Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Преодоление ОНР у дошкольников" (по Н.С. Жуковой)
рабочая программа по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительного образования детей, разработана на основе пособия "ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников" под редакцией Н.С. Жуковой, Н.Е. Мастюковой, Т.Б. Филичевой; представлено комплексно-тематическое планирование на две возрастные категории - младше-средний возраст и старше-подготовительный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Преодоление ОНР у дошкольников" | 62.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 254»
Принято Утверждаю
На педагогическом Заведующий МБДОУ №254
Совете ______ Т.Н.Волощенко
Протокол №1 приказ № ___________________
От __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
«ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
(ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)
Разработчик программы:
Учитель-логопед Гетта О.Г.
Ростов-на-Дону
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) всех уровней – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте, они представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.
Дошкольники с ОНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Коррекционная помощь детям с различными речевыми нарушениями является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт МБДОУ № 254, разработанный на основе пособия «ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» под редакцией Жуковой Н.С. , Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б. (Екатеринбург, 1998).
Рабочая программа предполагает:
- конкретизацию планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с учетом особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;
- направление коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков речеязыкового развития детей, психологической, моторно-двигательной базы речи, профилактике потенциально возможных трудностей в овладении грамотой и обучении в целом;
- определение содержания программы коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением методических и дидактических пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта.
Реализация рабочей программы подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения групповых занятий.
Рабочая программа разработана для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов,с общим недоразвитием речи.
Комплексно-тематическое планирование коррекционной работы разработано на две возрастные группы:
- младше-средний возраст – для детей, имеющих 1-й или 2-й уровень речевого развития;
- старше-подготовительный возраст – для детей, имеющих 3-й или 4-й уровень речевого развития.
Программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 октября до 1 июня, для каждой возрастной группы. Периодичность занятий – 2 раза в неделю; общее количество занятий в каждой возрастной группе – 64. Продолжительность занятия: в младшей группе – 10 минут, в средней группе – 15 минут, в старшей группе – 20 минут, в подготовительной группе – 25 минут. Допускается объединение в одну группу детей 4-го и 5-го годов жизни и 6-го и 7-го годов жизни; при этом устанавливается следующая продолжительность занятия: для младше-средней группы – 10 минут, для старше-подготовительной – 20 минут.
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи, имеющих разные уровниречевого развития, в возрасте от 3 до 7 лет. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи и представлено на две возрастные группы: младше-средний дошкольный возраст и старший дошкольный возраст.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей, то есть одним из основных принципов программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и, в конечном итоге, обеспечивает поступательное развитие.
Главной задачей рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятияв соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, учитель-логопед решает следующие задачи:
- укрепление психического здоровья и осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом развитии воспитанников;
- создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
- обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития детей;
- воспитание любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к правам и свободам человека;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
Основными задачами коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР является создание условий для:
- овладения речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря;
- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развития речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомства с книжной культурой, детской литературой;
- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Коррекционно-развивающая работавключает:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ОНР);
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ОНР;
- познавательное развитие,
- развитие высших психических функций;
- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ОНР.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.
На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;
на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;
на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.
Дети с ОНР имеют, по сравнению с возрастной нормой, особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности, поэтому взаимосвязь речевой деятельности со всеми сторонами психического развития детей находится в центре внимания учителя-логопеда. Параллельно с речевой работой ведётся работа по развитию у детей внимания, памяти, мышления, навыков конструирования и т.п.
Основное содержание коррекционной работы
с детьми младшего дошкольного возраста
Содержание коррекционной работы в младшем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с ОНР потребности в общении и элементарных коммуникативных умениях. Для детей с первым уровнем речевого развития характерно полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей, речь в основном сформирована. При первом уровне речевого развития речевые средства ребёнка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Работа направлена на ознакомление детей с доступными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, как невербальными, так и вербальными, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в доступной детям речевой активности, стимулирование развития лексической стороны речи, способности к подражанию речи, диалогической формы связной речи в различных видах детской деятельности.
