Рабочая программа учителя-логопеда в старшей комбинированной группе
рабочая программа по логопедии

Кудинова Надежда Николаевна

Программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет (Н.В. Нищевой 2016 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr_v_starshey_gr_20-21gg.docx93.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко»

(МБДОУ «ЦРР – ДС «Солнышко»)

ПРИНЯТО                                                   УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом                                        приказом и.о. заведующего

протокол                                                       от «___»_____2020 г. №_____

от «____»____2020 г. №____                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей работы

в группе комбинированной направленности  для детей

с общим недоразвитием речи 5-6лет

Программу разработала:

Кудинова Н.Н., учитель-логопед

высшей кв. категории

рп. Усть-Абакан, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка……………………………………………………...3
  2. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста

 имеющих речевые нарушения……………………….………………….….3

  1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы………….…4
  2. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)…..5
  1. Содержательный раздел
  1. Проектирование образовательного процесса в старшей  группе комбинированной направленности……………………………………….…5
  2. Комплексно-тематическое планирование ……………………………….…9
  3. Взаимодействие с родителями………………………………………………23
  4. Взаимодействие с воспитателями и специалистами дошкольного

учреждения……………………………………………………………………25

  1. Организационный раздел
  1. Условия реализации рабочей программы…………………………………..26
  2. Методическое обеспечение программы…………………………………….26

                                                                                          

     

                               

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

        Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности детского сада для детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет) разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет (Н.В. Нищевой 2016 г.)

        Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  с  Федеральным  законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ , Адаптированной основной образовательной программой МБДОУ «ЦРР-ДС «Солнышко» (далее – ДОО), Уставом ДОО.

        При разработке программы учитывался контингент детей группы.

В комбинированную группы зачислены дети, имеющие речевые нарушения:

общее недоразвитие речи (далее - ОНР) третьего уровня, и фонетико-фонематические нарушения (далее - ФФНР), обусловленные дизартрией и стертой формой дизартрии, моторная алалия.

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 5-6 лет, предусматривающей частичную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

 Задачи Рабочей программы

-овладение  детьми самостоятельной, связной грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;

 -овладение фонетической системой русского языка;

 -овладение элементами грамоты,  что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

  1. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста имеющих речевые нарушения

        Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития).

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельном высказывании у детей представлены простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.   

Отмечается недостаточная  дифференциация  звуков:  [т-т’-с-с’-ц],  [р-р’-л-л’-j]  и  др.  Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение  звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности».  Все это показатели не  закончившегося  процесса  фонемообразования.  Остаются  стойкими  ошибки  при употреблении  суффиксов  (единичности,  эмоционально-оттеночных,  уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того,  ребенок  испытывает  затруднения  при  планировании  высказывания  и  отборе соответствующих  языковых  средств,  что  обуславливает  своеобразие  его  связной  речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

У детей с ФФНР - нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков). Признаки фонематического недоразвития - незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:

- замена звуков более простыми по артикуляции (звонкие заменяются глухими, Р и Л заменяются л и j ,С -Ш или Ф и т.д.)

-  несформированность процесса дифференциации (различения )звуков;

- некоторые звуки ребёнок изолированно произносит правильного в речи их не употребляет или заменяет;

-   одно и то же слово ребёнок в разных контекстах произносит различно.

  В группу зачисляются дети с  тяжелыми нарушениями речи по решению психолого – медико - педагогической комиссии с 5 лет, к ним относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации).

Логопедические группы посещают дети пятого и шестого года жизни с ОНР (II или III уровня) речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с нормой слуха и интеллекта.

  1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Основные принципы:

- принцип  индивидуализации,  учета  возможностей,  особенностей  развития  и потребностей каждого ребенка;

-  принцип  признания  каждого  ребенка  полноправным  участником

образовательной деятельности;

- принцип  поддержки  детской  инициативы  и  формирования  познавательных интересов каждого ребенка;

-  принципы интеграции усилий специалистов;

-  принцип  конкретности  и  доступности  учебного  материала,  соответствия

требований,  методов,  приемов  и  условия  образования  индивидуальным  и  возрастным особенностям детей;

-  принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

-  принцип постепенности подачи учебного материала;

Программа построена в соответствии с особенностями организации образовательной деятельности по коррекции речевых нарушений в детском саду.

