Образовательный салон "Домашний логопед"
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Никитина Оксана Шяфкатьевна

Образовательный салон "Домашний логопед"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salon_domashniy_logoped.docx446.77 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный салон для родителей

«Домашний логопед»


hello_html_19693aeb.png

Составитель:

Учитель-логопед Никитина О.Ш.


Пояснительная записка.

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.

Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.

Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий:

hello_html_m4d466bb7.pngродители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.

hello_html_m4d466bb7.pngродители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.

К сожалению, многие родители плохо представляют (или не хотят), как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи. Обеспокоенные его речевым развитием они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем проблема их выявления и коррекции становится неоспоримой.

Коррекция речевого дефекта требует очень большого участия со стороны родителей, которые в домашних условиях должны оказать ребенку помощь в преодолении речевых дефектов.

ФГОС ДО указывает, что вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в преодолении речевых нарушений у детей.

В создавшейся ситуации эффективную помощь может оказать организация взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей дошкольников возраста, имеющие нарушения речи. Необходимым условием эффективности такой работы является постоянное взаимодействие родителей с учителем-логопедом.

Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Одной из основных форм такого взаимодействия являются индивидуальные консультации для родителей. Получить индивидуальную консультацию логопеда в нашем саду может любой заинтересованный родитель. В связи с этим целесообразно организовывать работу с родителями в групповой форме.

Поэтому для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать родительский логопедический Салон «Домашний логопед».

Реализация логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Программа работы логопедического Салона «Домашний логопед» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года

  • Возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Цель: повысить эффективность взаимодействия учителя – логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста; создание условий для профилактики и преодоления речевых нарушений у дошкольников с нарушениями речи через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях общеразвивающего ДОУ.

Задачи:

  • Формировать и совершенствовать педагогические компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.
  • Оказывать консультативно – методическую помощь родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.
  • Побуждать родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
  • Получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;             Формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;
  • Оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.

Участники родительского Салона:

  • родители;
  • учитель-логопед;

Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры - словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому, что в семье и ДОУ к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.

Направления работы Салона:

      I.  Консультативная помощь (по темам)

  1. «Основные логопедические понятия»
  2. «Развитие мелкой моторики и речевого дыхания»
  3. «Основы правильного произношения»
  4. «Автоматизация поставленных звуков»
  5. «Развитие фонематического восприятия»
  6. «Речевая готовность ребенка к школе»
  7. «Формирование грамматического строя речи старших дошкольников»

    

 II.            Практическая помощь

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук и речевого дыхания
  2. Выполнение артикуляционной гимнастики
  3. Приемы постановки и автоматизации звуков
  4. Приемы развития фонематических процессов
  5. Показ индивидуальных коррекционных занятий с детьми

На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике.

Материально-техническое оснащение состоит из:

hello_html_m4d466bb7.png     Комплекс технических средств, включающих - мультимедийный проектор, персональный компьютер и оборудование – печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат).

hello_html_m4d466bb7.pngЭлектронного обеспечения: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронных поддержек и мультипликационных пособий, созданных с помощью программы - презентации Microsoft Power Point.

hello_html_m4d466bb7.pngИнформационно-методического обеспечения: литература, программы, методики.

hello_html_m4d466bb7.pngНаглядного и раздаточного материала, индивидуальных зеркал  для практических занятий.

Используемые методы и формы работы с родителями:

hello_html_m4d466bb7.pngконсультации, беседы;

hello_html_m4d466bb7.pngпрактические занятия с использованием электронных поддержек и мультипликационных пособий;

hello_html_m4d466bb7.pngработа с дидактическим материалом (различные карточки с картинками, схемы модели артикуляции звука, различные предметы для классификации и т.д.);

hello_html_m4d466bb7.pngактивные подгрупповые методы обучения: игры, дискуссии.

. Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

  • Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.
  • Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического Салона внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.
  • Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
  • Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Предполагаемые результаты.

Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов.

Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.

Содержательный раздел.

Темы заседаний Салона и консультаций определяются учителем-логопедом. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.