Учитель-логопед воспитывает у детей внимание к речи окружающих и работает над расширением объема понимания речи. Взрослый вступает с каждым ребенком в эмоциональный контакт, строя свое взаимодействие с ребенком с ОНР таким образом, чтобы преодолеть возникающий у ребенка неречевой и речевой негативизм. Поэтому взрослый стимулирует любые попытки спонтанной речевой деятельности каждого ребенка.
Взрослый организует с детьми различные предметно-игровые ситуации, стимулирующие желание ребенка устанавливать контакт со взрослым и с другими детьми. Во время взаимодействия с каждым ребенком с ОНР создаются ситуации, воспитывающие у ребенка уверенность в своих силах.
Ребенку с первым уровнем речевого развития в возрасте от трех (трех с половиной) до четырех лет требуется последовательно организованное руководство предметно-игровой и речевой деятельностью с активным использованием взрослым показа действий и их называния, окрашенного интонацией, жестами, мимическими проявлениями с последующим самостоятельным проигрыванием детьми с незначительной словесной и жестовой помощью взрослого.
Взрослый, создавая различные ситуации речевого и практического взаимодействия с каждым ребенком, стимулирует использование детьми в речи простых по структуре предложений в побудительной и повествовательной форме.
Для формирования коммуникативных способностей ребенка младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития учителю-логопеду важно определить, насколько та или иная предметно-игровая ситуация будет стимулировать доступные ему средства общения (вербальные и невербальные).
Основное содержание коррекционной работы
с детьми среднего дошкольного возраста
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Содержание коррекционной работы в среднем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с ОНР потребности в речевом общении и коммуникативных умений. Основной акцент делается на формирование связной речи.
В этот период основное значение придается стимулированию речевой активности детей с ОНР, формированию мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности, развитию когнитивных предпосылок речевой деятельности. Дети учатся вербализовывать свое отношение к окружающему миру, предметам и явлениям, делать элементарные словесные обобщения.
Учитель-логопед стимулирует желание детей свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения, поощряет даже минимальную речевую активность детей в различных ситуациях. Педагог направляет внимание на формирование у каждого ребенка с ОНР устойчивого эмоционального контакта со взрослыми и со сверстниками.
Взрослый, стремясь развить коммуникативные способности ребенка среднего дошкольного возраста с ОНР, учитывает особенности развития его игровой деятельности: сформированность игровых действий, возможности и коммуникативные умения взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Основное содержание коррекционной работы
с детьми старшего дошкольного возраста
Ведущим направлением коррекционной работы является формирование связной речи детей с ОНР.
В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. Для развития фразовой речи детей проводятся занятия с использованием обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи детей обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.
Создаются условия для развития коммуникативной активности детей с ОНР. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия детей.
У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении.
В результате освоения Рабочей программы, ребенок с ОНР, преодолевая речевые нарушения, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Он положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам. Он достаточно хорошо, при необходимости взаимодействуя со взрослым, владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный план
Периодичность занятий: в каждойгруппе, с октября по май (включительно), проводится в неделю по 2 групповых занятия.Общее количество занятий в каждой возрастной группе – 64.
Продолжительность занятия: в младшей группе – 10 минут, в средней группе – 15 минут, в старшей группе – 20 минут, в подготовительной группе – 25 минут.
Допускается объединение в одну группу детей 4-го и 5-го годов жизни и 6-го и 7-го годов жизни; при этом устанавливается следующая продолжительность занятия: для младше-средней группы – 10 минут, для старше-подготовительной – 20 минут,что не превышает рекомендованную СанПиН нагрузку.
Наполняемость группы:
- младше-средний возраст – до 5 человек;
- старше-подготовительный – до 7 человек.
Программа коррекционной работы предусматривает:
- проведение групповой логопедической работы с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;
- достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях.
Программа коррекционной работы не предусматривает:
- проведение индивидуальной логопедической работы с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;
- проведение логопедической работы, направленной на исправлениенарушенного звукопроизношения у детей.
Форма планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлена в виде комплексно-тематического планирования на две возрастные группы: младше-средний дошкольный возраст и старший дошкольный возраст.
