Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)» по Нищевой Н.В.
рабочая программа по логопедии (младшая, средняя группа)

Гетта Ольга Геннадиевна

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)»  по Нищевой Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 254»

Принято                                                                                                                        Утверждаю

На педагогическом                                                                          Заведующий МБДОУ №254

Совете                                                                                                       ______ Т.Н.Волощенко

Протокол №___                                                                      приказ №  ___________________

От __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

«Преодоление общего недоразвития речи                          у дошкольников» по Нищевой Н.В.

(логопедические занятия)                  

Разработчик программы:

Учитель-логопед Гетта О.Г.

Ростов-на-Дону

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) всех уровней – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте, они представляют собой сложную  разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Дошкольники с ОНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Коррекционная помощь детям с различными речевыми нарушениями является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.

        Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт МБДОУ № 254, разработанный на основе пособия Н.В Нищевой «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада», Детство-Пресс, Спб, 2006г.

Рабочая программа предполагает:

-  конкретизацию  планируемых результатов и целевых ориентиров для детей младше-средней возрастной группы с учетом  особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;

- направление коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков  речеязыкового развития  детей, психологической, моторно-двигательной базы речи,  профилактике  потенциально возможных трудностей в  овладении грамотой и   обучении в целом;

- определение содержания программы коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением  методических и дидактических  пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта.

Реализация рабочей программы подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей  в форме проведения групповых занятий.

Рабочая программа и комплексно-тематическое планирование разработаны для детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи со вторым, третьим и четвертым уровнями речевого развития, а также с ФФНР.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: систематическое повторение, - что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом  этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 октября по 31 мая. Периодичность групповых занятий – 2 раза в неделю;  общее количество занятий – 64. Продолжительность занятия в младшей группе – 10-15 минут, в средней группе – 15 минут.

Целью данной рабочей программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей  с общим недоразвитием речи, имеющих разные уровни речевого развития, в возрасте от 3 до 5 лет. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей, то есть одним из основных принципов программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и, в конечном итоге, обеспечивает поступательное развитие.

Главной задачей рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, обеспечивает преемственность со следующей ступенью дошкольного образования.

Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятияв соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, учитель-логопед решает следующие задачи:

  • укрепление психического здоровья и осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом развитии воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития детей;
  • воспитание любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к правам и свободам человека;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

Основными задачами коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР является создание условий для:

- овладения речью как средством общения и культуры;

- обогащения активного словаря;

- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развития речевого творчества;

- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомства с книжной культурой, детской литературой;

- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

-  профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ОНР);

- социально-коммуникативное развитие;

- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций  у детей с ОНР;

- познавательное развитие,

- развитие высших психических функций;

- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ОНР.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии;  с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии,  ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения,  фонематического слуха, лексико-грамматического строя  разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас  состоит из отдельных лепетных слов,  звуковых или звукоподражательных комплексов,  сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития  в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из  слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития  в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными  элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития  при наличии развернутой фразовой речи  наблюдаются остаточные  проявления недоразвития всех компонентов  языковой системы.

 Дети с ОНР имеют, по сравнению с возрастной нормой, особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности, поэтому взаимосвязь речевой деятельности со всеми сторонами психического развития детей находится в центре внимания учителя-логопеда. Параллельно с речевой работой ведётся работа по развитию у детей внимания, памяти, мышления, навыков конструирования и т.п.

Основное содержание коррекционной работы
с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Содержание коррекционной работы в среднем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с ОНР потребности в речевом общении и коммуникативных умений. Основной акцент делается на формирование связной речи.

В этот период основное значение придается стимулированию речевой активности детей с ОНР, формированию мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности, развитию когнитивных предпосылок речевой деятельности. Дети учатся вербализовывать свое отношение к окружающему миру, предметам и явлениям, делать элементарные словесные обобщения.

Учитель-логопед стимулирует желание детей свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения, поощряет даже минимальную речевую активность детей в различных ситуациях. Педагог направляет внимание на формирование у каждого ребенка с ОНР устойчивого эмоционального контакта со взрослыми и со сверстниками.

Взрослый, стремясь развить коммуникативные способности ребенка среднего дошкольного возраста с ОНР, учитывает особенности развития его игровой деятельности: сформированность игровых действий, возможности и коммуникативные умения взаимодействия со взрослым и сверстниками.

