Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Растворцева Елена Юрьевна

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия

    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород

 

Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждому логопеду. Дизартрия – это нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Бывает так, что в путевке  у ребенка стоит диагноз стертая дизартрия, но, когда вы начинаете работать с ним, то звуки ставятся довольно быстро. А встречаются случаи и наоборот, когда стоит диагноз ОНР, а поставить звук ребенку сложно. То есть, дизартрия встречается в легкой и тяжелой форме, иногда  распознать этот диагноз логопед может в ходе коррекционной работы. По каким признакам распознать дизартрию?  Это нарушение мышечного тонуса (как повышенный, так и пониженный), нарушение артикуляционной моторики, просодики, саливация.  В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная. Встречаются смягчение звуков, боковое и межзубное произношение звуков. Все это вызвано нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, т.е. при дизартрии нарушается двигательный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. Дизартрии у детей являются последствием внутриутробного, перинатального или раннего органического поражения мозга, последствия менингита и энцефалита, резус-конфликта. Немного анатомии. Источник иннервации языка – подъязычный нерв, двенадцатая пара черепных нервов. Если нарушена иннервация, то в результате нарушения проводящих путей, не получив полноценного питания нервные окончания отмирают, края языка становятся нечувствительными. Прежде, чем начать коррекционную работу непосредственно с ребенком, проводится очень важная работа, от которой зависит конечный результат. Подобные нарушения исправлять долго и трудно, если нет медикаментозного лечения, построения новых проводящих путей взамен пораженных. Естественным путем это происходит крайне медленно, но с помощью определенных препаратов, а так же физиопроцедур (электрофорез, УВЧ терапия, лазер и др) результат получаем гораздо быстрее. Необходимо объяснить родителям всю сложность положения, ведь очень трудно ставить звуки, если ребенок не чувствует своего языка. После приёма препаратов результаты занятий весьма заметны. У ребенка резкий скачок вперед не только в логопедии, но и в других видах деятельности.

Итак, родители прислушались к вашим советам, ребенок проходит лечение. Что дальше? Всеми доступными средствами мы должны «раскачать» язык, то есть увеличить объем и точность движений. Артикуляционные упражнения и самомассаж – это, что должен делать ребенок несколько раз в день. Причем, обязательно перед зеркалом. Зрительный контроль необходим, так как язык нечувствителен. Используем упражнения:

-почистим верхние, нижние зубки, покрасим потолочек

-часики, чашечка, вкусное варенье, лошадки

-покусаем кончик языка, с одной стороны, с другой

 (восстанавливает    чувствительность)

-дотянемся до носика, до подбородка, к одному уху, к другому (тянется уздечка)

-болтушка, кошечка спинку выгибает, накажем язычок

-упражнения для постановки зв Р:

молоточек, саночки покатаем, балалайка, язычок падает

 

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Активизирует кровообращение, питает, повышает обменные процессы, нормализует тонус, стимулирует ощущения. Можно встретить в литературе массаж зубными щетками, сосками, шпателями. Я использую в своей работе самомассаж, это удобно, научив ребенка делать его вместе с вами, он сможет повторить его самостоятельно дома. В идеале последовательность: шея, лицо, губы, язык.

Самомассаж:

-круговые поглаживания языка пальцами (сверху языка)

-надавливания пальцами на язык от центра к краям языка (язык между пальцами)

-спиральки на языке (язык между пальцами)

-пошлепаем язык (сверху языка)

-пилим язык (указательные пальцы двигаются в противоположные стороны)

-покрутим язычок (захватываем язык посередине и поворачиваем его в разные стороны)

При работе с мышцами языка важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами ниж­ней челюсти, поэтому полезны упражнения на максимальное открывание рта.

Занятие с ребенком – дизартриком:  70% времени на артикуляционные упражнения  и самомассаж.

Встречаются дети – визуалы, дети – аудиалы и дети – кинестетики. Поэтому ребенку надо не только рассказать о правильном положении языка при постановке звука, но и нарисовать, а еще показать модель звука на нем самом. Тогда ребенок получает полное представление о звуке и легче его находит.

В 2009 году вышла книга с аудио и видеопрограммами  "Дизартрия.NET"
А. А. Блудов, Н. В. Белова Издательство «Наука и Техника» (280 руб)книга*DVD

Международный сайт http://www.profunde.ru/ Дизартрия news  ( есть видео наше и зарубежное)

Здесь Вам могут помочь:

Восстановительный центр: г. Белгород, ул. Костюкова 67, регистратура (4722)54-56-75.

Клиника амбулаторной хирургии: (4722) 52-94-52 детский невролог Головченко Н.Л.

                                         

                                          Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия.