Комплексно-тематическое планирование работы
дополнительной образовательной услуги
«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»
(младше-средний дошкольный возраст)
№ занятия | Задачи и содержание работы | Кол-во часов |
ОКТЯБРЬ | ||
Называние предметов, действий той ситуации, в которой ребёнок находится. Игры «Сборы на прогулку», «Кормление животных и зверей». Упражнение «Покажи». | 1 | |
Называние предметов, действий той ситуации, в которой ребёнок находится. Игра «Будем строить башни». Дидактическая игра «Где гремит?». | 1 | |
Расширение предметного пассивного словарного запаса с помощью предметных картинок. Упражнение «Покажи и назови». | 1 | |
Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди или животные совершают разные действия. Подвижная игра «Гном». | 1 | |
Обучение пониманию названий действий, которые совершаются одним и тем же лицом. Упражнение «Илюшины игрушки». | 1 | |
Обучение детей быстро ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов или субъектов действий. Упражнение «Покажи». | 1 | |
Научить детей понимать вопросы где? куда? откуда? на чём? Подвижная игра «Поезд». | 1 | |
Обучение детей пониманию вопросов, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается то или иное действие. | 1 | |
Обучение детей пониманию вопросов что? кого? у кого?, которые помогают выяснить объект действий. | 1 |
НОЯБРЬ | ||
10 | Обучение детей пониманию вопроса чем? Упражнение «Поручение». | 1 |
11 | Обучение детей пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок. Упражнение «Будь внимательным». | 1 |
12 | Обучение детей пониманию инструкции. Дети раскладывают картинки или игрушки в названной последовательности. Упражнение «Построй как я». | 1 |
13 | Выполнение в определённой последовательности действий без предмета. Упражнение «Это я». | 1 |
14 | Совершение действий с отобранными предметами (или предметными картинками) в определённой последовательности. | 1 |
15 | Упражнение «Собери Буратино».Подвижная игра «Гном». | 1 |
16 | Развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым. Обучение складывать руки так, как кладёт их взрослый. | 1 |
17 | Развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым. Проведение дыхательно-голосовых упражнений для удлинения речевого выдоха. | 1 |
18 | Развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым. Проведение упражнений для губ. | 1 |
ДЕКАБРЬ | ||
19 | Развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым. Проведение упражнений для языка. | 1 |
20 | Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Называние близких ребёнку лиц. Имена близких или игрушек, кукол. | 1 |
21 | Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Озвучивание просьб. Выражение желания что-либо повторить ещё раз. | 1 |
22 | Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Подражание крикам животных. Подзывы животных. | 1 |
23 | Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Подражание музыкальным инструментам. Упражнение «Что звучит?» | 1 |
24 | Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Подражание транспортным шумам. | 1 |
25 | Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Эмоциональные восклицания. Упражнение «Мыльные пузыри». | 1 |
26 | Обучение детей называнию предметов своих игрушек, знакомых предметов (или предметных картинок). | 1 |
ЯНВАРЬ | ||
27 | Вызывание у детей двухсловных предложений с помощью соединения слов, где, дай, на, вот, тут и произносимых слов из заданий. | 1 |
28 | Обучение детей выражению свои желания словесно. Упражнение «Внимательные ушки». Упражнение «Повторяй за мной». Подвижная игра «Каша». Дидактическая игра «Разложи по порядку». | 1 |
