«Музыка и речь» (инновационные технологии в системе работы с детьми музыкального руководителя и учителя-логопеда)
консультация по логопедии

Галкина М.Д.

Основной целью логопедической коррекции является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи может оказать музыкальный руководитель, так как                                           

музыка, пение, движения и речь тесно взаимосвязаны:

- музыка способствует развитию слухового восприятия и внимания на неречевые звуки, задает динамику и выразительность исполнения, развивает способность различать звуки на слух, способность выражать мысли словами, движениями и жестами, развивает воображение.

- движения создают ритм, который  является залогом четкой артикуляции, значительно облегчают трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов, а музыкально-ритмические движения формируют эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации.

- пение требует работы артикуляционного аппарата, что помогает развитию четкой дикции, овладению ритмическим строем языка, пополнению словарного запаса, развитию памяти ребенка и знакомства с новыми понятиями.                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_rech.docx29.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 компенсирующего вида                                                     Московского района Санкт-Петербурга

«Музыка и речь»

(инновационные технологии в системе работы с детьми музыкального руководителя и учителя-логопеда)

Учитель-логопед ГБДОУ№6*

Галкина Марина Дмитриевна

                                             Санкт-Петербург

2018 год

Уважаемые коллеги! Представляем Вашему вниманию доклад по теме «Музыка и речь», в котором  расскажу о взаимосвязи в кррекционно-образовательном процессе музыкального руководителя и учителя-логопеда.

Под музыку Грига:

Для  чего, скажи, мой друг, музыка нужна?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроение мы без слов                                могли понять!

 Актуальность  взаимосвязи в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда вытекает из программных задач, которые мы решаем совместно, используя инновационные технологии, новые методы, приемы и более эффективные средства.

Инновационные  технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы, средства и приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

В своей работе мы руководствуемся  

программой воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией профессора Л.Б. БАРЯЕВОЙ.

Основной целью логопедической коррекции является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи может оказать музыкальный руководитель, так как                                            

музыка, пение, движения и речь тесно взаимосвязаны:

- музыка способствует развитию слухового восприятия и внимания на неречевые звуки, задает динамику и выразительность исполнения, развивает способность различать звуки на слух, способность выражать мысли словами, движениями и жестами, развивает воображение. 

- движения создают ритм, который  является залогом четкой артикуляции, значительно облегчают трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов, а музыкально-ритмические движения формируют эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации.

- пение требует работы артикуляционного аппарата, что помогает развитию четкой дикции, овладению ритмическим строем языка, пополнению словарного запаса, развитию памяти ребенка и знакомства с новыми понятиями.                                                         

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.  И особенно хорошо, если они будут сопровождаться музыкой.

 Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.

Исключительная ценность использования музыкально - игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи заключается в том, что в игре развивается способность творческого  воображения — базиса различных видов искусства. 

У детей логопедических групп отмечается заметное отставание в музыкальном развитии  по сравнению с их сверстниками из обычных групп:                                                      дети не справляются с пропеванием звуков; многие из них не поют, а проговаривают слова; плохо запоминают тексты песен и их названия; недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом; затрудняются в передаче ритмического рисунка; плохо артикулируют гласные звуки.

За основу  мы взяли технологию Т.С. Овчинниковой, представленную в книге

«Вокально – коррекционный  коллаж»  2012 год                                                                                        для логопедов, дефектологов, психологов, музыкальных руководителей.

В работе с детьми мы используем приложение к книге «Вокально-коррекционный коллаж» Т.С. Овчинниковой

«Пять шагов на пути к правильной речи»,

 которое раскрывает пять этапов системной работы музыкального руководителя и учителя - логопеда.

Все пять шагов включают в себя задачи, которые мы решаем совместно: дыхание, ритм, темп, динамика, лад, движения, моторика, голос, звукопроизношение, просодика, фонематика, слоговая структура слов, рифмование  слов и фраз, которые  в зависимости от возраста детей усложняются и совершенствуются. 

