Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия
Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю. МБДОУ №65 г Белгород
Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждому логопеду. Дизартрия – это нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Бывает так, что в путевке у ребенка стоит диагноз стертая дизартрия, но, когда вы начинаете работать с ним, то звуки ставятся довольно быстро. А встречаются случаи и наоборот, когда стоит диагноз ОНР, а поставить звук ребенку сложно. То есть, дизартрия встречается в легкой и тяжелой форме, иногда распознать этот диагноз логопед может в ходе коррекционной работы. По каким признакам распознать дизартрию? Это нарушение мышечного тонуса (как повышенный, так и пониженный), нарушение артикуляционной моторики, просодики, саливация. В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная. Встречаются смягчение звуков, боковое и межзубное произношение звуков. Все это вызвано нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, т.е. при дизартрии нарушается двигательный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. Дизартрии у детей являются последствием внутриутробного, перинатального или раннего органического поражения мозга, последствия менингита и энцефалита, резус-конфликта. Немного анатомии. Источник иннервации языка – подъязычный нерв, двенадцатая пара черепных нервов. Если нарушена иннервация, то в результате нарушения проводящих путей, не получив полноценного питания нервные окончания отмирают, края языка становятся нечувствительными. Прежде, чем начать коррекционную работу непосредственно с ребенком, проводится очень важная работа, от которой зависит конечный результат. Подобные нарушения исправлять долго и трудно, если нет медикаментозного лечения, построения новых проводящих путей взамен пораженных. Естественным путем это происходит крайне медленно, но с помощью определенных препаратов, а так же физиопроцедур (электрофорез, УВЧ терапия, лазер и др) результат получаем гораздо быстрее. Необходимо объяснить родителям всю сложность положения, ведь очень трудно ставить звуки, если ребенок не чувствует своего языка. После приёма препаратов результаты занятий весьма заметны. У ребенка резкий скачок вперед не только в логопедии, но и в других видах деятельности.
Итак, родители прислушались к вашим советам, ребенок проходит лечение. Что дальше? Всеми доступными средствами мы должны «раскачать» язык, то есть увеличить объем и точность движений. Артикуляционные упражнения и самомассаж – это, что должен делать ребенок несколько раз в день. Причем, обязательно перед зеркалом. Зрительный контроль необходим, так как язык нечувствителен. Используем упражнения:
-почистим верхние, нижние зубки, покрасим потолочек
-часики, чашечка, вкусное варенье, лошадки
-покусаем кончик языка, с одной стороны, с другой
(восстанавливает чувствительность)
-дотянемся до носика, до подбородка, к одному уху, к другому (тянется уздечка)
-болтушка, кошечка спинку выгибает, накажем язычок
-упражнения для постановки зв Р:
молоточек, саночки покатаем, балалайка, язычок падает
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Активизирует кровообращение, питает, повышает обменные процессы, нормализует тонус, стимулирует ощущения. Можно встретить в литературе массаж зубными щетками, сосками, шпателями. Я использую в своей работе самомассаж, это удобно, научив ребенка делать его вместе с вами, он сможет повторить его самостоятельно дома. В идеале последовательность: шея, лицо, губы, язык.
Самомассаж:
-круговые поглаживания языка пальцами (сверху языка)
-надавливания пальцами на язык от центра к краям языка (язык между пальцами)
-спиральки на языке (язык между пальцами)
-пошлепаем язык (сверху языка)
-пилим язык (указательные пальцы двигаются в противоположные стороны)
-покрутим язычок (захватываем язык посередине и поворачиваем его в разные стороны)
При работе с мышцами языка важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти, поэтому полезны упражнения на максимальное открывание рта.
Занятие с ребенком – дизартриком: 70% времени на артикуляционные упражнения и самомассаж.
Встречаются дети – визуалы, дети – аудиалы и дети – кинестетики. Поэтому ребенку надо не только рассказать о правильном положении языка при постановке звука, но и нарисовать, а еще показать модель звука на нем самом. Тогда ребенок получает полное представление о звуке и легче его находит.
В 2009 году вышла книга с аудио и видеопрограммами "Дизартрия.NET"
А. А. Блудов, Н. В. Белова Издательство «Наука и Техника» (280 руб)книга*DVD
Международный сайт http://www.profunde.ru/ Дизартрия news ( есть видео наше и зарубежное)
Здесь Вам могут помочь:
Восстановительный центр: г. Белгород, ул. Костюкова 67, регистратура (4722)54-56-75.
Клиника амбулаторной хирургии: (4722) 52-94-52 детский невролог Головченко Н.Л.
Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю. МБДОУ №65
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия.
Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю. МБДОУ №65
Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждому логопеду. Дизартрия – это нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Бывает так, что в путевке у ребенка стоит диагноз стертая дизартрия, но, когда вы начинаете работать с ним, то звуки ставятся довольно быстро. А встречаются случаи и наоборот, когда стоит диагноз ОНР, а поставить звук ребенку сложно. То есть, дизартрия встречается в легкой и тяжелой форме, иногда распознать этот диагноз логопед может в ходе коррекционной работы. По каким признакам распознать дизартрию? Это нарушение мышечного тонуса (как повышенный, так и пониженный), нарушение артикуляционной моторики, просодики, саливация. В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная. Встречаются смягчение звуков, боковое и межзубное произношение звуков. Все это вызвано нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, т.е. при дизартрии нарушается двигательный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. Дизартрии у детей являются последствием внутриутробного, перинатального или раннего органического поражения мозга, последствия менингита и энцефалита, резус-конфликта. Немного анатомии. Источник иннервации языка – подъязычный нерв, двенадцатая пара черепных нервов. Если нарушена иннервация, то в результате нарушения проводящих путей, не получив полноценного питания нервные окончания отмирают, края языка становятся нечувствительными. Прежде, чем начать коррекционную работу непосредственно с ребенком, проводится очень важная работа, от которой зависит конечный результат. Подобные нарушения исправлять долго и трудно, если нет медикаментозного лечения, построения новых проводящих путей взамен пораженных. Естественным путем это происходит крайне медленно, но с помощью определенных препаратов, а так же физиопроцедур (электрофорез, УВЧ терапия, лазер и др) результат получаем гораздо быстрее. Необходимо объяснить родителям всю сложность положения, ведь очень трудно ставить звуки, если ребенок не чувствует своего языка. После приёма препаратов результаты занятий весьма заметны. У ребенка резкий скачок вперед не только в логопедии, но и в других видах деятельности.
Итак, родители прислушались к вашим советам, ребенок проходит лечение. Что дальше? Всеми доступными средствами мы должны «раскачать» язык, то есть увеличить объем и точность движений. Артикуляционные упражнения и самомассаж – это, что должен делать ребенок несколько раз в день. Причем, обязательно перед зеркалом. Зрительный контроль необходим, так как язык нечувствителен. Используем упражнения:
-почистим верхние, нижние зубки, покрасим потолочек
-часики, чашечка, вкусное варенье, лошадки
-покусаем кончик языка, с одной стороны, с другой
(восстанавливает чувствительность)
-дотянемся до носика, до подбородка, к одному уху, к другому (тянется уздечка)
-болтушка, кошечка спинку выгибает, накажем язычок
-упражнения для постановки зв Р:
молоточек, саночки покатаем, балалайка, язычок падает
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Активизирует кровообращение, питает, повышает обменные процессы, нормализует тонус, стимулирует ощущения. Можно встретить в литературе массаж зубными щетками, сосками, шпателями. Я использую в своей работе самомассаж, это удобно, научив ребенка делать его вместе с вами, он сможет повторить его самостоятельно дома. В идеале последовательность: шея, лицо, губы, язык.
Самомассаж:
-круговые поглаживания языка пальцами (сверху языка)
-надавливания пальцами на язык от центра к краям языка (язык между пальцами)
-спиральки на языке (язык между пальцами)
-пошлепаем язык (сверху языка)
-пилим язык (указательные пальцы двигаются в противоположные стороны)
-покрутим язычок (захватываем язык посередине и поворачиваем его в разные стороны)
При работе с мышцами языка важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти, поэтому полезны упражнения на максимальное открывание рта.
Занятие с ребенком – дизартриком: 70% времени на артикуляционные упражнения и самомассаж.
Встречаются дети – визуалы, дети – аудиалы и дети – кинестетики. Поэтому ребенку надо не только рассказать о правильном положении языка при постановке звука, но и нарисовать, а еще показать модель звука на нем самом. Тогда ребенок получает полное представление о звуке и легче его находит.
В 2009 году вышла книга с аудио и видеопрограммами "Дизартрия.NET"
А. А. Блудов, Н. В. Белова Издательство «Наука и Техника» (280 руб)книга*DVD
Международный сайт http://www.profunde.ru/ Дизартрия news ( есть видео наше и зарубежное)
Восстановительный центр: г. Белгород, ул. Костюкова 67, регистратура (4722)54-56-75.
Клиника амбулаторной хирургии: (4722) 52-94-52 детский невролог Головченко Н.Л.
Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю. МБДОУ №65
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...
Выступление в "Школе молодого воспитателя"
Планирование работы с родителями....
Выступление из опыта работы школа молодого педагога на тему: «Участие в праздниках. Выполнение взятой роли. Анализ»
Современный педагог-профессионал интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, а также владеет и активно применяет на практике приёмы педагоги...
Педагогическое наблюдение. Оформление документации (выступление в «Школе молодого воспитателя»)
Для начала ответим на вопрос: «Можно ли проводить в дошкольном учреждении мониторинг развития детей в соответствии с требованиями ФГОС?»Согласно ст. 64 нового Федерального закона «Об...
Выступление из опыта работы по теме: "Воспитание основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" в рамках муниципальной "Школы молодого воспитателя".
Материал к слайдам презентации....
«Нетрадиционные формы работы с родителями». Консультация в рамках «Школы молодого воспитателя».
Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, ...
Выступление на практикуме молодых и вновь назначенных специалистов в МКУ ЦДиК «Организация и содержание деятельности учителя – логопеда ДОУ, ведение документации)
Выступление на практикуме молодых и вновь назначенных специалистов в МКУ ЦДиК «Организация и содержание деятельности учителя – логопеда ДОУ, ведение документации)...
Комментарии
коррекционная педагогика
Очень полезный материал. Спасибо за публикацию, Елена Юрьевна!У меня очень много вопросов по занятиям с ребёнком 6 лет дизартриком. Как я могу с вами связаться. Заранее благодарю.
По всем вопросам прошу писать
По всем вопросам прошу писать на электронную почту troinya@mail.ru