Выступление из опыта работы по теме: "Воспитание основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" в рамках муниципальной "Школы молодого воспитателя".
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Репина Елена Викторовна

Материал к слайдам презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fingram.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы по теме: «Воспитание основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

2. Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал, что «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».

 В настоящее время, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста, который не держал в руках купюры или монеты. Бесспорно, многие дети знают, что такое деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают.

3

  •          Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
  •            Под финансовой грамотностью, понимается, то особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять».
  •           Если у ребёнка  не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, не очень хорошее мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников.

4. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике.

Свою работу по формированию финансовой грамотности у дошкольников в своей группе  веду по четырем направлениям«Потребности»«Труд и профессии»«Товар, товарообмен»«Деньги и бюджет семьи».

5  Каждое направление решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи: овладение детьми первоначальными финансовыми

представлениями, основными финансовыми категориями, принципами и методами разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков и др.

 Развивающие задачи направлены на развитие умения проявлять разумные экономические потребности, соизмеряя их с реальными возможностями удовлетворения, др.

Воспитательные задачи связаны с привитием детям уважения к представителям разных профессий, бережливого отношения к объектам трудовой деятельности, а также воспитанием нравственно-экономических качеств: бережливости, организованности, честности, справедливости, деловитости, предприимчивости, др.

6.  Направление «Потребности» — способствует приобретению знаний и представлений о потребностях человека, необходимости удовлетворения жизненно важных (в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье) и социальных (безопасности, любви, дружбе, защите, общении, др.) потребностей.

Направление «Труд и профессии» обеспечивает формирование знаний о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда создаются, производятся различные предметы и продукты труда.

7.                   Направление «Товар,товарообмен» способствует формированию

 представлений об обмене товарами и услугами как средстве удовлетворения экономических потребностей, о цене товара, влиянии спроса и предложения на установление цены товара, пониманию, что все товары имеют свою цену.

Направление «Деньги и бюджет семьи» знакомит детей с понятиями «деньги»«основные» и «неосновные» расходы, «карманные деньги»«бюджет»«деньги-товар»«обмен»«купля-продажа». В процессе работы у детей формируется правильное отношение к деньгам, их разумному использованию и способам зарабатывания, умение грамотно планировать свои расходы, принимать необходимое решение в вопросах ведения домашнего хозяйства.

         8. Работа в данном направлении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущей ролью в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте является игровая деятельность детей.

В процессе игры дети легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов. Все дети очень любят играть. Особенность игры заключается в том, что она из развлечения легко перерастает в обучение.

9. В своей работе использую следующие

ФОРМЫ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Дидактические игры
Театрализованные игры
Сюжетно – ролевые игры
Интеллектуальные игры
Игровые ситуации

10. Сюжетно – ролевые игры
Играя в сюжетно-ролевые игры, у детей расширяются представления о профессиях, о понятии «деньги», «купюры», «монеты», о том, что деньги бывают разного достоинства. Проживая роль продавца или покупателя дети, незаметно для себя, знакомятся с более сложными понятиями «дорогой», «дешёвый», «цена товара», «ценник», «касса», «кассир» и с тем, что все товары имеют различную стоимость. Цель сюжетно – ролевых игр - показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

11. Играя в сюжетно-ролевые игры формируем у детей такие навыки, как умение планировать свою деятельность, действовать в соответствие с планом, договариваться друг с другом при распределении ролей, ориентироваться в окружающем пространстве, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую точу зрения. Что немаловажно, у них активизируется потребность в ознакомлении с новыми современными профессиями. Проживая в игре реальные жизненные ситуации, дети незаметно для себя осваивают сложные экономические понятия.

12. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Супермаркет», «Магазин игрушек», «Магазин одежды» и различные вариативные сюжеты данных игр.

13.Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Парикмахерская»

14.Сюжетно-ролевые игры «Медицинский центр», «Ветлечебница» и так далее.

15. Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду.Профессии.

16. Дидактические игры

Также в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста важное значение имеют дидактические игры, которые включают в себя познавательное и воспитательное содержание.
Играя с детьми в такие дидактические игры, как «Поезд монет и купюр», «Денежное домино», «Семейный бюджет», «Хочу! Надо!», финансовый кубик «Играем в экономику», «Кому что принадлежит?», «Кошелек», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Мы играем в магазин» и др. Дети узнают о деньгах разного достоинства, об их назначении, источнике дохода, о различии цен на товары. В процессе игры осознают то, что деньги зарабатывают трудом, просто так их никто никому не даёт. 

