Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Преодоление ОНР у дошкольников" (по Н.С. Жуковой)
рабочая программа по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гетта Ольга Геннадиевна

Программа дополнительного образования детей, разработана на основе пособия "ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников" под редакцией Н.С. Жуковой, Н.Е. Мастюковой, Т.Б. Филичевой; представлено комплексно-тематическое планирование на две возрастные категории - младше-средний возраст и старше-подготовительный возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 254»

Принято                                                                                                                        Утверждаю

На педагогическом                                                                          Заведующий МБДОУ №254

Совете                                                                                                       ______ Т.Н.Волощенко

Протокол №1                                                                            приказ №  ___________________

От __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

«ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

(ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)

Разработчик программы:

Учитель-логопед Гетта О.Г.

Ростов-на-Дону

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) всех уровней – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте, они представляют собой сложную  разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Дошкольники с ОНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Коррекционная помощь детям с различными речевыми нарушениями является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.

        Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт МБДОУ № 254, разработанный на основе пособия «ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» под редакцией Жуковой Н.С. , Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б. (Екатеринбург, 1998).

Рабочая программа предполагает:

-  конкретизацию  планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с учетом  особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;

- направление коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков  речеязыкового развития  детей, психологической, моторно-двигательной базы речи,  профилактике  потенциально возможных трудностей в  овладении грамотой и   обучении в целом;

- определение содержания программы коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением  методических и дидактических  пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта.

Реализация рабочей программы подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей  в форме проведения групповых занятий.

Рабочая программа разработана для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов,с общим недоразвитием речи.

Комплексно-тематическое планирование коррекционной работы разработано на две возрастные группы:

  1. младше-средний возраст – для детей, имеющих 1-й или 2-й уровень речевого развития;
  2. старше-подготовительный возраст – для детей, имеющих 3-й или 4-й уровень речевого развития.

Программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 октября до 1 июня, для каждой возрастной группы. Периодичность занятий – 2 раза в неделю; общее количество занятий в каждой возрастной группе – 64. Продолжительность занятия: в младшей группе – 10 минут, в средней группе – 15 минут, в старшей группе – 20 минут, в подготовительной группе – 25 минут. Допускается объединение в одну группу детей 4-го и 5-го годов жизни и 6-го и 7-го годов жизни; при этом устанавливается следующая продолжительность занятия: для младше-средней группы – 10 минут, для старше-подготовительной – 20 минут.

Целью данной рабочей программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей  с общим недоразвитием речи, имеющих разные уровниречевого развития, в возрасте от 3 до 7 лет. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с общим недоразвитием речи и представлено на две возрастные группы: младше-средний дошкольный возраст и старший дошкольный возраст.

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей, то есть одним из основных принципов программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и, в конечном итоге, обеспечивает поступательное развитие.

Главной задачей рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятияв соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, учитель-логопед решает следующие задачи:

  • укрепление психического здоровья и осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом развитии воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития детей;
  • воспитание любви к окружающей природе, Родине, семье, уважения к правам и свободам человека;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

Основными задачами коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР является создание условий для:

- овладения речью как средством общения и культуры;

- обогащения активного словаря;

- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развития речевого творчества;

- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомства с книжной культурой, детской литературой;

- развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

-  профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

Коррекционно-развивающая работавключает:

- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ОНР);

- социально-коммуникативное развитие;

- развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций  у детей с ОНР;

- познавательное развитие,

- развитие высших психических функций;

- коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ОНР.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения,  фонематического слуха, лексико-грамматического строя  разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас  состоит из отдельных лепетных слов,  звуковых или звукоподражательных комплексов,  сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития  в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из  слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития  в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными  элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития  при наличии развернутой фразовой речи  наблюдаются остаточные  проявления недоразвития всех компонентов  языковой системы.

 Дети с ОНР имеют, по сравнению с возрастной нормой, особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности, поэтому взаимосвязь речевой деятельности со всеми сторонами психического развития детей находится в центре внимания учителя-логопеда. Параллельно с речевой работой ведётся работа по развитию у детей внимания, памяти, мышления, навыков конструирования и т.п.

