Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Окружающий мир для дошкольников 4-6 лет»
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)

Моросанова Ольга Владимировна

Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки, оставаясь при этом человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zdravstvuy_mir_sr.gr-str.gr_.docx79.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №26 «Радуга»

города Дубны Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительной образовательной деятельности в группе

развивающего обучения по направлению

«Окружающий мир для дошкольников 4-6 лет»

Разработалf:

Воспитатель

Моросанова Ольга Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.
Чернышевский Н. Г.

Дополнительная образовательная программа «Здравствуй, мир!» имеет культурологическую направленность. Рабочая программа разработана на основе программы курса дошкольной подготовки по ознакомлению с окружающим миром под редакцией  А. А. Вахрушева, Е.Е.Кочемасовой, И.В.Масловой и др. в рамках комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки, оставаясь при этом человеком.

Актуальность рабочей программы:

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Цель педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям существенные особенности предметов, помогать в освоении способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется отчетливое представление о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

Знания о явлениях природы, полученные детьми в предыдущей группе, расширяются, уточняются и систематизируются, выходя за пределы непосредственного опыта.  Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей действительности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью, следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах.

Большое внимание уделяется формированию у детей интереса к себе, своим близким. Дети получают начальные сведения о ближайшем социальном окружении, осваивают правила безопасности жизнедеятельности.

       Новизна программы в том, что она способствует развитию познавательных способностей детей  с помощью различных способов: обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам сравнения, экспериментирование,   что позволяет работать над накоплением и активизацией словаря, уточнением и обогащением знаний, представлений  о предметном и природном окружении, явлениях общественной жизни.

Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, с учётом национально-культурных особенностей и ценностей нашего округа, демографических и климатических особенностей нашего региона,  представлен следующими темами: «Лес. Грибы. Ягоды», «Одежда», «Обувь», «Зима. Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Наш город», которые будут реализовываться как часть непосредственно образовательной деятельности.

Программа составлена в соответствии с ФГОС и дополняет компонент образовательной области «Познание» примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) М.: Мозаика Синтез, 2014 г.  А так же в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской       Федерации.        
  •  «Типовое положение о дошкольн6ом образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666.
  •  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях»,  СанПиН 2.4.1.3049-13 (от29 мая 2013 года №28564).
  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
  • Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Данная рабочая программа разработана на основе программ и  методических рекомендаций:

  1. «Программа воспитания и обучения  в детском саду» под редакцией  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М: МОЗАИКА – Синтез,  2005 г.
  2.  «Здравствуй, мир!» части 2-3, авторы А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова; под ред. А.А.Вахрушева. М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2015
  3. «Здравствуй,мир!».А.А.Вахрушев,Е.Е. Кочемасова. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей и пособиям для детей 2-7 лет» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000;
  4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ООО «Элизе Трэйдинг», 2002.;

Программа включает два направления работы с детьми 4-6лет:

- ознакомление с предметным окружением;

- ознакомление с явлениями общественной жизни;

Значение: Процесс знакомства с окружающим миром сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать свои знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные сведения, которые могут запомнить и понять ребята, не цель обучения, его побочный результат, ведь рано или поздно дети их получат в школе. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже они уже не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом, поэтому программа составлена, учитывая позицию узнающего мир дошкольника, что позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Цель программы: научиться объяснять окружающий мир в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта; способствовать развитию дошкольников; знакомство с родным языком.

Задачи программы: 

- формировать навыки общения (взаимодействия);

-  активизировать и обогащать словарный запас;

-  развивать моторику, внимание и мышления;

- осознавать смысл произносимых детьми слов.

Рабочая учебная программа разработана на основе следующих принципов отбора содержания:

•        Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

•        Учет дидактических принципов;

•        Принцип преемственности;

•        Принцип соблюдения циклов;

•        Принцип направленности на результат.

Помимо общедидактических принципов, в содержание программы заложена возможность  реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.

При реализации программы используются следующие формы и методы:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры,  создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Организация процесса обучения: 

  Эффективность  работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

   Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода  при выборе методов обучения в  зависимости от  возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Особенности возрастной группы детей 4– 6 лет.

Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Ожидаемые результаты

К концу обучения дети средней группы должны знать:

- название родного города, села;

- основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера.

иметь представление:

- о характерных признаках города и села;

- об элементарный правилах поведения в городе и на природе;

- о разных видах  общественного транспорта;

- о семье и взаимопомощи членов семьи;

- об основных частях тела человека и их назначении;

- об элементарных правилах поведения и личной гигиене;

-об условиях роста растений; о выращивании овощей и фруктов;

- о профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий;

- об основных особенностях сезонной жизни природы;

- об основных особенностях сезонной жизни людей;

- о домашних животных ( о пользе, о труде людей по уходу за домашними животными);

-о жизни диких животных в природе.

