетом рода, числа.

Логопед предлагает детям собрать из предложенных слов-карточек различные предложения. При этом называет слова отдельно, не связывая их.

Предложения могут быть из 2-х, 3-х, 4-х и более слов.

Слова в предложении нужно согласовать между собой.

Например, слова «белка», «сидеть», «на», «зеленый», «ветка» можно собрать в предложение «Белка сидит на зеленой ветке».

РСВ на материале слов: логопед предлагает слова ребенку с нарушением слуха шепотом.

Дети должны подобрать подходящие карточки и правильно составить свои предложения.

Задание 7. Развитие вариативности речи при построении синтаксических конструкций, творческой активности детей.

«Измени предложение». Предложите ребенку составить любое предложение из нескольких слов и придумать, как его можно изменить, добавляя новые слова.

Например, «Серый котенок сидит под кустом», «Веселый котенок сидит под кустом», «Веселый котенок сидит под деревом», «Веселый котенок лежит под деревом» и т.д.

Задание 8. Развитие внимания, памяти, произвольного внимания

Карточки с предметами можно использовать для игр на развитие внимания и памяти. Разложите перед ребенком несколько картинок и предложите запомнить. Затем попросите отвернуться и уберите 1-2 карточки и несколько поменяйте местами. Пусть ребенок скажет, чего не стало и что изменилось.

Организация окончания занятия.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи Тема "Игрушки" (старшая группа)

Данный конспект является частью авторской Программы по обучению и воспитанию детей с ОНР...

Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа)

Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи и ознакомлению с родной природой для старшего дошкольного возраста (старшая - подготовительная группа)...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»...

Конспект интегрированного открытого занятия по развитию речи и художественно-эстетическому развитию во второй группе раннего возраста: «Выросла репка»

Конспект интегрированного открытого занятия по развитию речи и  художественно-эстетическому развитию во второй группе раннего возраста: «Выросла репка» Вид  детской  дея...

Конспект интегрированного логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы с О.Н.Р. Тема: "Осень".

Конспект интегрированного  логопедического занятия  по   развитию речи    для детей старшей группы с О.Н.Р....

Мастер класс «Использование игровых технологий на занятиях по развитию речи в условиях ФГОС ДО. Путешествие в страну Звукляндию.» Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей) с целью поделиться опытом работы по формированию речи у детей старшего дошкольного возраста путем игровых технологий....