Основное содержание коррекционной работы
с детьми младшего дошкольного возраста

Содержание коррекционной работы в младшем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с ОНР потребности в общении и элементарных коммуникативных умениях. Для детей с первым уровнем речевого развития характерно полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей, речь в основном сформирована. При первом уровне речевого развития речевые средства ребёнка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Работа направлена на ознакомление детей с доступными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, как невербальными, так и вербальными, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в доступной детям речевой активности, стимулирование развития лексической стороны речи, способности к подражанию речи, диалогической формы связной речи в различных видах детской деятельности.

Учитель-логопед воспитывает  у детей внимание к речи окружающих и работает над  расширением объема понимания речи. Взрослый вступает с каждым ребенком в эмоциональный контакт, строя свое взаимодействие с ребенком с ОНР таким образом, чтобы преодолеть возникающий у ребенка неречевой и речевой негативизм. Поэтому взрослый стимулирует любые попытки спонтанной речевой деятельности каждого ребенка.

Взрослый организует с детьми различные предметно-игровые ситуации, стимулирующие желание ребенка устанавливать контакт со взрослым и с другими детьми. Во время взаимодействия с каждым ребенком с ОНР создаются ситуации, воспитывающие у ребенка уверенность в своих силах.

Ребенку с первым уровнем речевого развития в возрасте от трех (трех с половиной) до четырех лет требуется последовательно организованное руководство предметно-игровой и речевой деятельностью с активным использованием взрослым показа действий и их называния, окрашенного интонацией, жестами, мимическими проявлениями с последующим самостоятельным проигрыванием детьми с незначительной словесной и жестовой помощью взрослого.

 Взрослый, создавая различные ситуации речевого и практического взаимодействия с каждым ребенком, стимулирует использование детьми в речи простых по структуре предложений в побудительной и повествовательной форме.

Для формирования коммуникативных способностей ребенка младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития учителю-логопеду важно определить, насколько та или иная предметно-игровая ситуация будет стимулировать доступные ему средства общения (вербальные и невербальные).

Основное содержание коррекционной работы
с детьми среднего дошкольного возраста

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Содержание коррекционной работы в среднем дошкольном возрасте направлено на формирование у детей с ОНР потребности в речевом общении и коммуникативных умений. Основной акцент делается на формирование связной речи.

В этот период основное значение придается стимулированию речевой активности детей с ОНР, формированию мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности, развитию когнитивных предпосылок речевой деятельности. Дети учатся вербализовывать свое отношение к окружающему миру, предметам и явлениям, делать элементарные словесные обобщения.

Учитель-логопед стимулирует желание детей свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства общения, поощряет даже минимальную речевую активность детей в различных ситуациях. Педагог направляет внимание на формирование у каждого ребенка с ОНР устойчивого эмоционального контакта со взрослыми и со сверстниками.

Взрослый, стремясь развить коммуникативные способности ребенка среднего дошкольного возраста с ОНР, учитывает особенности развития его игровой деятельности: сформированность игровых действий, возможности и коммуникативные умения взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Основное содержание коррекционной работы
с детьми старшего дошкольного возраста

Ведущим направлением коррекционной работы является формирование связной речи детей с ОНР.

В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. Для развития фразовой речи детей проводятся занятия с использованием обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи детей обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.

Создаются условия для развития коммуникативной активности детей с ОНР. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия детей.

У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении.

В результате освоения Рабочей программы, ребенок с ОНР, преодолевая речевые нарушения, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Он  положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам. Он достаточно хорошо, при необходимости взаимодействуя со взрослым, владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебный план

Периодичность занятий: в каждойгруппе, с октября по май (включительно), проводится в неделю по 2 групповых занятия.Общее количество занятий в каждой возрастной группе – 64.

Продолжительность занятия: в младшей группе – 10 минут, в средней группе – 15 минут, в старшей группе – 20 минут, в подготовительной группе – 25 минут.

Допускается объединение в одну группу детей 4-го и 5-го годов жизни и 6-го и 7-го годов жизни; при этом устанавливается следующая продолжительность занятия: для младше-средней группы – 10 минут, для старше-подготовительной – 20 минут,что не превышает рекомендованную СанПиН нагрузку.