уметь:

- отличать времена года и их признаки;

-отличать город от села;

- отличать и называть деревья (3-4 вида) и кустарники (1 вид);

- называть грибы и ягоды;

- отличать съедобные части растений от несъедобных;

- узнавать мухомор как несъедобный гриб;

- решать задачи в рабочей группе (навык групповой деятельности);

- правильно себя вести на занятии (давать правильный и полный ответ, правильно задавать вопрос воспитателю и ребятам и т.п).

К концу обучения дети старшей группы должны

 знать:

- элементарные правила поведения в городе и на природе;

- о правилах личной безопасности;

- о службах помощи;

- свой адрес, названия страны, города;

- родственные отношения

- о сезонных изменениях в природе;

 - об условиях, необходимых для роста растений;

- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарного т.д.;

 - зимующих птицы.

иметь представление:

 - о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);

- о строении своего тела;

- о погоде в разных частях России в разное время года;

- о растительном и животном мире России;

- об образе жизни людей в других регионах России;

- о народных промыслах;

- о трех состояниях вещества на примере воды.

уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;

- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

Курс дошкольной подготовки по ознакомлению с окружающим миром рассчитан на 2 года обучения. Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года.

Максимальный объем образовательной нагрузки: 20 минут - средняя группа (4 -5 лет);

25 минут – старшая группа (5-6 лет).

Общее количество занятий

Название курса

Объем учебной нагрузки по программе (кол-во занятий)

Средняя группа

Старшая группа

Здравствуй, мир!

32

34

 Занятия проводят воспитатели: Моросанова О.В.

Сетка занятий

День недели

Время в режиме дня

пятница

15.30 – 15.50

Здоровье сберегающие технологии:

1.дыхательная гимнастика;

2. артикуляционная гимнастика;

3. пальчиковые игры со словами;

4. физкультминутка, динамические паузы.

Форма отчетности:

Открытое мероприятие для родителей и педагогов. Мониторинг.

Уровни освоения программы «Здравствуй, мир»

Высокий уровень: дети знают о явлениях общественной жизни: о детском саде,  о семье, родителях,  об их профессиях, о труде людей, о своих  родственниках, знают свой домашний адрес, название города, страны, ее главного города; об Армии, некоторых родах войск; имеют представление о традициях, быте, условиях труда коренных народов Севера. О предметном окружении: об их предназначении,  размере, цвете, материале, форме, «весе» предметов, описывают на основе этих данных.  Обобщают, классифицируют, сравнивают предметы. Знают некоторые правила безопасности, дорожного движения. Под руководством педагога анализируют результаты наблюдений и делают выводы о некоторых  закономерностях и взаимосвязях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое состояние и наоборот;   о помощи человека природе, правилах поведения в природе.  Знают 2-3 вида травянистых растений, способах их вегетативного размножения, 4-5 видов зимующих птиц, о повадках диких животных.

Средний уровень: дети имеют представление о явлениях общественной жизни, знают свой детский сад, родителей, под руководством  педагога называют своих родственников, профессии родителей, домашний адрес, город, страну.  Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладели общими понятиями. Знают признаки живого, определяют растений, животных, птиц. Устанавливают частые и некоторые общие связи. Имеют представление о правилах безопасности, дорожного движения.

Низкий уровень: под  руководством  педагогов отвечают на вопросы о семье, родителях;  профессиях родителей. Домашний адрес, город, страну называют с трудом. Различают, называют предметы ближайшего окружения, животных, растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности(во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают  объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают  затруднения.   Необходимы напоминания о правилах безопасности, соблюдения правил дорожного движения.

Календарно-перспективное планирование

в средней группе

ТЕМА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1

Мы живем в городе

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Закреплять и расширять знание детей о городе; учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать любознательность, речь; воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова,

 И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.187

2

Прогулка по городу

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Уточнять и расширять знания детей о транспорте; развивать умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи;  приучать к культуре поведения в транспорте.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова,

И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.189

3

Улица полна неожиданностей

(как вести себя на улице)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить детей видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова,

И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.193

4

Идем в гости

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Уточнить  знания детей о родственных связях; воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения; развивать речь.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.196

5

Какие мы?

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

 Учить детей видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.197

6

Какие мы?

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять различные изображения единым сюжетом, развивать речь; уточнять знания детей о частях лица и их названиях.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.201

7

Домашние животные города (кто с нами живет)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Закреплять знания детей о домашних животных (как выглядят, что видят) и умение соблюдать правила безопасности при общении с ними; развивать умение выделять признаки и сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать гуманное отношение к животным.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.204

8

«Осень золото роняет…» (экскурсия в осенний парк)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнять представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода, соблюдать правила безопасности на природе; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.207

9

В лес за грибами и ягодами.