29 | Чтение логопедом «Сказки про кроватки». Подвижная игра «Кровать». Дидактическая игра «Для чего нужны?». Упражнение «Тарелка». Игра с разрезными картинками. | 1 |
30 | Игра в поручении. Дидактическая игра «Что для чего». Подвижная игра «Кроватка». | 1 |
31 | Дидактическая игра «Парные картинки». Подвижная игра «Стул». Дидактическая игра «Кто что делает». | 1 |
32 | Чтение логопедом «Сказки про большую синюю чашку». Упражнение «Что звучит?». Работа по сюжетным картинкам. | 1 |
ФЕВРАЛЬ | ||
33 | Чтение логопедом сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Подвижная игра «Утки». | 1 |
34 | Упражнение «Кто как голос подаёт?». Работа по сюжетной картине «Птичий двор». | 1 |
35 | Работа с разрезными картинками. Дидактическая игра «У кого?». Подвижная игра «Петух». | 1 |
36 | Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьёй». Разучивание потешки. | 1 |
37 | Повторение потешки. Беседа по картинке «Собака со щенятами». | 1 |
38 | Упражнение «Хлопки». Лото «Один-много». Рамки-вкладыши «Домашние животные». | 1 |
39 | Упражнение «У кого?». Подвижная игра «Корова». Лото «Большой - маленький». | 1 |
40 | Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?». Упражнение «Хлопни, топни». | 1 |
МАРТ | ||
41 | Обучение детей повторению названия предметных картинок. Произношение гласных а, о, у, и. | 1 |
42 | Работа в тетради. Упражнение «Внимательные ушки». | 1 |
43 | Упражнение «Наши мамы». Подвижная игра «Подарок маме». Работа по сюжетным картинкам | 1 |
44 | Упражнение «Бусы для мамы». Подвижная игра «Подарок маме». | 1 |
45 | Заучивание рассказа по сюжетной картинке. Подвижная игра «Подарок маме». | 1 |
46 | Беседа по картинке «Кошка с котятами». Подвижная игра «Конь». Упражнение «Кто в домике живёт?». | 1 |
47 | Чтение логопедом русской народной сказки «Репка». Игра с разными картинками. | 1 |
48 | Упражнение «Моя птица». Подвижная игра «Ворона». Упражнение «Большой – маленький». | 1 |
49 | Лото «Один, два, три». Чтение логопедом сказки В.Сутеева «Яблоко». | 1 |
АПРЕЛЬ | ||
50 | Упражнение «Разноцветные флажки». Беседа по сюжетным картинкам. | 1 |
51 | Подвижная игра «Заика». Игра с разными картинками». Упражнение «Кто как голос подаёт?». | 1 |
52 | Упражнение «Весёлые зверята». Чтение логопедом русской народной сказки «Колобок». | 1 |
53 | Подвижная игра «Медвежонок». Работа в тетради. | 1 |
54 | Упражнение «Что где?». Подвижная игра «Медвежонок». | 1 |
55 | Упражнение «Похлопаем». Подвижная игра «Грузовик». Игра с разрезными картинками. | 1 |
56 | Упражнение «Пароходы». Лото «Мои - моя». Подвижная игра «Поливальная машина». | 1 |
57 | Составление предложении по сюжетным картинкам. Упражнение «Собери грузовик». | 1 |
58 | Дидактическая игра «Разноцветный транспорт». Упражнение «Где гудит?». | 1 |
МАЙ | ||
59 | Дидактическая игра «Соберём букет для мамы». Подвижная игра «Одуванчик». Упражнение «Собери цветок». | 1 |
60 | Упражнение «Слушай внимательно». Игра с разрезными картинками. Составление предложений по сюжетным картинкам. | 1 |
61 | Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Подвижная игра «Бабочка». Работа в тетрадях. | 1 |
62 | Игра с разрезными картинками. Дидактическая игра «Бабочка и цветок». | 1 |
63 | Упражнение «Похлопаем». Работа с игрушкой – застёжкой «Бабочка». | 1 |
64 | Составление предложений по сюжетным картинкам. Упражнение «Кораблики». | 1 |
Комплексно-тематическое планирование работы
дополнительной образовательной услуги
«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»
(старший дошкольный возраст)
ОКТЯБРЬ | ||