Наполняемость группы:

- младше-средний возраст – до 5 человек;

- старше-подготовительный – до 7 человек.

Программа коррекционной работы предусматривает:

- проведение групповой логопедической работы с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;  

- достижение  уровня  речевого  развития,  оптимального  для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах  детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях.

Программа коррекционной работы не предусматривает:

- проведение индивидуальной логопедической работы с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;  

- проведение логопедической работы, направленной на  исправлениенарушенного звукопроизношения у детей.

Форма планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлена в виде комплексно-тематического планирования на две возрастные группы: младше-средний дошкольный возраст и старший дошкольный возраст.

Комплексно-тематическое планирование работы

         дополнительной образовательной услуги

«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»

(младше-средний дошкольный возраст)

№ занятия

Задачи и содержание работы

Кол-во часов

ОКТЯБРЬ

Называние предметов, действий той ситуации, в которой ребёнок находится. Игры «Сборы на прогулку», «Кормление животных и зверей». Упражнение «Покажи».

1

Называние предметов, действий той ситуации, в которой ребёнок находится. Игра «Будем строить башни». Дидактическая игра «Где гремит?».

1

Расширение предметного пассивного словарного запаса с помощью предметных картинок. Упражнение «Покажи и назови».

1

Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди или животные совершают разные действия. Подвижная игра «Гном».

1

Обучение пониманию названий действий, которые совершаются одним и тем же лицом. Упражнение «Илюшины игрушки».

1

Обучение детей быстро ориентироваться в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов или субъектов действий. Упражнение «Покажи».

1

Научить детей понимать вопросы где? куда? откуда? на чём? Подвижная игра «Поезд».

1

Обучение детей пониманию вопросов, которые помогают выяснить, в интересах кого совершается то или иное действие.

1

Обучение детей пониманию вопросов что? кого? у кого?, которые помогают выяснить объект действий.

1

НОЯБРЬ

10

Обучение детей пониманию вопроса чем? Упражнение «Поручение».

1

11

Обучение детей пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок.  Упражнение «Будь внимательным».

1

12

Обучение детей пониманию инструкции. Дети раскладывают картинки или игрушки в названной последовательности. Упражнение «Построй как я».

1

13

Выполнение в определённой последовательности действий без предмета. Упражнение «Это я».

1

14

Совершение действий с отобранными предметами (или предметными картинками) в определённой последовательности.

1

15

Упражнение «Собери Буратино».Подвижная игра «Гном».

1

16

Развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым. Обучение складывать руки так, как кладёт их взрослый.

1

17

Развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым. Проведение дыхательно-голосовых упражнений для удлинения речевого выдоха.

1

18

Развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым. Проведение упражнений для губ.

1

ДЕКАБРЬ

19

Развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым. Проведение упражнений для языка.

1

20

Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Называние близких ребёнку лиц. Имена близких или игрушек, кукол.

1

21

Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Озвучивание просьб. Выражение желания что-либо повторить ещё раз.

1

22

Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Подражание крикам животных. Подзывы животных.

1

23

Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Подражание музыкальным инструментам. Упражнение «Что звучит?»

1

24

Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Подражание транспортным шумам.

1

25

Уточнение звукопроизношения слов, вызывание аморфных слов. Эмоциональные восклицания. Упражнение «Мыльные пузыри».

1

26

Обучение детей называнию предметов своих игрушек, знакомых предметов (или предметных картинок).

1

ЯНВАРЬ

27

Вызывание у детей двухсловных предложений с помощью соединения слов, где, дай, на, вот, тут и произносимых слов из заданий.

1

28

Обучение детей выражению свои желания словесно. Упражнение «Внимательные ушки». Упражнение «Повторяй за мной». Подвижная игра «Каша». Дидактическая игра «Разложи по порядку».

1

29

Чтение логопедом «Сказки про кроватки». Подвижная игра «Кровать». Дидактическая игра «Для чего нужны?». Упражнение «Тарелка». Игра с разрезными картинками.