1. шаг                                                                                          - знакомство со средствами музыкальной выразительности (динамика, ритм, темп, лад);                                                                                   - пальчиковая и артикуляционная моторика;                                                  - развитие правильного дыхания и голоса;                                                      - речевой материал (ударение)

2 шаг –                                                                                           - средства музыкальной выразительности;                                                      - пальчиковая и артикуляционная моторика;                                                 - автоматизация гласных звуков (распевки, голосилки)                                                - координация дыхания – движения, дыхания – слушания;                                                                                                  - учимся рифмовать фразу по слогам, по словам

3 шаг –                                                                                         - средства музыкальной выразительности;                                                      - пальчиковая и артикуляционная моторика,                                                         - автоматизация шипящих звуков (распевки, песенки);                                                                                                                                               - учимся выкладывать ритмический рисунок  в стихах;                                   - работа над интонацией в песне, в стихах.

4 шаг –                                                                                             - средства музыкальной выразительности (ритмоблок, характер);                                                      - освоить сложно-координированные пальчиковые и ручные движ.;                                                                                                                      - автоматизация шипящих звуков (распевки, песенки);                                                                                                                                                                                                                                                                                           - творческие задания (шумовой оркестр);                                                            - метод пластического моделирования (мимика, пантомимика);                 - показ стихов в речевых заданиях (речь с движением).

5 шаг –                                                                                              - средства музыкальной выразительности (форма, нюансы, цвет);                                                      - формирование интегрированного восприятия образа (цвет, движение, тембр);                                                                                                                                              - творческие задания на основе визуализации образов;                                                                            - театрализация, инсценировки стихов, песен, мелодекломация.

Во всех пяти шагах мы порциально включаем логоритмику (А.Буренина, Анисимова, Шашкина, Н.Рычкова, Н.Савицкая и др.), которая основана на использовании связи слова, музыки и движения.

  • Логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективно средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом (Г. А. Волкова).

  • Логоритмика это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.  
  • Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включающая в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

  • Особенность логоритмики  заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, а музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

Слышать, видеть, понимать

И пространство ощущать.

Петь, дышать, играть ритмично

—  громко, тихо, высоко, низко, в темпе и легко,

Самому  придумать что-то, изменяя ход игры.

Вот тогда достигнем цели— ЧИСТОЙ РЕЧИ детворы!    

     

Первая задача, которую нужно решать, — это учить слушать     и слышать, слышать логопеда, звучащие предметы, музыку.                  

  •  Затем, видеть, концентрировать внимание на ведущем, реагировать на него, видеть предметы, с которыми необходимо выполнять действия.
  • Понимать просьбу, инструкцию — следующая ступень работы.    
  • Ощущать пространство, учиться двигаться по залу, не наталкиваясь друг на друга, на предметы — очередной шаг в работе.

В результате систематических занятий у детей:

- укрепляется костно-мышечный аппарат,                                              - развивается дыхание,                                                                                             - развиваются моторные, сенсорные функции,                                     - чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.                                                                                                  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию:                             -координации,                                                                                                                - общей и тонкой произвольной моторики.                                                                          - с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания,                                                         - развиваются речевой слух, речевая память.

        Чтобы достигнуть главной цели мы используем различные средства, методы и приемы:

1. Дыхание -  игры на дыхание под музыку (с продуктивной деятельностью)

 развивают слуховое внимание, плавный  длительный выдох, звукопроизношение, координацию речи и движения, способствуют развитию мелкой моторики и обогащению словарного запаса.

2. Артикуляция используем логопедические голосилки, распевки, песенки на автоматизацию звуков (Овчинникова, Нищева, Баромыкова…)

3. Фонематика – для развития фонематического слуха, дифференциации шумовых и речевых звуков мы используем мы используем технологию Е. Железновой «Сказочки-Шумелочки». Дети сначала знакомятся со сказками, запоминают шумовые звуки, учатся различать их, потом рассказывают сказки по ролям, используя шумы (подручный материал) и вместе с тем знакомятся с шумовыми инструментами. А уже на следующем этапе самостоятельно участвуют в «Шумовом оркестре».

4. Ритм – Музыкально-дидактические игры.  