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причём замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Ведущим направлением коррекционной работы является формирование связной речи детей с ОНР.

В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. Для развития фразовой речи детей проводятся занятия с использованием обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи детей обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.

Создаются условия для развития коммуникативной активности детей с ОНР. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия детей.

У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении.

Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи.

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)– это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

В результате освоения Рабочей программы, ребенок с ОНР, преодолевая речевые нарушения, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Он  положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам. Он достаточно хорошо, при необходимости взаимодействуя со взрослым, владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебный план

Периодичность занятий:  с октября по май (включительно), проводится в неделю по 2 групповых занятия. Общее количество занятий – 64.

Продолжительность занятия: в младшей группе – 10 минут, в средней – 15 минут.

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются каникулы.

Предельная наполняемость группы:

- младший возраст – до 6 человек;

- средний возраст – до 8 человек.

ГРАФИК ЗАНЯТИЙ

на период с января 2020 года

Среда

15.10 – 15.25

Средняя группа № 2

15 минут

 

15.30 - 15.45

Средняя группа № 2, 5

15 минут

15.50 – 16.05

Средняя группа № 3

15 минут

16.10 – 16.20

Младшая группа № 1, 4

10 минут

16.25 – 16.35

Младшая группа № 13, 14

10 минут

Пятница

15.10 – 15.25

Средняя группа № 2

15 минут

 

15.30 - 15.45

Средняя группа № 2, 5

15 минут

15.50 – 16.05

Средняя группа № 3

15 минут

16.10 – 16.20

Младшая группа № 1, 4

10 минут

16.25 – 16.35

Младшая группа № 13, 14

10 минут

         Программа коррекционной работы предусматривает:

- проведение групповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;  

- достижение  уровня  речевого  развития,  оптимального  для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах  детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях.

Программа коррекционной работы не предусматривает:

- проведение индивидуальной логопедической работы с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;  

- проведение логопедической работы, направленной на  исправление нарушенного звукопроизношения у детей.

Форма планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлена в виде комплексно-тематического планирования:

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)»

по Нищевой Н.В.

№ занятия

Название лексической темы

Задачи и содержание работы

Кол-во часов

ОКТЯБРЬ

Семья

  1. Обучение детей умению соотносить изображения с их словесным обозначением. Формирование умения показывать и по возможности называть членов семьи по сюжетной картинке «Семья» (рис. 1) – упр. «Покажи».
  2. Развитие мелкой моторики, подражательности – пальчиковая гимнастика «Семья».
  3. Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия д/и «Где гремит?»

1

  1. Формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек – д/и «Что звучит?»
  2. Развитие мелкой моторики, подражательности – пальчиковая гимнастика «Семья».

1

  1. Закрепление умения соотносить зрительные образы с их словесным обозначением – упр. «Покажи и назови».
  2. Формирование внимания к неречевым звукам – упр. «Погреми так же».
  3. Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков У, А – упр. «Послушай и повтори».

1

Игрушки

  1. Развитие оптико-пространственной функции: воспитание навыка фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта. Обучение умению соотносить предметы с их словесным обозначением (в пассиве или активе, в зависимости от возможностей каждого ребёнка). Обучение пониманию вопроса где? 
  2. Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Уточнение артикуляции гласных звуков А,У, О, И – упр. «Что как звучит?»

1

  1. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Обучение соотнесению предметов и изображений предметов с их словесным обозначением – чтение «Сказки про игрушки» с опорой на сюжетную картинку «Илюшины игрушки» (рис. 2)
  2. Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Уточнение артикуляции звуков У, О, И, П’, Б’, Д, Б. Обучение пониманию вопроса где? – упр. «Илюшины игрушки».

1

  1. Формирование умения вслушиваться в речь, договаривать за логопедом слова и словосочетания. Развитие зрительного внимания – чтение стихотворения «Новый мячик» с опорой на сюжетную картинку «Мальчик играет в мяч» (рис. 3).
  2. Развитие слухового и зрительного внимания. Обучение соотнесению признаков предметов (красный, синий, большой, маленький) с их словесным обозначением. Формирование глагольного словаря: буду бросать
  3. Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса, мелкой моторики – игра с разрезными картинками.