1

30

Игра в поручении. Дидактическая игра «Что для чего». Подвижная игра «Кроватка».

1

31

Дидактическая игра «Парные картинки». Подвижная игра «Стул». Дидактическая игра «Кто что делает».

1

32

Чтение логопедом «Сказки про большую синюю чашку». Упражнение «Что звучит?». Работа по сюжетным картинкам.

1

ФЕВРАЛЬ

33

Чтение логопедом сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Подвижная игра «Утки».

1

34

Упражнение «Кто как голос подаёт?». Работа по сюжетной картине «Птичий двор».

1

35

Работа с разрезными картинками. Дидактическая игра «У кого?». Подвижная игра «Петух».

1

36

Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьёй». Разучивание потешки.

1

37

Повторение потешки. Беседа по картинке «Собака со щенятами».

1

38

Упражнение «Хлопки». Лото «Один-много». Рамки-вкладыши «Домашние животные».

1

39

Упражнение «У кого?». Подвижная игра «Корова». Лото «Большой - маленький».

1

40

Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?». Упражнение «Хлопни, топни».

1

МАРТ

41

Обучение детей повторению названия предметных картинок. Произношение гласных а, о, у, и.

1

42

Работа в тетради. Упражнение «Внимательные ушки».

1

43

Упражнение «Наши мамы». Подвижная игра «Подарок маме». Работа по сюжетным картинкам

1

44

Упражнение «Бусы для мамы». Подвижная игра «Подарок маме».

1

45

Заучивание рассказа по сюжетной картинке. Подвижная игра «Подарок маме».

1

46

Беседа по картинке «Кошка с котятами». Подвижная игра «Конь». Упражнение «Кто в домике живёт?».

1

47

Чтение логопедом русской народной сказки «Репка». Игра с разными картинками.

1

48

Упражнение «Моя птица». Подвижная игра «Ворона». Упражнение «Большой – маленький».

1

49

Лото «Один, два, три». Чтение логопедом сказки В.Сутеева «Яблоко».

1

АПРЕЛЬ

50

Упражнение «Разноцветные флажки». Беседа по сюжетным картинкам.

1

51

Подвижная игра «Заика». Игра с разными картинками». Упражнение «Кто как голос подаёт?».

1

52

Упражнение «Весёлые зверята». Чтение логопедом русской народной сказки «Колобок».

1

53

Подвижная игра «Медвежонок». Работа в тетради.

1

54

Упражнение «Что где?». Подвижная игра «Медвежонок».

1

55

Упражнение «Похлопаем». Подвижная игра «Грузовик». Игра с разрезными картинками.

1

56

Упражнение «Пароходы». Лото «Мои - моя». Подвижная игра «Поливальная машина».

1

57

Составление предложении по сюжетным картинкам. Упражнение «Собери грузовик».

1

58

Дидактическая игра «Разноцветный транспорт». Упражнение «Где гудит?».

1

МАЙ

59

Дидактическая игра «Соберём букет для мамы». Подвижная игра «Одуванчик». Упражнение «Собери цветок».

1

60

Упражнение «Слушай внимательно». Игра с разрезными картинками. Составление предложений по сюжетным картинкам.

1

61

Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Подвижная игра «Бабочка». Работа в тетрадях.

1

62

Игра с разрезными картинками. Дидактическая игра «Бабочка и цветок».

1

63

Упражнение «Похлопаем». Работа с игрушкой – застёжкой «Бабочка».

1

64

Составление предложений по сюжетным картинкам. Упражнение «Кораблики».

1

Комплексно-тематическое планирование работы

         дополнительной образовательной услуги

«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»

(старший дошкольный возраст)

ОКТЯБРЬ

№ занятия

Задачи и содержание работы

Кол-во часов

1

Уточнение названий действий животных; д/и «Кто как кричит?», «Кто как передвигается?»;

1

2

Уточнение понятий «живое-неживое»; д/и «Кто это? Что это?»; обобщение значений слов-действий (плывёт кто? что? и т.п.);

1

3

Уточнение знаний детей о домашних животных и их детёнышах: названия, части тела, кто где живёт, чем питается, чем защищается, какую пользу приносят человеку.