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Уточнять представления детей о значении леса в жизни детей; познакомить детей с некоторыми  свойствами древесины; расширять представления детей о лесных грибах и ягодах; продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и места произрастания; учить быть острожными с неизвестными объектами; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.210

10

Как животные к зиме готовятся

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Расширять представления детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью; воспитывать любознательность.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.217

11

И снова в городе (мы идем в магазин)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать вежливость и доброжелательное отношение к окружающим; развивать речь; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.222

12

Откуда овощи в магазине

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Расширять представления детей об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.224

13

Фрукты на прилавках магазинов

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Расширять представления детей о фруктах и садовых ягодах; продолжать учить различать их по внешнему виду; продолжать учить различать их по внешнему виду; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.228

14

Что для чего?

(мы помогаем маме готовить)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Расширять представление детей об овощах и фруктах как о продуктах питания; учить узнавать их, используя различные органы чувств; закрепить умение соблюдать правила безопасности.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.232

15

Откуда хлеб пришёл

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до их сознания, что хлеб- это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.234

16

«Все работы хороши…»

(профессии людей)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Уточнить и расширить представления детей о профессиях; воспитывать уважение к людям любых профессий; познакомить с профессиями людей, обеспечивающих безопасность других (пожарный, полицейский, военный и пр.)

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.237

17

Зима в городе

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать способность к наблюдению; развивать речь; подвести детей к пониманию необходимости бережно относиться к своему здоровью.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.241

18

«Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает…» (экскурсия в зимний парк)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить с зимними явлениями в жизни природы; закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, умение соблюдать правила безопасности в природе; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.244

19

Лесные обитатели

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Дать детям представление о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме; учить анализировать, делать выводы, соблюдать правила безопасности; развивать речь

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.247

20

Обитатели скотного двора

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека; закрепить умение соблюдать правила безопасности при общении с ними; воспитывать любознательность.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.252

21

Весенние праздники (23 февраля)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Закрепить знания о весенних праздниках

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.256

22

Весенние праздники (8 марта)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Закрепить знания о весенних праздниках

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.258

23

О тех, кто умеет летать (птицы)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Уточнить и расширить представление детей о птицах; уметь находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности при общении с животными; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.259

24

Обитатели птичника

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Уточнить и расширить представление детей о домашних птицах; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, умения соблюдать правила безопасности при знакомстве с домашними животными и осторожность при общении с ними; воспитывать бережное, заботливое отношение к природе

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.262

25

Обитатели воды - рыбы

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Уточнить и расширить представления детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать. Делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.266

26

Мы идем в зоопарк

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Обобщить и систематизировать представления детей о животных в нашей и других станах; воспитывать культуру поведения; закрепить умения соблюдать правила безопасности в общественных местах.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.269

27

«В окно повеяло весною…» (весеннее пробуждение природы)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи; расширять представление детей об образе жизни лесных зверей  и птиц весной; закрепить умение соблюдать правила безопасности на природе; воспитывать любознательность.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.272

28

Весеннее пробуждение природы (экскурсия по лесопарку)

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах; развивать способность наблюдать , описывать, устанавливать простые причинно-следственные связи; закреплять умение соблюдать правила безопасности при прогулках на природе; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.275

29

Шестиногие малыши

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.279

30

Времена года

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Закреплять представление детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.283

31

Весна в деревне

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Расширять представление детей о жизни домашних животных весной  и о труде людей в селе в весеннее время; развивать речь детей.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.285

Календарно-перспективное планирование

в старшей группе

ТЕМА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1

Приглашение к путешествию

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях; закрепить умение соблюдать правила безопасности; познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого общения и с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщать детей к русской национальной культуре.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова,

 И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.288

2

Береги себя

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Уточнить и расширить представления детей о доме – жилище человека, учить видеть приметы времени; расширить представления о том, какое поведение опасно; развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности; научить пользоваться телефонами службы спасения.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова,

И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.291

3

Если хочешь быть здоров

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Уточнить и расширить представление детей о правилах поведения в общественных местах на примере поликлиники; дать представление об устройстве и функционировании человеческого организма; довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и другим.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова,

И.В. Маслова,

Ю.И. Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.293

4

Если хочешь быть здоров

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Продолжать знакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма; воспитывать бережное отношение к себе и к другим.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.298

5

Книги в дорогу

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

 Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах; уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову; воспитывать бережное отношение к книге.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.302

6

«Уж небо осенью дышало»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений. Познакомить с природными особенностями осенних месяцев.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.306

7

Район в котором ты живешь

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Продолжать знакомить детей с историей и культурой города, района, улицы, развивать символическую функцию родного мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составления плана и умения пользоваться ими в повседневной жизни; развивать умение наблюдать и описывать.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.308

8

Помощники в путешествии: глобус и карта

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному; воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.311

9

Выбираем транспорт

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах; продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах, закрепить умение соблюдать правила безопасности.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.313

10

Путешествие на северный полюс

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.315

11

Путешествие в Тундру

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у них элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.317

12

Жители Тундры

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей, воспитывать уважение к людям другой культуры.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.320

13

Обитатели Тайги

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия».