                                               Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65

Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждому логопеду. Дизартрия – это нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Бывает так, что в путевке  у ребенка стоит диагноз стертая дизартрия, но, когда вы начинаете работать с ним, то звуки ставятся довольно быстро. А встречаются случаи и наоборот, когда стоит диагноз ОНР, а поставить звук ребенку сложно. То есть, дизартрия встречается в легкой и тяжелой форме, иногда  распознать этот диагноз логопед может в ходе коррекционной работы. По каким признакам распознать дизартрию?  Это нарушение мышечного тонуса (как повышенный, так и пониженный), нарушение артикуляционной моторики, просодики, саливация.  В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная. Встречаются смягчение звуков, боковое и межзубное произношение звуков. Все это вызвано нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, т.е. при дизартрии нарушается двигательный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. Дизартрии у детей являются последствием внутриутробного, перинатального или раннего органического поражения мозга, последствия менингита и энцефалита, резус-конфликта. Немного анатомии. Источник иннервации языка – подъязычный нерв, двенадцатая пара черепных нервов. Если нарушена иннервация, то в результате нарушения проводящих путей, не получив полноценного питания нервные окончания отмирают, края языка становятся нечувствительными. Прежде, чем начать коррекционную работу непосредственно с ребенком, проводится очень важная работа, от которой зависит конечный результат. Подобные нарушения исправлять долго и трудно, если нет медикаментозного лечения, построения новых проводящих путей взамен пораженных. Естественным путем это происходит крайне медленно, но с помощью определенных препаратов, а так же физиопроцедур (электрофорез, УВЧ терапия, лазер и др) результат получаем гораздо быстрее. Необходимо объяснить родителям всю сложность положения, ведь очень трудно ставить звуки, если ребенок не чувствует своего языка. После приёма препаратов результаты занятий весьма заметны. У ребенка резкий скачок вперед не только в логопедии, но и в других видах деятельности.

Итак, родители прислушались к вашим советам, ребенок проходит лечение. Что дальше? Всеми доступными средствами мы должны «раскачать» язык, то есть увеличить объем и точность движений. Артикуляционные упражнения и самомассаж – это, что должен делать ребенок несколько раз в день. Причем, обязательно перед зеркалом. Зрительный контроль необходим, так как язык нечувствителен. Используем упражнения:

-почистим верхние, нижние зубки, покрасим потолочек

-часики, чашечка, вкусное варенье, лошадки

-покусаем кончик языка, с одной стороны, с другой

 (восстанавливает    чувствительность)

-дотянемся до носика, до подбородка, к одному уху, к другому (тянется уздечка)

-болтушка, кошечка спинку выгибает, накажем язычок

-упражнения для постановки зв Р:

молоточек, саночки покатаем, балалайка, язычок падает

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Активизирует кровообращение, питает, повышает обменные процессы, нормализует тонус, стимулирует ощущения. Можно встретить в литературе массаж зубными щетками, сосками, шпателями. Я использую в своей работе самомассаж, это удобно, научив ребенка делать его вместе с вами, он сможет повторить его самостоятельно дома. В идеале последовательность: шея, лицо, губы, язык.

Самомассаж:

-круговые поглаживания языка пальцами (сверху языка)

-надавливания пальцами на язык от центра к краям языка (язык между пальцами)

-спиральки на языке (язык между пальцами)

-пошлепаем язык (сверху языка)

-пилим язык (указательные пальцы двигаются в противоположные стороны)

-покрутим язычок (захватываем язык посередине и поворачиваем его в разные стороны)

При работе с мышцами языка важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти, поэтому полезны упражнения на максимальное открывание рта.

Занятие с ребенком – дизартриком:  70% времени на артикуляционные упражнения  и самомассаж.

Встречаются дети – визуалы, дети – аудиалы и дети – кинестетики. Поэтому ребенку надо не только рассказать о правильном положении языка при постановке звука, но и нарисовать, а еще показать модель звука на нем самом. Тогда ребенок получает полное представление о звуке и легче его находит.

В 2009 году вышла книга с аудио и видеопрограммами  "Дизартрия.NET" 
А. А. Блудов, Н. В. Белова Издательство «Наука и Техника» (280 руб)книга*DVD

Международный сайт http://www.profunde.ru/ Дизартрия news  ( есть видео наше и зарубежное)

Здесь Вам могут помочь:

Восстановительный центр: г. Белгород, ул. Костюкова 67, регистратура (4722)54-56-75.

Клиника амбулаторной хирургии: (4722) 52-94-52 детский невролог Головченко Н.Л.

                                         

                                          Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг...

программа работы с молодыми педагогами на 2016-2017 учебный год "школа молодого воспитателя"

в программе представлен опыт работы с молодыим педагогами в ДОУ...

Выступление на заседании стажёрской площадки "Школа молодого педагога"

laquo;Логоритмика-как эффективный методразвития речи детей, используемый в процессе организациирежимных моментов»Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ориентируют нас на формиро...

Выступление в "Школе молодого воспитателя"

Планирование работы с родителями....

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...

Выступление из опыта работы школа молодого педагога на тему: «Участие в праздниках. Выполнение взятой роли. Анализ»

    Современный педагог-профессионал интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, а также владеет и активно применяет на практике приёмы педагоги...


 

Комментарии

Авхадиева Марина Леонидовна

Очень полезный материал. Спасибо за публикацию, Елена Юрьевна!У меня очень много вопросов по занятиям с ребёнком 6 лет дизартриком. Как я могу с вами связаться. Заранее благодарю.

Растворцева Елена Юрьевна

По всем вопросам прошу писать на электронную почту troinya@mail.ru