1

4

Уточнение знаний детей о диких животных нашей страны и их детёнышах: названия, части тела, кто где живёт, чем питается, чем защищается.

1

5

Образование множественного числа существительных на примере лексических тем «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные нашей страны и их детёныши».

1

6

Образование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа; составление предложений с этими словами- д/и «Кого мы увидели в зоопарке»

1

7

Образование уменьшительно-ласкательных существительных на примере животных и их детёнышей в единственном и множественном числе.

1

8

Подбор недостающего слова в предложении и употребление его в нужном падеже на примере животных.

1

9

Подбор названий предметов к названиям действий: летает, идёт, растёт, закрыть, резать, угощать, поймать, лежать, поднять.

1

НОЯБРЬ

10

Подбор слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим одушевлённые и неодушевлённые предметы, явления природы (мальчик, девочка, собака, кошка, курица, самолёт, ручей, лист, солнце, ветер).

1

11

Определение предмета по названию его составных частей          ( грузовая машина, дерево, стул, пароход, дом, самолёт)

1

12

Употребление глаголов ходить, лить, писать, плыть, шёл, летать, пилитьс приставками за, вы,у, в, под, пере, на, до, над, с, при, обо, от.Составление предложений с образованными приставочными глаголами.

1

13

Развитие умения употреблять приставочные глаголы: игра "Скажи наоборот". Составление предложений с приставочными глаголами.

1

14

Различение и подбор глаголов совершенного и несовершенного вида (что делает? что сделал?)

1

15

Подбор синонимов к словам: бежать, работать, баловаться, барахтаться, вырасти, вырывать, завинтить, намочить, обвалиться)

1

16

Образование прилагательных от существительных (дерево-деревянный, кожа-кожаный, бумага-бумажный и т.д.)

1

17

Обучение умению выделять ведущие признаки предмета (какой? по форме, цвету, размеру, материалу, величине) на примере игрушек.

1

18

Развитие умения выделять ведущие признаки игрушек: оставление загадок про игрушки.

1

ДЕКАБРЬ

19

Обучение умению выделять ведущие признаки овощей и фруктов (какой? по форме, цвету, размеру, материалу, величине, вкусовым качествам)

1

20

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

1

21

Обучение умению выделять ведущие признаки животных (какой? по внешним характеристикам, повадкам, величине, вкусовым предпочтениям )

1

22

Составление описательных рассказов о животных.

1

23

Обучение умению выделять ведущие признаки деревьев (какой? по внешним характеристикам, величине, цвету и пр. )

1

24

Составление описательных рассказов о деревьях.

1

25

Образование прилагательных от наречий и составление с ними предложений (быстро, грязно, чисто, легко, тяжело, храбро, лениво, медленно, темно, светло).

1

26

Подбор прилагательных с противоположным значением (чистый, здоровый, высокий, мягкий, острый, сладкий, злой, летний, старый, широкий, храбрый, быстрый, весёлый, горячий, ласковый, лёгкий, прилежный).Составление предложений с ними, используя противопоставление.

 

1

ЯНВАРЬ

27

Образование от прилагательных сравнительной степени (сильный-сильнее, красивый-красивее, быстрый, теплый, узкий, короткий, вкусный, старший, красный, широкий, длинный, высокий, тёмный, младший). Составление предложений с ними.

1

28

Образование прилагательных с ласкательным значением (белый, серый, сладкий, тонкий, тёплый, вкусный, низкий, умный).

1

29

Расширение представлений детей об одежде: видах одежды, из чего сшита, части одежды, из чего сшита; какую одежду носят девочки, мальчики, взрослые по сезонам; кто шьёт одежду, где её шьют и покупают, кто продаёт, где хранят, как за ней ухаживают.

1

30

Обобщение предметов одежды. Сравнение разных видов одежды: чем отличаются, что у них общего. Д/и " 4-й лишний".

1

31

Уточнение знаний детей о домашних птицах и их детёнышах: названия, части тела, кто где живёт, чем питается, чем защищается, какую пользу приносят человеку.

1

32

Уточнение рода имён существительных в единственном числе: д/и "Он, она, оно".