1

  1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей. Развитие зрительного восприятия – упр. «Покажи» по сюжетной картинке «Дети играют в игрушки».
  2. Формирование умения ловить и бросать мяч. Развитие ловкости и координации движений. Формирование глагольного словаря: буду бросать, бросаю, ловлю.

1

  1. Обучение пониманию предложений, содержащих глаголы повелительного наклонения. Выполнение двухступенчатых инструкций – упр. «Поручение».
  2. Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики. Обучение сооружению построек из трех кубиков по образцу. Формирование глагольного словаря: строю, строит. Обучение соотнесению предмета и его признака со словесным обозначением – упр. «Построй, как я».

1

  1. Формирование грамматического строя речи. Обучение согласованию числительного один с существительными в роде и числе. Развитие зрительного внимания. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать простые предложения и вопросы. – лото «Один, одна, одно».
  2. Развитие зрительно-пространственной функции. Закрепление знания основных цветов. Обучение умению группировать предметы по цвету – упр. «Будь внимательным» на основе комплекта предметных картинок (рис. 4).

1


НОЯБРЬ

10

Части тела и лица

  1. Формирование словаря по теме: голова, руки, ноги, спина, живот. Обучение соотнесению предмета со словесным обозначением – упр. «Покажи на себе и на кукле».
  2. Формирование внимания к неречевым звукам, развитие чувства ритма. Развитие слуховой памяти – упр. «Хлопай, как я».

1

11

  1. Формирование словаря по теме: рот, нос, глаза. Развитие артикуляционной и мимической моторики. Развитие подражательности – упр. «Покажи на себе и на кукле».
  2. Формирование внимания к неречевым звукам, развитие чувства ритма. Развитие слуховой памяти – упр. «Топай, как я».

1

12

  1. Развитие понимания чужой речи. Накопление пассивного или активного словарного запаса в зависимости от возможностей детей с ориентацией на понимание целостных словосочетаний. Развитие слухоречевой памяти, умения понимать простые вопросы – упр. «Что делает?» по сюжетной картинке «Действия детей» (рис. 5).
  2. Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие чувства ритма – упр. «Топай, хлопай».

1

13

Туалетные принадлежности

  1. Соотнесение предмета и его признака со словесным обозначением. Формирование глагольного словаря: буду мыть по сюжетной картинке «Дети умываются».
  2. Контроль за правильным физиологическим дыханием, выработка направленной воздушной струи – дыхательное упражнение «Загони шарик в лунку» и др.

1

14

  1. Формирование умения соотносить предмет  со словесным обозначением. Расширение пассивного словаря: один – много - лото «Много-один».
  2.  Развитие зрительной памяти, диалогической речи. Развитие координации движений – упр. «Зубная щетка»

1

15

Одежда

  1. Развитие зрительного внимания. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать простые предложения и вопросы. Пополнение активного словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет, пассивного словаря – за счет существительных, обозначающих детали одежды: воротник, кармашки – рассказывание логопедом «Сказки про красное платье в белый горошек» с опорой на сюжетную картинку «Катя в нарядном платье» (рис. 6).
  2. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, пополнение словаря числительным  один и наречием много – упр. «Хлопки».

1

16

  1. Развитие зрительного внимания. Обучение пониманию прилагательного такой же – игра «Парные картинки» по комплекту предметных картинок (рис. 7).
  2. Расширение пассивного глагольного словаря: надевать. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного и слухоречевого внимания – упр. «Кто что делает?» по сюжетной картинке «Дети одеваются».

1

17

  1. Обучение умению группировать предметы по цвету. Развитие зрительного внимания. Закрепление знания основных цветов и умения их различать – упр. «Будь внимательным» по комплектам предметных картинок (рис. 8,9).
  2. Пополнение активного словаря детей прилагательными большой, маленький. Обучение сравниванию различных по величине предметов. Развитие слухоречевой памяти – д/и «Большой-маленький» по сюжетной картинке «Одежда для медвежат» (рис. 10).

1

18

  1. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания – игра с разрезными картинками (комплекты целых и разрезанных на 3 части картинок с изображениями одежды).
  2. Закрепление в речи глаголов 2-го лица единственного числа изъявительного наклонения. Развитие зрительного восприятия, слухоречевой памяти – д/и «Надеваю-снимаю»

1

ДЕКАБРЬ

19

Обувь

  1. Формирование умения называть предметы по теме. Расширение пассивного словаря: прилагательное одинаковые. Обучение умению соотносить предметы с их словесным обозначением. Развитие зрительного внимания – д/и «Парные картинки», игра с разрезными картинками.
  2. Формирование умения вслушиваться в речь и понимать ее содержание. Развитие подражательности, стимулирование речевого подражания. Расширение пассивного словаря детей за счет существительных, обозначающих детали обуви: задник, помпон – чтение логопедом «Сказки про тапки с помпонами».