№ занятия | Задачи и содержание работы | Кол-во часов |
1 | Уточнение названий действий животных; д/и «Кто как кричит?», «Кто как передвигается?»; | 1 |
2 | Уточнение понятий «живое-неживое»; д/и «Кто это? Что это?»; обобщение значений слов-действий (плывёт кто? что? и т.п.); | 1 |
3 | Уточнение знаний детей о домашних животных и их детёнышах: названия, части тела, кто где живёт, чем питается, чем защищается, какую пользу приносят человеку. | 1 |
4 | Уточнение знаний детей о диких животных нашей страны и их детёнышах: названия, части тела, кто где живёт, чем питается, чем защищается. | 1 |
5 | Образование множественного числа существительных на примере лексических тем «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные нашей страны и их детёныши». | 1 |
6 | Образование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа; составление предложений с этими словами- д/и «Кого мы увидели в зоопарке» | 1 |
7 | Образование уменьшительно-ласкательных существительных на примере животных и их детёнышей в единственном и множественном числе. | 1 |
8 | Подбор недостающего слова в предложении и употребление его в нужном падеже на примере животных. | 1 |
9 | Подбор названий предметов к названиям действий: летает, идёт, растёт, закрыть, резать, угощать, поймать, лежать, поднять. | 1 |
НОЯБРЬ | ||
10 | Подбор слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим одушевлённые и неодушевлённые предметы, явления природы (мальчик, девочка, собака, кошка, курица, самолёт, ручей, лист, солнце, ветер). | 1 |
11 | Определение предмета по названию его составных частей ( грузовая машина, дерево, стул, пароход, дом, самолёт) | 1 |
12 | Употребление глаголов ходить, лить, писать, плыть, шёл, летать, пилитьс приставками за, вы,у, в, под, пере, на, до, над, с, при, обо, от.Составление предложений с образованными приставочными глаголами. | 1 |
13 | Развитие умения употреблять приставочные глаголы: игра "Скажи наоборот". Составление предложений с приставочными глаголами. | 1 |
14 | Различение и подбор глаголов совершенного и несовершенного вида (что делает? что сделал?) | 1 |
15 | Подбор синонимов к словам: бежать, работать, баловаться, барахтаться, вырасти, вырывать, завинтить, намочить, обвалиться) | 1 |
16 | Образование прилагательных от существительных (дерево-деревянный, кожа-кожаный, бумага-бумажный и т.д.) | 1 |
17 | Обучение умению выделять ведущие признаки предмета (какой? по форме, цвету, размеру, материалу, величине) на примере игрушек. | 1 |
18 | Развитие умения выделять ведущие признаки игрушек: оставление загадок про игрушки. | 1 |
ДЕКАБРЬ | ||
19 | Обучение умению выделять ведущие признаки овощей и фруктов (какой? по форме, цвету, размеру, материалу, величине, вкусовым качествам) | 1 |
20 | Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. | 1 |
21 | Обучение умению выделять ведущие признаки животных (какой? по внешним характеристикам, повадкам, величине, вкусовым предпочтениям ) | 1 |
22 | Составление описательных рассказов о животных. | 1 |
23 | Обучение умению выделять ведущие признаки деревьев (какой? по внешним характеристикам, величине, цвету и пр. ) | 1 |
24 | Составление описательных рассказов о деревьях. | 1 |
25 | Образование прилагательных от наречий и составление с ними предложений (быстро, грязно, чисто, легко, тяжело, храбро, лениво, медленно, темно, светло). | 1 |
26 | Подбор прилагательных с противоположным значением (чистый, здоровый, высокий, мягкий, острый, сладкий, злой, летний, старый, широкий, храбрый, быстрый, весёлый, горячий, ласковый, лёгкий, прилежный).Составление предложений с ними, используя противопоставление.