1

ФЕВРАЛЬ

33

Уточнение знаний детей о зимующих птицах: названия, части тела, чем питаются.

1

34

Уточнение знаний детей о перелётных птицах: названия, части тела, чем питаются.

1

35

Распространение предложений путём добавления определений к предметам (На скамейке сидел кот - На скамейке сидел большой пушистый, серый кот и т.п.).

1

36

Развитие умения дифференцировать окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода.

1

37

Образование притяжательных прилагательных    ( по темам домашние и зимующие птицы, домашние и дикие животные). Согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде и числе.

1

38

Обучение умению располагать синонимы по мере возрастания (убывания) определённого признака (громадный, огромный, большущий, очень большой; маленький, очень маленький, малюсенький, крохотный). Составление предложений с этими словами.

1

39

Развитие умения выбирать одно из близких по смыслу слов: На лугу распустились (белые, синие, красные) маки и т.п.

1

40

Образование наречий от прилагательных (чистый-чисто, осторожный, низкий, далёкий, грязный, высокий, терпеливый, близкий и т.д.)

1

МАРТ

41

Расширение знаний детей по теме "Профессии": называние профессии и определение её назначения (Моя мама работает учительницей. Она учит детей.)

1

42

Отгадывание загадок об атрибутах разных профессий и называние соответствующей этому атрибуту профессии.

1

43

Развитие умения понимать и самостоятельно образовывать сложные слова: рыболов, пчеловод, землекоп, пешеход, ледокол, листопад, лесоруб, трубочист, вездеход, самолёт, самовар, самосвал, пылесос, полотёр).Придумывание предложений с данными словами.

1

44

Развитие умения понимать и правильно употреблять предлоги: в, на, к, с, со, над, у, под.

1

45

Развитие умения понимать и правильно употреблять предлоги: из, за,из-за, из-под, около, между.

1

46

Распространение предложений путём введения наречий (отвечает на вопрос как?) - низко, быстро, весело, осторожно, жалобно, далеко.

1

47

Подбор наречий с противоположным значением (холодно-тепло, сладко-горько и т.д.). Упражнения на развитие внимания и памяти: зачеркнуть/подчеркнуть, обвести в кружок заданные предметы.

1

48

Развитие умения правильно понимать и употреблять наречия времени: д/и "Вчера, сегодня, завтра", "Утром, днём, вечером"

1

АПРЕЛЬ

49

Игры на развитие внимания и памяти: 1) из общей стопки выбрать 3 картинки, которые показывались и расположить в той же последовательности; 2) запомнить и выбрать из общего ряда названные картинки, а также расположить их в названном порядке

1

50

Игры на развитие логического мышления: 4-й лишний по различным лексическим темам; определение последовательности в серии сюжетных картинок.

1

51

Расширение знаний детей по теме "Орудия туда, инструменты"; распространение предложения дополнением в творительном падеже (Пилят чем? Пилой)и т.д.

1

52

Закрепление знания и употребления наречий места справа-слева, впереди-сзади, вверху-внизу". Развитие зрительного внимания и графических навыков: продолжить рисунок по образцу.

1

53

Развитие умения ориентироваться в плоскости листа: закрепление понятий "верх, низ, право, лево, диагональ"; простые графические диктанты.

1

54

Согласование количественных числительных один, три, пять с существительными. Игры на развитие логического мышления: дорисовать недостающие элементы, соблюдая предложенную закономерность.

1

55

Развитие зрительного внимания: соединить фигуры по предложенному образцу; повторить рисунок "точь-в-точь" на бумаге в клеточку, используя навыки счёта и ориентировки в плоскости листа.

1

56

Сложный графический диктант: прорисовывание нужного количества клеточек по прямым линиям в направлениях вверх, вниз, вправо, влево

1

57

Сложный графический диктант: прорисовывание нужного количества клеточек по диагональным линиям в направлениях вправо вверх, вправо вниз, влево вверх, влево вниз.

1

МАЙ

58

Сложный графический диктант: прорисовывание нужного количества клеточек по прямым и диагональным линиям в направлениях вправо вверх, вправо вниз, влево вверх, влево вниз.