1

20

  1. Закрепление в речи глаголов 1-го лица единственного числа: надеваю, снимаю – д/и «В раздевалке».
  2. Развитие диалогической речи. Расширение глагольного словаря: гулять, ходить, танцевать. Обучение классификации предметов по их назначению.

1

21

Обувь (продолжение)

  1. Закрепление в речи глаголов 3-го лица единственного числа: обувает, надевает, снимает. Развитие диалогической речи. Обучение быстрой ориентировке в названиях действий. Развитие зрительного внимания. – д/и «Покажи» по сюжетной картинке «Дети в раздевалке»
  2. Развитие внимания к неречевым звукам, различение их по одной из характеристик (тихий-громкий) – упр. «Внимательные ушки».

1

22

  1. Закрепление обобщающих понятий одежда и обувь (в пассивном словаре) и их дифференциации, развитие мышления. Формирование зрительного внимания – д/и «Четвертый лишний».
  2. Развитие речевого подражания, работа над звукопроизношением в звукоподражаниях. Развитие силы и динамики голоса. Развитие зрительного внимания – упр. «Тапки-лапки».
  3. Формирование грамматического строя речи. Обучение образованию формы родительного падежа имен существительных мужского и женского рода (со значением отсутствия) – упр. «Чего нет?» по сюжетной картинке (рис. 13).

1

23

Мебель

  1. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Обучение пониманию вопросов по сказке и формирование умения отвечать на них. Совершенствование диалогической речи. Развитие зрительного восприятия – чтение логопедом «Сказки про кроватку» с опорой на сюжетную картинку «Кирюшина кроватка» (рис. 14).
  2. Обучение выполнению трехступенчатых инструкций. Расширение пассивного глагольного словаря: пойди, возьми, покажи. Формирование обобщающего понятия «Мебель» (в импрессивной речи) – игра в поручения.

1

24

  1. Расширение пассивного словаря глаголами спать, сидеть, хранить. Формирование умения отвечать на поставленные по картинкам вопросы. Развитие зрительного внимания – д/и « Что для чего?».
  2. Пополнение активного словаря детей прилагательными  большой, маленький. Развитие зрительного и слухоречевого внимания – д/и «Большой-маленький».

1

25

  1. Различение гласных звуков по принципу контраста. Развитие зрительного и слухоречевого внимания – упр. «Внимательные ушки».
  2. Формирование грамматического строя речи, различение существительных мужского и женского рода единственного числа. Обогащение словаря числительными один и два. Развитие зрительного внимания – д/и «Парные картинки» (рис. 15).

ЯНВАРЬ

26

Новый год. Ёлка

  1. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Работа над пониманием вопросов, заданных по сюжетной картинке к прочитанной сказке. Развитие диалогической речи. Уточнение произношения звуков в звукоподражаниях. Развитие зрительного восприятия – чтение логопедом «Сказки про елочные игрушки».
  2. Обучение правильному воспроизведению ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в словах часы, сани, бусы, шары, кот, дом. Образование и использование в речи глагола вешаю. Развитие зрительного внимания
  3. Формирование грамматического строя речи. Обучение пониманию и правильному употреблению местоимений с предлогом у. Обучение узнаванию предметов на рисунке по их словесному описанию. Развитие диалогической речи – упр. «У кого?»

1

27

Мебель

(продолжение)

  1. Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов настоящего времени стою, стоит, лежу, лежит, иду, идёт. Формирование диалогической речи – д/и «Кто что делает?»
  2. Совершенствование конструктивного праксиса, развитие мелкой моторики и зрительного внимания – игра с разрезными картинками.

1

28

  1. Развитие диалогической речи, зрительного внимания – работа с сюжетной картинкой «Действия детей» (рис. 16).
  2. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, мелкой моторики. Формирование умения складывать контуры предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу – д/и «Маленькие столяры».

