Доклад подготовлен для выступления на методическом объединении учителей - логопедов
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Ханукаева Людмила Вениаминовна

Развитие связной речи у дошкольников с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад  

подготовлен для  выступления на методическом  объединении  учителей - логопедов

г-к Анапа

 

Развитие связной речи у дошкольников с ОНР

Подготовила учитель-логопед

                                                              Ханукаева Л.В.

                                                      2015 г.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного  преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики  связного развернутого высказывания:

  • тематическое и структурное единство;
  • адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
  • произвольность, плановость и конспективность изложения;
  • логическая завершенность;
  • грамматическая связность.

Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны:

  • нарушения логической последовательности повествования;
  • нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
  • незавершенность микротем;
  • возвращение к ранее сказанному;
  • длительные паузы на границах фраз;
  • отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Дополнительные трудности в овладении связной речью связаны с наличием у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.). Но все-таки вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи дошкольников-шестилеток с общим недоразвитием речи.

Работая в детском саду, и всегда старалась добросовестно готовиться к занятиям, организовывать совместную деятельность воспитателя с детьми.

 Дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности. Отчасти поэтому в основной части занятия я наблюдала низкую речевую активность. Не хочу сказать, что хорошо продуманная первая часть занятия — залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части, т. к. это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений. Но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несёт в себе определённый смысл — оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции. Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.

Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О. Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей» пишет, что исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению пересказу с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

С учетом того, что дети не справляются со всеми видами занятий по обучению связной речи и разработать развёрнутые конспекты занятий достаточно сложно, т. к. каждое занятие требует тщательной подготовки: подбора методов, приёмов, средств, поэтому на данном этапе своей работы я остановилась именно на пересказе литературных произведений.

В  сентябре 2007 года  проводилось исследование в ДОУ № 31 города Набережные Челны в подготовительной группе. В эксперименте принимало участие 10 детей шестилетнего возраста с логопедическим заключением  ОНР III уровня, посещающих логопедическую группу №5.

Для оценки выполнения заданий  применяли схему оценки уровней выполнения  задания на пересказ, разработанную В.П.Глуховым, с учетом следующих критериев: полноты содержания картин, последовательности изложения текста, критерий грамматической нормы языка.

Пересказ рассказа

Цель задания: выявить  особенности  пересказа дошкольников с ОНР без опоры на наглядность.

Стимульный материал: текст рассказа «Победитель».

Процедура исследования: 

1) Текст читается без установки на запоминание;

2) Перед составлением пересказа задавались вопросы по содержанию текста;

3) Перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа.

 Текст рассказа: «Жили- были  петух, курочка и  их детки -  пушистые  цыплятки. Около дома все время ходила хитрая  лиса. Но петух  зорко охранял свою  семью. Один  раз  вывела  курочка цыпляток погулять, а лиса тут как тут. Закудахтала курочка: «Кудах-тах-тах! Ко мне  детки, ко мне!»

Все  цыплятки  подбежали и спрятались под  маминым крылом. Только  самый маленький не успел. Его  схватила лиса. Но тут подлетел папа-петух. Закричал. Захлопал крыльями и стал клевать лису. Испугалась лиса, бросила цыпленка, убежала в лес. А  петух-победитель закричал на  весь двор: «Ку-ка-ре-ку!».

Анализ  результатов выполнения  задания

У 20% дошкольников выявили очень  низкий уровень  выполнения задания на пересказ,  у 40% - низкий и у 40%  недостаточный. Принимая во внимание, что  низкий уровень выполнения задания оценивается в 1 балл, а недостаточный – в 2  балла, определили, что среднегрупповая успешность выполнения   данного задания  детьми экспериментальной группы составила – 30%.

В рассказах детей отмечаются пропуски частей текста или изложение некоторых частей неточно. В связи  с бедностью словарного запаса содержание рассказа передается невыразительно,  дети редко использовали  при  пересказе  выразительные  средства. У всех  дошкольников  отмечаются  нарушения грамматических норм языка  в согласовании  глагола прошедшего  времени и существительного и местоимений в роде, числе, в падежных окончаниях существительных, неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями; неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов  в прошедшем времени; неправильное употребление предложно-падежных конструкций.

На основании обследования мы определили направления работы, составили перспективный план работы по обучению пересказу, относительно этого плана были составлены планы-конспекты занятий по методике Т.А.Ткаченко.

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.

 По этому плану  проводилась работа в течение всего 2007-2008 учебного года с экспериментальной группой.

С целью определения результатов проведенной  нами логопедической работы по обучению пересказу у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в мае 2008г. был проведен контрольный срез знаний. Он проводился по той же методике, что и обследование в начале  учебного года с изменением лексического материала. Для пересказа детям предлагали  рассказ «Белочка и зайчик».

  5 детей  с ОНР  пересказали близко  к тексту и точно изложили  события,   4 – опустили важные смысловые единицы. Большинство дошкольников (9 человек) не используют  выразительные средства  в  своей речи. Нарушение грамматических норм отмечается  у 7 детей. Итак, у 50% дошкольников экспериментальной группы выявили недостаточный уровень  выполнения задания на пересказ,  у 50% - удовлетворительный. Среднегрупповая успешность выполнения   данного задания  детьми экспериментальной группы составила – 62,5%.

Если же  составить  диаграмму  результатов обучения экспериментальной группы по данным  обследования  в начале  и конце года, то наглядно видна динамика.  

 

В результате проведенных занятий было отмечено улучшение  полноты передачи содержания, последовательности изложения, связности в изложении  рассказов и их  грамматического оформления (адекватность  используемых синтаксических конструкций,  уменьшение  лексических ошибок, снижение  аграмматизмов).

 Итак, полученные в ходе исследования данные указывают на необходимость  целенаправленной систематической  логопедической  работы по обучению пересказу у дошкольников с  общим недоразвитием речи III уровня.

Список использованной литературы

1. Ганн И.И., Филичева Т.Б.  Использование сюжетных картинок на занятиях  в группах для детей  с общим недоразвитием речи. //Дефектология. – 1970. - №5.

2. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера,2007.

3. Глухов В.П.  Формирование связной  монологической  речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу.//Дефектология. – 1989. - №1.

4. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию//Дефектология. -1994. -  №4 –с.27 - 30.

5. Глухов В.П. Особенности  обучения рассказыванию по  картине детей дошкольного  возраста  с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 1986. - №3. – 61-66.

6. Глухов В.П. Формирование связной речи  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.

7. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР.

8. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 1999.

9. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития  речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

10. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. –СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 1999.

12. Ткаченко Т.А.. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1998.

12. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие  речи дошкольника: Методическое  пособие  с иллюстрациями. – Екатеринбург: Издательство  «АРГО», 1996.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его це...

Доклад "Народная кукла в работе логопеда"

Доклад на РМО об использовании народной тряпичной куклы в повседневной работе логопеда....

Доклад на районном семинаре логопедов. Тема: «Волшебный песок» Учитель-логопед МБДОУ д/с «Теремок» Зерноградского района Т.В.Чепель

Доклад на районном семинаре логопедов. Тема"Волшебный песок" Учитель - логопед МБДОУ д\с "Теремок" Зерноградского района Т,В, Чепель...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...