1

59

Различение рода притяжательных местоимений: д/и "Мой-моя"; согласование местоимений с глаголом в единственном и множественном числе: д/и " Я-мы".

1

60

Распространение предложения дополнением в родительном падеже (Лист клёна. Хвост собаки. Бант Оли.) и т.д.

1

61

Распространение предложения дополнением в дательном падеже (Орехи-белке. Мёд-медведю.) и т.д. Составление распространённых предложений по данным словам, правильно их согласовывая.

1

62

Составление сложносочинённых предложений с союзами потому что, если бы.

1

63

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

1

64

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Результаты освоения программы коррекционной работы определяются состоянием   компонентов языковой системы и уровнем речевого развития (I уровень; II уровень; III уровень, IV уровень, ФФН), механизмом и видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание), структурой речевого дефекта обучающихся с ОНР, наличием либо отсутствием предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных последствий (дисграфия, дислексия, дискалькулия в школьном возрасте).

Общими  ориентирами  в  достижении  результатов данной программы коррекционной работы являются:

- сформированность фонетического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления;

- совершенствование лексического, морфологического (включая словообразовательный),  синтаксического,  семантического  компонентов языковой способности;

- овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой деятельности;

- сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным правилам; сформированность социально-коммуникативных  навыков;  

- сформированность  психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих в будущем овладение чтением и письмом.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

        Уровень речевого развития дошкольников необходимо выявлять в начале и конце учебного года.

        Для обследования используется пособие автора-составителя Л.А. Колуновой «Диагностика речевого развития ребёнка-дошкольника» , Ростов н/Д, Изд-во ИПК и ПРО, 1999г. (см: старший дошкольный возраст).

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

«Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»

        Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы.

  1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД  ЛТД, 1998.
  2. Н.С. Жукова. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Соц.-полит. Журн., 1994.
  3. Н.С. Жукова. Формирование устной речи. М.: Соц.-полит. Журн., 1994.
  4. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Совершенствование связной речи. М.: Соц.-полит. Журн., 1994.
  5. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  6. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  7. Н.В. Нищева. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  8. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  9. Л.Н. Смирнова. Логопедия в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  10. Л.Я. Гадасина, О.В. Ивановская. Звуки на все руки. 50 логопедических игр. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  11. Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логопедические игры и задания. СПб.: КАРО, 2001.
  12. З.Е. Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  13. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий. Для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  14. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.
  15. М.И. Лозбякова. Учимся правильно и чётко говорить. – М., «Вентана-Граф», 2003.
  16. О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно! (для детей 4-6 лет). СПб: ЛИТЕРА, 2005.
  17. О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 4-5 лет. Альбомы 1,2 по обучению грамоте. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.
  18. О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбомы 1,2 по обучению грамоте. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.
  19. О.С. Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбомы 1,2 по обучению грамоте. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.
  20. В.М. Мёдов. Говорим правильно. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет. М.: ВАКО, 2016.
  21. Н.В. Нищева. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуски 1-4 (для детей 5-7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
  22. Л.А. Колунова. Диагностика речевого развития ребёнка-дошкольника.     Ростов н/Д.: Изд-во ИПК и ПРО, 1999.
  23. Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1-4, 3-е изд., испр. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО  ГНОМ, 2018.
  24. З.Т. Бобылева. Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет . – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО  ГНОМ, 2018.
  25. Е.С. Поставнева. Упражнения для выявления и развития интеллектуальных способностей детей (4-6 лет). Рабочая тетрадь. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  26. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду. М.: Генезис, 2012.
  27. В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Раздаточный материал. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018
  28.  Е.Ю. Протасова. ЛОГИКО малыш. 5-8 лет. Планшет и наборы тематических карточек (Развитие речи, Бытовая культура, Мир природы и др.),  М.: изд. дом «ЗИМОРОДОК».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

        Оснащение предметно-пространственной развивающей среды логопедических кабинетов МБДОУ № 254.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)» по Нищевой Н.В.

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)»  по Нищевой Н.В....

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Окружающий мир для дошкольников 4-6 лет»

Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для ...