Календарно – тематическое планирование

Срок проведения

Название, тема встречи

Форма проведения

Октябрь

Организационная встреча. Ознакомление с программой Салона. Знакомство участников. Причины речевых нарушений. Роль семьи в развитии речи детей.

Беседа


Ноябрь

Развитие мелкой моторики рук.

Речевое дыхание. Артикуляционная гимнастика.

Практикум для родителей и детей


Декабрь

Фонематический слух – основа правильной речи. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слова.

Практикум для родителей и детей.

Январь

Обогащаем словарь детей

Консультация с элементами практикума

Февраль

Формирование грамматического строя речи старших дошкольников. Игры с мячом для развития лексико-грамматических категорий.

Консультация Игровой практикум для детей и родителей

Март

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи

Открытое занятие для родителей

Апрель

Речевая готовность детей к школе

Консультации

По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития того или иного компонента речи. Таким образом, по окончании работы клуба у каждого участника будет в наличии серия буклетов «Домашний логопед», содержание которой поможет родителям осуществлять коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.

Организационный раздел

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Заседания Салона посещают родители (законные представители) дедушки, бабушки дошкольников имеющие нарушения речи. Заседания проводятся 1 раз в месяц, в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания Салона проводятся преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний по темам «Развитие мелкой моторики», «Развитие фонематического восприятия» и др. целесообразно организовывать совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволит родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний Салона позволит обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроить на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.


Оценка результативности реализации программы.

С целью оценки результативности реализации программы проводится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года (приложение 1).










Методическое сопровождение:

1.Бачина О.В., Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи»- М.:ТЦ Сфера, 2009.

2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.- М.:ТЦ Сфера,2004

3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: «Методическое пособие / Под ред. Л.С.Вакуленко. СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.

5. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)

6. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. – М.: Книголюб, 2005.

7.Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.

8.Серия буклетов «Домашний логопед».














Приложение 1

Анкета для родителей (в начале работы салона)


  1. Фамилия, имя ребнка_____________________________________________
  2. И. О. родителя ________________________________________________________________
  3. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) _______________________________

________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) _

________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) ________________________________

________________________________________________________________


  1. Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое)_________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения, понимаете ли, что означает данное заключение? ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, от кого или от чего зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от способностей самого ребенка, от родителей, от воспитателей и др.) ________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) _______________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях логопедического салона? _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши ожидания от участия в работе логопедического салона? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


Спасибо за сотрудничество!










Приложение 1 (продолжение)


Анкета для родителей (по итогам работы салона)


  1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
  2. И. О. родителя __________________________________________________
  3. Помогло ли Вам участие в логопедическом салоне понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях? ________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? _________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Хотели бы Вы участвовать в работе салона на следующий учебный год?

_______________________________________________________________________________________________________________________________


Благодарим за сотрудничество!






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность логопеда по теме"Весна"

Данный конспект может быть использован и в рамках образовательной деятельности логопеда, и как итог работы над проектом с условным названием "Весна".В этом случае сюда может включаться и художественно...

Непосредственная образовательная деятельность логопеда по теме"Весна"

Данный конспект может быть использован и в рамках образовательной деятельности логопеда, и как итог работы над проектом с условным названием "Весна".В этом случае сюда может включаться и художественно...

Календарно-тематический план фронтальной непосредственной образовательной деятельности логопеда в старшей группе ОНР

Данный материал  будет полезен  логопедам дошкольных учреждений, как пример для составления еженедельного планирования ....

Непосредственно образовательная деятельность логопеда по сказке "Дружные зайцы"

Краткий  конспект занятия  с использованием элементов моделирования и сказкотерапии...

Непосредственно-образовательная деятельность логопеда с детьми с ОНР по развитию связной речи средствами системного оператора ТРИЗ

Данная методическая разработка показывает возможности использования системного оператора ТРИЗ в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи. Статья ориентирована на логопедов и воспитателей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы с диагнозом общее недоразвитие речи с использованием здоровьесберегающих и компьютерных технологий. Тема: «Космическая школа».

Использование здоровье сберегающих технологий для расширения возможности восприятия ребенком мира с помощью взаимодействия трех каналов: аудиального, визуального и кинестетического, а также развитие с...