Доклад на методическом объединении учителей – логопедов Не тему: «Игры на координацию движений с речью».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Елена Юрьевна Олейник

сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» № 30 «Берёзка»

Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

       

Доклад на методическом объединении учителей – логопедов

Не тему: «Игры на координацию движений с речью».

Подготовила

Учитель-логопед

МБДОУ№30 «Берёзка»

г.Симферополя

Олейник Елена Юрьевна

г.Симферополь

(1) «Игры на координацию речи с движением»

Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку необходимо выполнить артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.

(2) И.М.Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М. Бехтерев, Л.В.Нейман и Выготский Л.С. Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: (3)

-выявить ритмичные рефлексы,

-приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные),

-установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка,

-умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных,

-урегулировать неправильные и лишние движения.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Слоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам подобен  ходьбе, дыханию, сердцебиению.

(4) У детей с ОНР наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии. Следовательно, при коррекции речи детей, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, логоритмика, занятия по физической культуре.

Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с ОНР является 

- преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением,

- формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

(5)  Специфика работы в наших группах предполагает тесное сотрудничество всего педагогического персонала, с (воспитателем, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем, психологом) и такая преемственность в работе позволяет добиться положительных результатов.

(6)  Применение на  музыкальных занятиях направлено на решение следующих задач:
- формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;

- формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;

- развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
- развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;

- формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;

- активизация речевых процессов;

- воспитание умения работать сообща в коллективе.

(7) На занятиях физкультуры дети учатся легко, раскованно выполнять такие виды движений, как ходьба, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; топанье, хлопки.

 Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.

(8) Учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог - психолог  используют на занятиях целый комплекс упражнений,  где используется речь с движением – здоровьесберегающие технологии.

Воспитатель использует речь с движением во всех ежедневных мероприятиях и при проведении культурно – гигиенических процедур, при накрывании на стол и одевании на прогулку и т.д.

В процессе практической работы нами были разработаны и апробированы циклы игр для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера. Они  включаются в различные виды детской деятельности.

Таким образом, игры и упражнения на координацию речи с движением помогают создавать условия для проведения планомерной коррекционной работы, которая предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, а также происходит снятие напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с нарушениями речи.


КАРТОТЕКА ИГР НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ

1. Упражнение «Листья»:
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

http://sound196.tgl.net.ru/images/play/play3/1.jpg.png

2. Упражнение «Самолет»:
Самолет построим сами, (дети бегают по группе, разведя руки в стороны)
Понесемся над лесами. 
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

http://sound196.tgl.net.ru/images/play/play3/2.jpg.jpg

3. Упражнение «Мотылек»:
Мотылек-витилек, (бегут по кругу, расставив руки в стороны)
Принеси нам ветерок:
От ворот – поворот (поворот; бегут в обратную сторону)
Гнать кораблик в ручеек.
Вей, вей, ветерок, (останавливаются, поворачиваются лицом в круг; взмахи руками, потягиваются)
Натяни парусок,
Гони стружок (бегут по кругу, взявшись за руки)
С запада на восток.

http://uspehsvami24.ru/wp-content/uploads/2013/09/butterfly028.png

4. Упражнение «Ласточки»:
Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц)
Все люди глядели. 
Ласточки садились, (приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья)
Все люди дивились. 
Сели, посидели.
Взвились, полетели. (бегут по кругу, взмахивают руками)
Полетели, полетели,
Песенки запели.

http://sound196.tgl.net.ru/images/play/play3/04.jpg.png

5. Упражнение «Аквариум»:
Улитки ползут, (передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной)
Свои домики везут. 
Рогами шевелят, (останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо)

На рыбок глядят. 

Рыбки плывут, (передвигаются по кругу мелкими шажками,
Плавничками гребут. (опустив руки вдоль туловища; движения 
только вперед-назад)
Влево, вправо поворот, (плавные повороты туловища влево-
А теперь наоборот. вправо и наоборот)

http://sound196.tgl.net.ru/images/play/play3/05.jpg.jpg

6. Упражнение «Веснянка»:
Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)

http://sound196.tgl.net.ru/images/play/play3/06.jpg.jpg

7.Хороводная игра «Снежная баба».

Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)
Мы снежную бабу слепили у дома. 
Стоит наша баба у самых ворот. («рисуют» руками три круга,начиная с маленького)
Никто не проедет, никто не пройдет. (грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)
Знакома она уже всей детворе, (идут по кругу, последние слова 
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» говорит один ребенок- Жучка)

http://sound196.tgl.net.ru/images/play/play3/07.jpg.jpg

8. Упражнение «Посуда»:
Вот большой стеклянный чайник, (надули животик: одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник. другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки. 
Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянулись, руки сомкнули над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (легли на ковер, вытянулись)
Он посуду нам принес.

http://sound196.tgl.net.ru/images/play/play3/08.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...

Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"

Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР»

На первом этапе обучения основное внимание уделяют предварительной ориентировке в некоторых явлениях языка в чисто практическом плане....

Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР»

На первом этапе обучения основное внимание уделяют предварительной ориентировке в некоторых явлениях языка в чисто практическом плане...