| 1 |
ЯНВАРЬ | ||
27 | Образование от прилагательных сравнительной степени (сильный-сильнее, красивый-красивее, быстрый, теплый, узкий, короткий, вкусный, старший, красный, широкий, длинный, высокий, тёмный, младший). Составление предложений с ними. | 1 |
28 | Образование прилагательных с ласкательным значением (белый, серый, сладкий, тонкий, тёплый, вкусный, низкий, умный). | 1 |
29 | Расширение представлений детей об одежде: видах одежды, из чего сшита, части одежды, из чего сшита; какую одежду носят девочки, мальчики, взрослые по сезонам; кто шьёт одежду, где её шьют и покупают, кто продаёт, где хранят, как за ней ухаживают. | 1 |
30 | Обобщение предметов одежды. Сравнение разных видов одежды: чем отличаются, что у них общего. Д/и " 4-й лишний". | 1 |
31 | Уточнение знаний детей о домашних птицах и их детёнышах: названия, части тела, кто где живёт, чем питается, чем защищается, какую пользу приносят человеку. | 1 |
32 | Уточнение рода имён существительных в единственном числе: д/и "Он, она, оно". | 1 |
ФЕВРАЛЬ | ||
33 | Уточнение знаний детей о зимующих птицах: названия, части тела, чем питаются. | 1 |
34 | Уточнение знаний детей о перелётных птицах: названия, части тела, чем питаются. | 1 |
35 | Распространение предложений путём добавления определений к предметам (На скамейке сидел кот - На скамейке сидел большой пушистый, серый кот и т.п.). | 1 |
36 | Развитие умения дифференцировать окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. | 1 |
37 | Образование притяжательных прилагательных ( по темам домашние и зимующие птицы, домашние и дикие животные). Согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде и числе. | 1 |
38 | Обучение умению располагать синонимы по мере возрастания (убывания) определённого признака (громадный, огромный, большущий, очень большой; маленький, очень маленький, малюсенький, крохотный). Составление предложений с этими словами. | 1 |
39 | Развитие умения выбирать одно из близких по смыслу слов: На лугу распустились (белые, синие, красные) маки и т.п. | 1 |
40 | Образование наречий от прилагательных (чистый-чисто, осторожный, низкий, далёкий, грязный, высокий, терпеливый, близкий и т.д.) | 1 |
МАРТ | ||
41 | Расширение знаний детей по теме "Профессии": называние профессии и определение её назначения (Моя мама работает учительницей. Она учит детей.) | 1 |
42 | Отгадывание загадок об атрибутах разных профессий и называние соответствующей этому атрибуту профессии. | 1 |
43 | Развитие умения понимать и самостоятельно образовывать сложные слова: рыболов, пчеловод, землекоп, пешеход, ледокол, листопад, лесоруб, трубочист, вездеход, самолёт, самовар, самосвал, пылесос, полотёр).Придумывание предложений с данными словами. | 1 |
44 | Развитие умения понимать и правильно употреблять предлоги: в, на, к, с, со, над, у, под. | 1 |
45 | Развитие умения понимать и правильно употреблять предлоги: из, за,из-за, из-под, около, между. | 1 |
46 | Распространение предложений путём введения наречий (отвечает на вопрос как?) - низко, быстро, весело, осторожно, жалобно, далеко. | 1 |
47 | Подбор наречий с противоположным значением (холодно-тепло, сладко-горько и т.д.). Упражнения на развитие внимания и памяти: зачеркнуть/подчеркнуть, обвести в кружок заданные предметы. | 1 |
48 | Развитие умения правильно понимать и употреблять наречия времени: д/и "Вчера, сегодня, завтра", "Утром, днём, вечером" | 1 |
АПРЕЛЬ | ||
49 | Игры на развитие внимания и памяти: 1) из общей стопки выбрать 3 картинки, которые показывались и расположить в той же последовательности; 2) запомнить и выбрать из общего ряда названные картинки, а также расположить их в названном порядке | 1 |
50 | Игры на развитие логического мышления: 4-й лишний по различным лексическим темам; определение последовательности в серии сюжетных картинок. | 1 |
51 | Расширение знаний детей по теме "Орудия туда, инструменты"; распространение предложения дополнением в творительном падеже (Пилят чем? Пилой)и т.д. | 1 |
52 | Закрепление знания и употребления наречий места справа-слева, впереди-сзади, вверху-внизу". Развитие зрительного внимания и графических навыков: продолжить рисунок по образцу. | 1 |
53 | Развитие умения ориентироваться в плоскости листа: закрепление понятий "верх, низ, право, лево, диагональ"; простые графические диктанты. | 1 |
54 | Согласование количественных числительных один, три, пять с существительными. Игры на развитие логического мышления: дорисовать недостающие элементы, соблюдая предложенную закономерность. | 1 |
55 | Развитие зрительного внимания: соединить фигуры по предложенному образцу; повторить рисунок "точь-в-точь" на бумаге в клеточку, используя навыки счёта и ориентировки в плоскости листа. | 1 |
56 | Сложный графический диктант: прорисовывание нужного количества клеточек по прямым линиям в направлениях вверх, вниз, вправо, влево | 1 |
57 | Сложный графический диктант: прорисовывание нужного количества клеточек по диагональным линиям в направлениях вправо вверх, вправо вниз, влево вверх, влево вниз. | 1 |
МАЙ | ||
58 | Сложный графический диктант: прорисовывание нужного количества клеточек по прямым и диагональным линиям в направлениях вправо вверх, вправо вниз, влево вверх, влево вниз. | 1 |