17. Дидактическая игра «Денежное лото»

18. Дидактическая игра «Поезд монет и купюр»

19. Дидактическая игра «Конфетки и монетки».

Учимся разбираться в ценах и покупках, тренируемся в навыке счёта, классификации предметов по группам.

20.21.22.23 Дидактическая игра «Мои потребности».
Знакомимся с первичными экономическими знаниями, узнаём потребности каждого члена семьи, учимся отличать свои желания от потребностей.

24. Собирание тематических пазлов.

25. 26. Дидактическая игра «Доходы и расходы»
Игра поможет объяснить детям, откуда приходят деньги в семью и на что они расходуются  (ежедневные расходы, ежемесячные, сезонные, непредвиденные и так далее ). Какие есть возможные варианты расходования денег? Как планировать семейный бюджет? Какой свой маленький вклад в семейный бюджет может сделать ребёнок? В дальнейшем можно использовать как наглядный материал для составления детьми рассказов на тему «Доходы и расходы моей семьи». Игра также рекомендована родителям для домашнего использования.

27. 28. Дидактическая игра «Доходы и расходы».
Игра поможет объяснить детям, откуда приходят деньги в семью и на что они расходуются. Какие есть возможные варианты расходования денег? Как планировать семейный бюджет? Какой свой маленький вклад в семейный бюджет может сделать ребёнок?

29. 30.Среди современных детей зачастую бытует мнение, что можно купить ВСЁ, что только захочешь! 
А понять так ли это помогает традиционная
финансовая игра «Банан-апельсин». Берем лист бумаги. С одной стороны рисуем яблоко, а с другой грушу. А затем попросим детей вырезать оба фрукта сразу. Тут же возникает вопрос: можно ли это сделать? Конечно же, нет. Потому что лист бумаги один, и, если мы хотели вырезать два фрукта, то необходимо было заранее фрукты на бумаге расположить иначе. Таким образом, детям дается понятие о том, что любое приобретение товара нужно продумывать заранее исходя из возможностей семейного бюджета. Данный вид игровой деятельности помогает подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену.

31. Театрализованные игры
Играя в театрализованные игры уточняем и закрепляем представления детей о мире экономических явлений, терминах, дети приобретают новые экономические знания, умения и навыки. Процесс общения детей со сказочными героями и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Эту форму мы успешно используем для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать деньги, желания и потребности, расходовать и экономить, копить, сберегать и занимать в долг и пр.

32. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально -коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое. Соединение игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

СКАЗКИ О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: «Сказочный магазин» «Копейка рубль бережёт» «Дружная семья» «Про бабулю и кредит», «Муха-Цокотуха на новый лад»
и другие.

33. Театрализация сказки «Муха-Цокотуха на новый лад».

34.35. Интеллектуальные игры
Интеллектуальные игры, такие как: «Знатоки», «Что? Где? Когда?», «Монополия», «Интеллектуальные викторины» - способствуют умению анализировать, выделять главное, сравнивать, выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию. Интеллектуальные игры стимулируют умственную деятельность детей, тренируют память, усиливают познавательный интерес и внимание, формируют речевые навыки. Различные игры-упражнения помогают повысить работоспособность детей, ведут к сплочению коллектива, ответственности и собранности при выполнении определенных заданий. Актуальность данных игр в том, что они помогают проследить отношение людей к деньгам с нравственной точки зрения.

36. Технология «Игровые ситуации» учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.

37.38.39.40.41. Работа с родителями.
Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными участниками.

Важной задачей является привлечение родителей к к взаимодействию в процессе изучения ребёнком основ финансовой грамотности, разъяснять родителям важность бесед с детьми, привития бережного отношения к продуктам питания, вещам, игрушкам, чужому труду, профессиям.

42.Организация развивающей среды по данной тематике.

43. Таким образом, работая в данном направлении, я сделала вывод: создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей иг...

Обобщение опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педсовете Представление опыта работы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....

Представление опыта работы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвящение детей. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важненйших задач образовательного процесса. Че...