1

29

Продукты питания

  1. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Введение в активный словарь детей прилагательных большая, синяя. Расширение словаря существительными по теме. Формирование обобщающего понятия продукты питания в импресссивной речи. Работа над слоговой структурой слова. Развитие зрительной памяти, диалогической речи – чтение логопедом «Сказки про большую синюю чашку» по сюжетной картинке «Илюшина чашка» (рис. 18).
  2. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов буду пить, буду есть. Развитие координации движений, умения ловить и бросать мяч двумя руками – упр. С мячом «Пить-есть».

1

30

  1. Формирование словаря существительных (посуда, части посуды). Формирование глагольного словаря (неопределенная форма глагола). Развитие ассоциативного мышления, зрительного внимания, диалогической речи.
  2. Формирование словаря существительных: обобщающее понятие посуда в импрессивной речи. Уточнение представления о величине предметов. Развитие зрительного восприятия – д/и «Разложи по порядку» (рис. 20).
  3. Работа над слоговой структурой слова. Уточнение произношения в цепочках слогов – упр. «Повторяй за мной» (чистоговорки).

1

31

Посуда

  1. Расширение предметного словаря по теме. Формирование обобщающего понятия посуда. Формирование глагольного словаря: буду есть, буду пить, буду мыть, буду резать, буду варить, буду жарить. Пополнение словаря прилагательными, обозначающими основные цвета – д/и «Для чего нужны?»
  2. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мелкой моторики. Закрепление обобщающего понятия посуда в импрессивной речи – игра с разрезными картинками.

1

32

  1. Воспитание речевого слуха. Обучение выполнению двухступенчатых инструкций. Формирование глагольного словаря: возьми, взял, положи, кладёшь, кладу. Развитие диалогической речи – д/ «Поручение».
  2. Обучение самостоятельному изменению числа глаголов с опорой на сюжетную картинку «На кухне» (рис. 21).
  3. Формирование грамматического строя речи. Обучение употреблению предлога у в значении у кого. Расширение словаря прилагательными. Закрепление знания и различения основных цветов. Развитие зрительного восприятия – д/и «У кого?» (рис. 22)

1

ФЕВРАЛЬ

33

Посуда

(окончание темы)

  1. Образование и различение глаголов настоящего времени единственного и множественного числа – д/и «Помощники».
  2. Развитие диалогической речи. Расширение глагольного словаря. Развитие мелкой моторики, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Усвоение названий геометрических фигур – д/и « Красивая посуда».

1

34

  1. Расширение словаря: числительные один и два. Формирование грамматического строя речи. Дифференциация существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже. Развитие зрительного внимания. Совершенствование навыков счёта в пределах двух – лото «Один и два».
  2. Воспитание общих речевых навыков. Развитие силы и динамики голоса. Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза в звукоподражаниях. Развитие слуховой памяти – упр. «Эхо» с опорой на сюжетную картинку «Илюшина чашка» (рис. 16).

1

35

Домашние птицы

  1. Воспитание умения слушать литературное произведение, оценивать доступные пониманию действия персонажей. Формирование умения характеризовать персонаж, ориентируясь на описание и иллюстрацию. Развитие диалогической речи – чтение логопедом сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок».
  2. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мелкой моторики – игра с разрезными картинками.
  3. Расширение пассивного глагольного словаря. Формирование словаря: существительные по теме. Развитие ассоциативного мышления. Закрепление обобщающего понятия домашние птицы в импрессивной речи – д/и «Кто это?»

1

36

  1. Активизация речевого подражания. Дальнейшее развитие словаря: существительные по теме. Воспитание слухового внимания. Различение высоких и низких звуков. Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза в звукоподражаниях – упр. «Кто как голос подаёт?» с опорой на сюжетную картинку «Птичий двор» (рис. 23).
  2. Расширение глагольного словаря: неопределённая форма глагола. Обучение ответам на вопросы. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания – работа по сюжетной картинке «Птичий двор».
  3. Расширение словаря: числительные один и два. Формирование грамматического строя речи, различение существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже. Развитие зрительного внимания. Совершенствование навыков счета в пределах двух – лото «Один и два» (рис. 24).

1

37

  1. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению предлога у в значении у кого. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания. – д/и «У кого?».
  2. Воспитание умения слушать литературное произведение, характеризовать персонажи, опираясь на иллюстрацию и описание. Развитие диалогической речи. Расширение словаря: существительные гребешок, бородка, шпоры, перья, крылья; прилагательные красивый, заботливый, строгий; глаголы разгребает, созывает, замахал, заорал. Развитие зрительного внимания – чтение рассказа К Ушинского «Петушок с семьёй».
  3. Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза. Совершенствование умения повторять словосочетания. Развитие памяти – разучивание потешки.