59 | Различение рода притяжательных местоимений: д/и "Мой-моя"; согласование местоимений с глаголом в единственном и множественном числе: д/и " Я-мы". | 1 |
60 | Распространение предложения дополнением в родительном падеже (Лист клёна. Хвост собаки. Бант Оли.) и т.д. | 1 |
61 | Распространение предложения дополнением в дательном падеже (Орехи-белке. Мёд-медведю.) и т.д. Составление распространённых предложений по данным словам, правильно их согласовывая. | 1 |
62 | Составление сложносочинённых предложений с союзами потому что, если бы. | 1 |
63 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | 1 |
64 | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 |
Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Результаты освоения программы коррекционной работы определяются состоянием компонентов языковой системы и уровнем речевого развития (I уровень; II уровень; III уровень, IV уровень, ФФН), механизмом и видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание), структурой речевого дефекта обучающихся с ОНР, наличием либо отсутствием предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных последствий (дисграфия, дислексия, дискалькулия в школьном возрасте).
Общими ориентирами в достижении результатов данной программы коррекционной работы являются:
- сформированность фонетического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления;
- совершенствование лексического, морфологического (включая словообразовательный), синтаксического, семантического компонентов языковой способности;
- овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой деятельности;
- сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным правилам; сформированность социально-коммуникативных навыков;
- сформированность психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих в будущем овладение чтением и письмом.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Уровень речевого развития дошкольников необходимо выявлять в начале и конце учебного года.
Для обследования используется пособие автора-составителя Л.А. Колуновой «Диагностика речевого развития ребёнка-дошкольника» , Ростов н/Д, Изд-во ИПК и ПРО, 1999г. (см: старший дошкольный возраст).
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»
Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы.
- Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
- Н.С. Жукова. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Соц.-полит. Журн., 1994.
- Н.С. Жукова. Формирование устной речи. М.: Соц.-полит. Журн., 1994.
- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Совершенствование связной речи. М.: Соц.-полит. Журн., 1994.
- Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Н.В. Нищева. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Л.Я. Гадасина, О.В. Ивановская. Звуки на все руки. 50 логопедических игр. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
- Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логопедические игры и задания. СПб.: КАРО, 2001.
- З.Е. Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий. Для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.
- М.И. Лозбякова. Учимся правильно и чётко говорить. – М., «Вентана-Граф», 2003.
- О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно! (для детей 4-6 лет). СПб: ЛИТЕРА, 2005.
- О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 4-5 лет. Альбомы 1,2 по обучению грамоте. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.
- О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбомы 1,2 по обучению грамоте. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.
- О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбомы 1,2 по обучению грамоте. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.
- В.М. Мёдов. Говорим правильно. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет. М.: ВАКО, 2016.
- Н.В. Нищева. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуски 1-4 (для детей 5-7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
- Л.А. Колунова. Диагностика речевого развития ребёнка-дошкольника. Ростов н/Д.: Изд-во ИПК и ПРО, 1999.
- Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1-4, 3-е изд., испр. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018.
- З.Т. Бобылева. Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет . – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018.
- Е.С. Поставнева. Упражнения для выявления и развития интеллектуальных способностей детей (4-6 лет). Рабочая тетрадь. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду. М.: Генезис, 2012.
- В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Раздаточный материал. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018
- Е.Ю. Протасова. ЛОГИКО малыш. 5-8 лет. Планшет и наборы тематических карточек (Развитие речи, Бытовая культура, Мир природы и др.), М.: изд. дом «ЗИМОРОДОК».
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды логопедических кабинетов МБДОУ № 254.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)» по Нищевой Н.В.
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)» по Нищевой Н.В....
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Окружающий мир для дошкольников 4-6 лет»
Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для ...