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.322

14

Путешествие в смешанный лес

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать им элементарные представления о лесе как о зеленом доме растений и животных; продолжать формировать представления о вз аимосвязях живых организмов со средой обитания; уточнить знания детей о правилах поведения в лесу.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.325

15

«Идет волшебница Зима»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить с природными особенностями зимних месяцев; приобщать к русской национальной культуре.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.328

16

В гости к мастерам Гжели

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с особенностями изделий мастеров Гжели, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.331

17

В гости к Городецким мастерам

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.333

18

Путешествие к мастерам Хохломы

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.335

19

На экскурсию в Москву

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Расширять представления детей о Москве; продолжать знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем (внешний и внутренний мир).

А.А. Вахрушев,

 Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.338

20

Театры и музеи Москвы

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Познакомить детей с самыми известными в Москве, да и во всем мире, Большим театром и Государственной Третьяковской галереей, с правилами поведения при их посещении; приобщать детей к русской национальной культуре; способствовать развитию эстетического вкуса.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова

. Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.344

21

«Были дебри , да леса, стали в дебрях чудеса»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Москвы; познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить приметы времени, приобщать их к русской национальной культуре.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.347

22

Улицы Москвы

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Продолжать знакомство с историей и культурой города Москвы; познакомить с историей возникновения названий некоторых улиц города, с изменением их внешнего вида с течением времени; развивать интерес к познанию Москвы.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.351

23

В гости к Дымковским мастерам

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла; закрепить умение соблюдать правила безопасности при работе с глиной; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.354

24

Филимоновская игрушка

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.357

25

История русского костюма

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.359

26

Ярмарка

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями; воспитывать интерес к фольклору; закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.362

27

Весна в степи

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно находить их; учить устанавливать  связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Познакомить детей с природными особенностями весенних месяцев; приобщать детей к русской национальной культуре.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.366

28

Откуда хлеб пришел?

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

развитие

 Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; воспитывать бережное отношение к хлебу; сравнить с тем, как это делалось в старину.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.371

29

«Зоопарк России»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Закреплять представления детей о многообразии животного мира России; развивать способность анализировать, делать выводы; дать детям представления о возникновении звука, о способах его передачи и приема и о правилах безопасности при прослушивании звуков.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.373

30

«Широка страна моя родная»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Дать детям представление о России как стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление детей об особенностях географического положения России.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.376

31

Мой родной край

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Продолжать формировать представление о России как стране городов; расширять представление детей об особенностях географического положения родного края.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.381

32

«Кто стучится в дверь ко мне?»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Продолжать формировать представление о России как стране городов; познакомить детей с различными видами современной связи (почта, телефон, телеграф, Интернет); закрепить знания детей о поведении в случае чрезвычайной ситуации и о значении средств связи при ЧП.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.382

33

Конкурс эрудитов

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

 Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.384

34

Викторина «Что? Где? Когда?»

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

А.А. Вахрушев,

 Е.Е.Кочемасова, И.В. Маслова,

Ю.И.Наумова.

Ю.А. Акимова,

И.К. Белова,

М.В. Кузнецова

«Здравствуй, мир!» стр.387

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ГРУППЕ

пп

Фамилия, имя

ребенка

Явления об- щественной жизни

Предметы ближайшего окружения

Ознакомление с природой

Уровень развития ребенка

Раститель- ный мир

Животный мир

Неживая природа

высокий

средний

низкий

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Высокий

Средний

Низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе.

рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Читайка" в подготовительной школе группе...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие умники"

Комплекс интеллектуально-развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера для детей 4-5 лет....

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"

Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Маленькие почемучки" средняя группа

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотнош...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга

Рабочая программа  дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Преодоление ОНР у дошкольников" (по Н.С. Жуковой)

Программа дополнительного образования детей, разработана на основе пособия "ЛОГОПЕДИЯ. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников" под редакцией Н.С. Жуковой, Н.Е. Мастюковой, Т.Б. ...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)» по Нищевой Н.В.

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги «Преодоление ОНР у дошкольников младшего и среднего возраста (3-5 лет)»  по Нищевой Н.В....