Доклад "Народная кукла в работе логопеда"
статья по развитию речи на тему

Доклад на РМО об использовании народной тряпичной куклы в повседневной работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад логопеда на РМО132.99 КБ

Предварительный просмотр:


Слайд 2. Всем известно, что в настоящее время наблюдается рост числа детей, чье  речевое развитие отстает, в той или иной степени, от возрастной нормы.

Поиск новых форм и методов обучения детей с речевым нарушением – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики.

Одной из таких форм неизменно остается игра - как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Сделать игру наиболее интересной помогает кукла.

Метод работы с куклой – становится средством достижения основной цели: развить речь дошкольника, творческое воображение, мышление.

Слайд 3. Тряпичная кукла является особым видом народного творчества. В отличие от пластмассовой она, снимает психологический барьер между ребенком и “миром больших вещей”, воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Присутствие тряпичной куклы на занятии сразу вовлекает ребенка в игру.

Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать.

Слайд 4. Взяв в руки куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи.

Применение тряпичной куклы в коррекционной работе способствует повышению мотивации к логопедическим занятиям, сокращению периода ввода поставленных звуков в речь, развитию интереса к словообразованию, словоизменению и к различным действиям со звучащим словом.

Слайд 5. Так, например, рассматривая кукол в национальном русском костюме, мы с детьми закрепляем в речи названия элементов русского костюма, какие цвета встречаются в этом наряде. Такие занятия помогают детям в развитии связной речи. Ребята учатся употреблению в речи народных оборотов - добрый молодец, красна девица, ласковые уменьшительные обращения (доченька, голубушка, золотце моё, сходи по водицу, травушка - муравушка, и др).

Слайд 6. К нам на занятия приходит Бабушка-старушка, которая рассказывает сказки, загадывает загадки, приносит сюрпризы и задания на занятия. Дети с удовольствием выполняют такие бабушкины задания: выполнить артикуляционную гимнастику, разделить по признаку предметы (фрукты, овощи). Эта кукла помогает проводить игры на развитие грамматических норм: «Большой-маленький», «Один-много», «Два, пять, девять» и другие.

Слайд 7. Изучая тряпичные куклы, мной была изготовлена кукла-хороводница. На занятиях дети охотно приняли  новую куколку и с удовольствием вертят ее в ладонях и, меняя пальчики. Играют в игру Малечина - Калечина. Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, помогает в развитии координации движений со словом. А также, развивая моторику рук, дети собирают бусы для кукол, одновременно проговаривая поставленные звуки.

Слайд 8. Также эта кукла используется во время автоматизации звуков, шагая по листам бродилкам. Разговаривая за куклу, дети уверенно и чётко произносят звуки, слова, рассказывают потешки и чистоговорки.

Слайд 9. Следующая кукла, которая меня заинтересовала – кукла – перевёртыш или кукла Девка-Баба. Игры с этой куклой позволяют добиться успехов в развитии силы, высоты и мелодики голоса. Так Баба спрашивает, девка отвечает, при этом ребенку необходимо поменять голос. Также во время игр с этой куклой развивается связная речь: баба рассказывает сказку, девка пересказывает и т.д. Управление куклами способствует выразительности и четкости речи. Куклы помогает разучивать колыбельные песенки, которые позволяют запоминать слова и словосочетания, на основе их дети учатся подбирать однокоренные слова: кот, котенька, коток, котик и др.

Слайд 10. Кукла Кубышка – травница способствует развитию речевого дыхания. Она набита целебными травами, вдыхая и выдыхая аромат которых, ребенок учится дифференцировать носовой вдох и ротовой выдох.

Слайд 11. Кукла – Рванка помогает детям не только в играх, но и оценить свою работу на занятии. Отсутствие лица у куклы позволяет ребятам придумывать ей настроение в игре (радостное, счастливое, тревожное, веселое и т.д.), они фантазируют.

Слайд 12. Во время знакомства детей с куклами, я заметила, что ребята интересуются тканью, из которой они сделаны. Так возникла идея игр с лоскутками. Я думаю это интересный прием для обогащения и активизации словаря, упражнению в произношении звуков, формированию фонематического слуха.   Так,   предлагаю ребятам отобрать лоскуток нужной формы или цвета, выделить первый – последний звук в названии ткани или цвета, назвать слова с таким звуком в начале, середине, конце слова, соотнести с цветом   звонкие и глухие согласные и т.д.

Слайд 13. Это лишь малая часть того многообразия игр и упражнений, которые можно придумать с использованием тряпичных кукол.

Я намерена продолжать работу с использованием этих кукол.  Они позволяют в непринужденной обстановке проводить занятия, развивая  все стороны речи ребенка. У детей появляется мотивация вновь присутствовать на  занятиях, участвовать в интересных играх с использованием тряпичных кукол. И, конечно же, буду искать новые формы по включению тряпичных кукол в коррекционно - образовательную работу с дошкольниками.

Слайд 14. Хотелось бы закончить следующими словами: «Игра с куклой - это мир реальности, в котором живет ребенок».

Кукла дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в развитие ребенка с целью его коррекции.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Мастер класс логопеда: "Игротека в работе логопеда"

В рамках проекта "Одаренный ребенок" проводилось РМО. Данный мастеркласс логопеда напрвлен на широкий круг педагогов. Материалы, выполненные своими руками будут хорошим подспорьем для работы...

Дидактические куклы в практике логопеда

Данные пособия можно использовать на всех этапах коррекционно – развивающей деятельности, а также в работе с заикающимися детьми....