1

38

Домашние животные

  1. Дальнейшее развитие пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы). Формирование активного словаря: существительные по теме. Обучение узнаванию предметов по их словесному описанию. Активизация речевого подражания. Развитие интонационной выразительности на материале звукоподражаний, слухоречевого и зрительного внимания – д/и «Кто это?»
  2. Воспитание умения слушать литературное произведение и характеризовать персонажи, опираясь на иллюстрацию и описание, договаривать слова и словосочетания при повторном прослушивании, отвечать на вопросы по картинке. Развитие диалогической речи, зрительного внимания. Формирование целостного впечатления об изображенном на картине – беседа по картине «Собака со щенятами» (рис. 25).

1

39

  1. Развитие слухового внимания. Работа над слоговой структурой слова, развитие умения выделять и отхлопывать ударный слог в слове – упр. «Хлопки».
  2. Формирование грамматического строя речи, различение и употребление единственного и множественного числа имен существительных женского рода в именительном падеже. Развитие зрительного внимания. Актуализация словаря по теме – лото «Один – много» (рис. 26,27).

1

40

  1. Формирование грамматического строя речи. Обучение правильному употреблению местоимений с предлогом у. Обучение узнаванию предметов по их словесному описанию. Актуализация словаря по теме. Развитие зрительного и слухового внимания – упр. «У кого?» (рис. 26).
  2. Обучение сравнению предметов, заметно различающихся по величине и высоте. Соотнесение признака со словесным описанием. Развитие зрительного восприятия, мышления – лото «Большой – маленький».

1

МАРТ

41

Мамин праздник

  1. Формирование умения отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку «Что делает мама?» (рис. 28). Развитие диалогической речи и зрительного внимания.
  2. Обучение рассказыванию по сюжетной картинке (рис. 28). Развитие зрительного и слухоречевого внимания, памяти.
  3. Дальнейшее пополнение словарного запаса существительными. Развитие слухового внимания. Обучение детей узнаванию предметов по словесному описанию. Работа над слоговой структурой слова (отстукивание ударного слога в словах) – упр. «Подарок маме» с опорой на предметные картинки (рис. 29).

1

42

Домашние животные (продолжение)

  1. Развитие диалогической речи. Формирование умения отвечать на вопросы с опорой на картинку. Обогащение активного словаря детей наречиями, обозначающими местонахождение предмета: вот, тут, здесь, там. Формирование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (котята, котёнок). Образование глаголов 3-го лица единственного и множественного числа (играет, играют). Формирование целостного впечатления об изображенном на сюжетной картинке – беседа по картинке «Кошка с котятами» (рис. 30).
  2. Формирование длительного плавного речевого выдоха. Развитие речевого слуха. Развитие интонационной выразительности на материале звукоподражаний. Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза – упр. «Кто в домике живет?»

1

43

  1. Развитие импрессивной речи. Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов: предлоги на, у; наречия слева, справа – игры «Кто за забором?», «Кто где?»
  2. Развитие слухоречевой памяти, зрительного внимания. Развитие диалогической речи, умения понимать простые вопросы и отвечать на них – чтение логопедом русской народной сказки «Репка».

1

44

Дикие птицы

  1. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками («фигурный» разрез). Формирование обобщающего понятия дикие птицы в импрессивной речи – игра с разрезными картинками.
  2. Развитие речевого слуха. Упражнение в узнавании и различении звуковых сигналов, состоящих из 3-5 звуков – упр. «Кто кричит?»

1

45

  1. Развитие импрессивной речи, различение противоположных по значению прилагательных большой – маленький. Развитие слухового внимания. Воспроизведение интонационно-ритмического рисунка слов голубь, ворона – упр. «Большой-маленький» (рис. 33)
  2. Формирование грамматического строя речи, согласование местоимений мой, моя с существительными – упр. «Моя птица» (рис. 33).