- Используем наглядность (кубики…) для воспроизведения ритмослогов;

- обыгрывание песенки «Два кота» интонировании и передаче ритмического рисунка хлопками, передача образа в движениях;        - речь с движением – «Как живешь?» - развивает внимание, ритм, согласования слова и движения и развитию четкой артикуляции и силы голоса (используется всеми педагогами…..);

- «Киска» - развитие эмоций, передача их в мимике;

- Инсценирование песенок Усачева «Мишка косолапый» - используем как элемент ритмопластики: передача образа и характера через движения.

5. пальчиковые игры  -  Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.  Например, через музыкальные пальчиковые игры.

- Используем технологию  М.И. Родиной «Бусоград» - разыгрывание сказочек «В гостях у феи Бусинки»…, сказки про Волшебные кристаллы,                                           сказки про веселых Гонзизиков. (Игровое пособие А.Бурениной Обр. центр «Аничков мост»…. ) Гонзики представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.                                                                                                             *развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;                                                                                         *увеличивают реактивность (ввиду быстроты смены движений);                                  *повышают общий уровень организации мышления ребёнка при разыгрывании диалогов.        

6. Музыкально - ритмические движения и игры

Главное значение в них имеет ритм. Ценность этих игр заключается в том, что они                                                                                                                  *развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование                                                                                                                 *учат ребёнка ощущать своё тело и управлять им, раскрепощать движения.                                                                                             Необходимо помнить, что движения и речь неразрывно связаны между собой. Активно-выполненное движение является залогом четкой артикуляции, и наоборот…

Используем современную (взрослую) музыку (Газманов…), песенки и музыкальные сказки в современной обработке.                       Одна из задач логоритмических упражнений -  коррекционно – оздоровительная: снимать психоэмоциональное напряжение у ребенка. Для этого используем релаксирующие упражнения под музыку.                                                                                                                                                 

7. Детское творчество

представлено   театрализованными играми. Дети разыгрывают сценки, сказки; поют песни, рассказывают стихотворные тексты, танцуют. Мы включаем это в сценарии праздников, досугов.                                                                

8. Мелодекломация –

способствует развитию у детей чувству самовыражения, умения слышать музыку, понимать ее.

Сначала дети слушают профессиональных актеров, затем самостоятельно читают стихи под музыку.

9.  работа с партнерами – 

(в рамках проекта « Особый взгляд» по работе со слабовидящими детьми)    способствует социализации детей в новом пространстве.

Дети посещают библиотеки, где взаимодействуют со взрослыми, с родителями и друг с другом, поют, танцуют, читают стихи, участвуют в мастер-классах, получают новые знания.

Из опыта работы, хочется поделиться еще некоторыми приемами  работы с детьми:

1. Эмоциональный настрой.                                                                                   «Начинать занятия необходимо в так называемом состоянии радости жизни. Не так важно, что и как мы делаем, а важно — в каком настроении». М.Н. Норбеков                                                                                                                         

2. Превращение слова в действие.                                     

«Формируя предметные представления у детей, одновременно выполняйте движения.  Работа пойдет намного эффективнее, чем рассматривание картинок с изображением предметов и многократное повторение слов, так как двадцать двигательных связей сильнее, чем двадцать зрительных» М.М.Кольцова                                                       

3. Говорим нараспев.                                                            

Эффективность работы повышается, если разговаривать с детьми нараспев, повышая или понижая тон.                                                                    

4.  Использование современной  музыки.                                                   Дети очень любят слушать современную музыку и танцевать под нее. Использование эстрадных песен украшает занятие, вызывает  положительные эмоции.                                                                                                   

5. Трансформирование игры.                                           Многократное повторение — это залог успеха. Повторять с детьми одну и ту же игру несколько раз — скучно и неинтересно. Поэтому мы часто изменяем уже известные игры, даем им новые названия, а материал, который необходимо заучить, оставляем прежним.                                                           

Вывод:                                                                                              

Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики:      «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» М. Монтель, поможет  решить поставленные перед  педагогами  задачи: выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний и становлению грамотной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи

В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...

Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.

Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом о...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...