Дидактические куклы в практике логопеда
консультация по логопедии (старшая группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

Данные пособия можно использовать на всех этапах коррекционно – развивающей деятельности, а также в работе с заикающимися детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheski_kukly_v_praktike_logopeda.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические куклы в практике логопеда.

Данные пособия можно использовать на всех этапах коррекционно – развивающей деятельности, а также в работе с заикающимися детьми. Дидактическая кукла выступает участником коррекционного процесса, другом, который может заинтересовать детей и улучшить эффективность работы.

Значимой частью коррекционного процесса, является артикуляционная гимнастика. Она помогает:

- улучшить подвижность органов артикуляции, усилить кровоснабжение органов речевого аппарата;

- укрепить мышцы языка, губ, щек;

- сформировать у ребенка правильный артикуляционный уклад;

- нормализовать мышечный тонус;

- подготовить ребенка к правильному воспроизведению звуков.

Использование традиционных картинок при обучении гимнастике языка недостаточно для того, чтобы увлечь детей. Однотипные движения, повторяющиеся изо дня в день, надоедают не только дошкольникам, но и педагогу. И логопеду приходится искать иные пути решения проблемы.

Как известно, что игра – основной вид деятельности дошкольников, в которой формируются личностные качества, развиваются нравственные и интеллектуальные способности. А разнообразные игровые ситуации, предложенные логопедом, побуждают ребенка к свободному общению, не позволяют ему акцентировать внимание на своем дефекте. Игра положительно влияет на психологическое состояние ребенка с ОВЗ, позволяет ему раскрепоститься, освобождает от рутинной длительной неподвижности на логопедическом занятии. Игра помогает логопеду чередовать виды деятельности на своем занятии, дает простор фантазии, что повышает интерес ребенка и качество работы логопеда.

Для того, чтобы разнообразить игровые моменты на занятии, на помощь логопеду приходит дидактическая игрушка, которая будет вместе с детьми тренировать свой язычок.

Для начала детей знакомят с домиком, где вместо окошек – губы. Живет там Язычок, который выглядывает из окошка, греется на солнышке и проделывает еще много разных манипуляций. А если он ушел гулять, вместо губ появляется окошко. Это пособие формирует интерес и мотивацию к логопедическим занятиям. На каждом последующем занятии ребенок ждет продолжения сказки о веселом Язычке. У него много друзей, они могут прийти на помощь, если что – то не получается, и он охотно знакомит их с ребятами. Например, лягушонок Жабик – кукла с ручным управлением, которая научит детей правильно тренировать язычок, чтобы из него получился «спортсмен», способный произнести заданный звук. Жабик вместе с детьми разминает пальцы, потому что лапки у лягушонка сделаны в виде перчаток с обрезанными фалангами пальцев. Язычок показывает правильные упражнения.

Использование игрушки – лягушонка способствует развитию органов артикуляционного аппарата детей, мелкой моторики.

Ожившая кукла поможет заинтересовать  ребенка, превратить подготовительный этап постановки звука в увлекательный и эффективный процесс. В общении с лягушонком у детей снижается уровень двигательного беспокойства, появляется уверенность в себе, ведь у Жабика тоже не все сразу получается. Обучая лягушонку, дети по нескольку раз показывают ему артикуляционный уклад или правильно повторяют слог, слово. Таким образом, они приобретают данные навыки, по-другому начинают относиться к собственной речи.

Еще один друг Язычка – подвижная обезьянка Чита. Она так же, как и Жабик показывает артикуляционную гимнастику, здоровается рукопожатием с каждым ребенком, пришедшим на занятие, играет в пальчиковые игры. Упражнения на развитие мелкой моторики служат средством повышения работоспособности головного мозга и улучшают мыслительную деятельность, внимание, речь и память ребенка.

Зачастую  детей с речевыми нарушениями наблюдается повышенная мышечная напряженность не только в органах артикуляции, но и во всем теле. Во время проведения релаксации на примере обезьянки можно показать, как выглядит расслабленное тело. Снятая с руки обезьянка повисает, и тогда детям становится понятным выражение «расслабьте мышцы». Со временем дети научаться расслаблять и язык.

Дидактическая кукла становится участником педагогического коррекционного  процесса. Для стеснительного ребенка игрушка – друг, который побуждает к активным действиям, раскованности, помогает вступать в речь. Кукла с удовольствием поиграет в подвижную игру, покажет логоритмические упражнения.

Все упражнения на логопедических занятиях проводятся в игровой форме, сопровождаются рифмованными фразами, доступными и интересными детям. Например:

Жабик открывает рот,

Широко он улыбнулся,

Как голодный бегемот:

Ротик к ушкам растянулся.

Представленные пособия служат также прекрасным наглядным материалом. Дети могут определять эмоции и настроение своих игрушечных друзей, оречевлять их действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал практикующих логопедов по постановке звуков

Здесь описано как и от кахих звуков можно поставить определённый звук...

В помощь родителям. Практика логопеда: «Тренируем руки – развиваем речь»

Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Речевое дыхание является одним ...

«Использование камешек Марблс в практике логопеда».

Это практический материал для педагогов ДОУ. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, и...

Нетрадиционные методы в практике логопеда

Использование нетрадиционных методов в практике логопеда ДОО...

Конспект занятия: игра с дидактической куклой: "Один день куклы Маши"

Конспект занятия: игра с дидактической куклой: "Один день куклы Маши"...