1

46

  1. Формирование грамматического строя, образование и различение глаголов 3-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения, а также вопросов к этим глаголам: что делает? что делают? Развитие зрительного внимания -  упр. «Что делают?»
  2. Развитие речевого слуха, зрительного внимания. Формирование умения отвечать на вопросы по прочитанной сказке с опорой на картинку. Развитие диалогической речи. Развитие умения пересказывать содержание сказки (с помощью логопеда и со тзрительной опорой) – чтение логопедом сказки В. Сутеева «Яблоко»

1

47

  1. Развитие активного словаря, закрепление в речи числительных один, два, три. Формирование грамматического строя речи, согласование числительных один, два, три с существительными мужского и женского рода. Развитие элементарных математических представлений, закрепление навыка счета в пределах трёх – лото «Один, два, три» (рис. 33-35).
  2. Формирование грамматического строя речи: конструкции с предлогами на, в. Обучение пониманию двухступенчатых инструкций – упр «Кто где?»

1

48

  1. Развитие зрительного внимания. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению личного местоимения с предлогом : у меня – упр. «У меня».
  2. Формирование фонематического восприятия, различение близких по артикуляции гласных звуков О – У – упр. «Разноцветные флажки».

1

49

Дикие животные

  1. Формирование обобщающего понятия дикие животные (в импрессивной речи). Пополнение активного словаря существительными – названиями животных. Развитие диалогической речи, обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам. Развитие зрительного внимания – беседа по сюжетным картинкам (рис. 36).
  2. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками (фигурный разрез) – игра с разрезными картинками.

1

АПРЕЛЬ

50

Дикие животные

  1. Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов. Воспроизведение интонационно-ритмического рисунка слов. Развитие зрительного внимания – упр. «Кто кричит?»
  2. Обучение слушанию сказки (с опорой на картинки), развитие умения понимать простые вопросы и отвечать на них. Развитие зрительного внимания – чтение логопедом русской народной сказки «Колобок».

1

51

  1. Развитие зрительного внимания. Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения, а также вопросов к этим глаголам: что делает? что делают? – упр. «Что делают?» (рис. 36, 37).
  2. Развитие активного словаря, закрепление в речи числительных один, два, три. Формирование грамматического строя речи, согласование числительных один, два, три с существительными мужского и женского рода. Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыка счета в пределах трех). Развитие зрительного восприятия. – лото «Один, два, три» (рис. 36-38).

1

52

  1. Развитие фонематического восприятия, различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком: мишка-миска. Лиза-лиса, майка-зайка, белка-булка, ёж-нож – упр. «Разноцветные флажки».
  2. Формирование грамматического строя речи (понимание конструкций с предлогами на, в, у). Обучение пониманию двухступенчатых инструкций. Развитие зрительного восприятия – упр. «Кто где?», игра «Кто за деревом?» (рис. 39,40).

1

53

Транспорт

  1. Уточнение и обогащение словаря. Формирование обобщающего понятия транспорт в импрессивной речи. Обучение пониманию пространственных отношений, выраженных предлогами на, в, у – упр. «Что где?» (рис. 41,42).
  2. Развитие слухового внимания. Воспроизведение хлопками интонационно-ритмического рисунка слов: трамвай, такси, метро, лодка, машина. Актуализация словаря по теме.

1

54

  1. Формирование грамматического строя речи, обучение согласованию подлежащего и сказуемого в форме глагола 3-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения. Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение глагольного словаря – упр. «Что делает?».
  2. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками (фигурный разрез).

1

55

  1. Развитие активного словаря, закрепление в речи числительных один, два, три. Формирование грамматического строя речи, согласование числительных один, два, три с существительными мужского и женского рода. Развитие элементарных математических представлений. Развитие зрительного восприятия – лото «Один, два, три» (рис. 41-43).
  2. Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса – упр. «Пароходы».

1

56

  1. Развитие зрительного внимания. Актуализация словаря по теме. Формирование грамматического строя речи, согласование местоимений мой, моя с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже – лото «Мой-моя» (рис. 41,42).
  2. Развитие слухоречевого внимания. Обучение пониманию вопросов, заданных по сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи, зрительного внимания – составление предложений по сюжетным картинкам (рис. 43).

1

57

  1. Расширение экспрессивного словаря (части машины): кабина, кузов, капот, фары, колеса.
  2. Развитие зрительного восприятия. Закрепление знания 4-х основных цветов и умения различать их. Актуализация словаря по теме – д/и «Разноцветный транспорт».

1

58

Лето. Цветы.

  1. Развитие зрительного внимания. Закрепление умения группировать предметы по признакам. Расширение пассивного словаря (существительные – названия цветов: одуванчик, ромашка, мак, лютик, кошка, колокольчик). Формирование представлений о цветах, их характерных признаках. Закрепление знания основных цветов и умения их различать – д/и «Соберем букет для мамы».
  2. Развитие оптико-пространственной функции, конструктивного праксиса, мелкой моторики. Обогащение словаря (существительные – названия частей растения: стебель, листья, цветок).

1

МАЙ

59

Лето. Цветы.

  1. Воспитание речевого слуха, фонематических представлений, обучение различению существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком – упр. «Слушай внимательно» (мак, лак, рак, мак, мал, Мук, мак, Машка, кашка, Сашка, кашка).
  2. Развитие зрительного внимания. Формирование грамматического строя речи, образование формы родительного падежа существительных с предлогом у – упр. «У кого что?»

1

60

  1. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками (фигурный разрез).
  2. Развитие зрительного внимания. Обучение пониманию вопросов по сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи. Использование глаголов 3-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения в речи – составление предложений по сюжетным картинкам (рис. 45).

1

61

Лето. Насекомые.

  1. Развитие слухового и зрительного внимания. Воспитание сосредоточенности и выдержки. Формирование обобщающего понятия насекомые (в импрессивной речи). Обогащение словаря (названия насекомых, частей тела насекомых) – чтение логопедом сказки В. Сутеева «Кораблик» (рис. 46).
  2. Актуализация словаря по теме. Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, конструктивного праксиса. Закрепление навыков работы с разрезными картинками (фигурный разрез) – жук, бабочка, муравей, стрекоза.

1

62

  1. Формирование грамматического строя речи, обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами на, в, у и наречиями вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева – д/и « Бабочка и цветок».
  2. Развитие слухового внимания. Формирование навыка слогового анализа слов – упр. «Похлопаем» (упражнение в отхлопывании ударных слогов в словах – названиях насекомых.

1

63

Лето. Игры.

  1. Развитие зрительного внимания. Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам «Летние игры» (рис. 47). Развитие диалогической речи.
  2. Развитие зрительного внимания, наблюдательности. Контроль за правильным диафрагмальным дыханием, выработка плавной воздушной струи – игра на развитие дыхания.

1

64

  1. Развитие зрительного внимания. Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам «Летом на речке» (рис. 48).
  2. Развитие оптико-пространственной функции, развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, обучение составлению изображения предмета по образцу из резиночек на математическом планшете – упр. «Соберем кораблики».

1

                                           Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Результаты освоения программы коррекционной работы определяются состоянием   компонентов языковой системы и уровнем речевого развития (I уровень; II уровень; III уровень, IV уровень, ФФН), механизмом и видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание), структурой речевого дефекта обучающихся с ОНР, наличием либо отсутствием предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных последствий (дисграфия, дислексия, дискалькулия в школьном возрасте).

Общими  ориентирами  в  достижении  результатов коррекционной работы по данной программе являются:

- сформированность фонетического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления;

- совершенствование лексического, морфологического (включая словообразовательный),  синтаксического,  семантического  компонентов языковой способности;

- овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой деятельности;

- сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным правилам; сформированность социально-коммуникативных  навыков;  

- сформированность  психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих в будущем овладение чтением и письмом.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

        Уровень речевого развития дошкольников необходимо выявлять в начале и конце учебного года.

        Для обследования используется пособие О.А. Безруковой,                  О.Н. Каленковой «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» (Москва, Каисса, 2008г.).

                                        МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Оснащение предметно-пространственной развивающей среды логопедических кабинетов МБДОУ № 254.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет

 Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим  систему организации образовательной деятельности воспитат...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Преодоление ОНР у дошкольников" (по Н.С. Жуковой)

Программа дополнительного образования детей, разработана на основе пособия "ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников" под редакцией Н.С. Жуковой, Н.Е. Мастюковой, Т.Б. ...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Говорушки" во второй младшей группе

Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)

Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Мукосолька"

Комочек соленого теста –Лепить из него интересно!Комочек из теста мягкий,На ощупь приятный и гладкий.Лежит у меня на ладошке,Слепить из него могу кошку,Слоненка слепить или мишку,Картинку,...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги старшего дошкольного возраста " ПознаваТИКО"

Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деяте...