  1.  Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

Форма отслеживания динамики речевого развития, эффективности коррекционного воздействия, правильного планирования коррекционно-образовательного процесса позволяет добиться положительной динамики результатов коррекционно-развивающей работы с детьми, независимо от языка, психофизиологических особенностей.

Успешность и эффективность коррекционной работы диагностируется по материалам «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» А.М.Быховская, Н.А. Казова, являющееся методическим комплектом программы Н.В.Нищевой.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

-понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

 фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; а правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа; овладеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;

-использовать в спонтанном общении слова различных лексико- грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

 -владеть элементами грамоты: уметь анализировать и синтезировать слова русского языка, навыками чтения слогов и однослоговых слов и печатания некоторых букв, слогов.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

 

2 Содержательный раздел

  1. Проектирование образовательного процесса в старшей  группе комбинированной направленности

Коррекционно-развивающая деятельность проводится только с детьми имеющими статус ОВЗ, рекомендованный ТПМПК. В группе таких детей – 5 человек. 

Режим работы группы – пятидневный с 7.00 до 17.30-часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота и воскресенье.

Группа воспитанников шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога – психолога, музыкальный и физкультурный залы.   

В групповом помещении представлены следующие развивающие центры, необходимые для коррекционного сопровождения детей с ОНР:

  • центр «Будем говорить правильно»;
  • центр «Наша библиотека»;
  • центр конструктивно-модельной деятельности;

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:

  • центр речевого и креативного развития;
  • центр моторного и конструктивного развития;
  • центр сенсорного развития;

В старшей комбинированной группе для детей с ОНР с 14 сентября по 14 мая проводится в неделю 2 подгрупповых занятия учителем-логопедом:

  1. Развитие лексико-грамматических категорий;
  2. Развитие фонетико-фонематического восприятия.

        Продолжительность занятия 20-25 минут каждое. Каждый ребенок не менее двух раз в неделю занимается индивидуально с логопедом по развитию звукопроизношения

        В середине учебного года (последняя неделя декабря) и в конце февраля для воспитанников организуются каникулы, во время которых организуются экскурсии, подвижные и спортивные игры на свежем воздухе и индивидуальные занятия с логопедом.        

Режим дня

        

Прием детей, игры, утренняя гимнастика, индивидуальная работа логопеда с детьми, речевой практикум

7.00 – 8.40

Подготовка к завтраку, завтрак

8.40 – 8.55

Подготовка к занятиям

1-е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое занятие

9.00 – 9.20

2-е занятие воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое занятие

9.30 – 9.50

3-е занятие воспитателя

10.00 – 10.20

Индивидуальная работа логопеда с детьми, подготовка к прогулке, прогулка

10.20 -12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

Подготовка ко сну, сон

12.30-15.00

Подъем, закаливающие мероприятия, подготовка к полднику, полдник,

15.00-15.50

 индивидуальная работа воспитателя по рекомендации логопеда

15.50-16.50

Игры, подготовка к прогулке, прогулка, уход домой.

16.50-17.30

        

График работы учителя-логопеда

ПОНЕДЕЛЬНИК - ПЯТНИЦА

8.00 – 12.00

Расписание работы учителя-логопеда

индивидуальная работа  с детьми, речевой практикум, консультация родителей

8.00 – 8.40

Речевой практикум, артикуляционная гимнастика, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, подготовка к групповым занятиям, консультация воспитателей и специалистов ДОО

8.40 – 9.00

1-е групповое занятие

9.00 – 9.20

2-е групповое занятие

9.30 – 9.50

Индивидуальная работа

10.00 – 12.00

              Основной  формой  работы  во  всех  пяти  образовательных  областях  Программы является  игровая  деятельность  —  основной  вид  деятельности  дошкольников.  Все коррекционно-развивающие  индивидуальные,  подгрупповые,  групповые,  интегрированные занятия  в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Выполнение  коррекционных,  развивающих  и  воспитательных  задач,  поставленных Программой,  обеспечивается  благодаря  комплексному  подходу  и  интеграции  усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация  принципа  интеграции  способствует  более  высоким  темпам  общего  и речевого  развития  детей,  более  полному  раскрытию  творческого  потенциала  каждого ребенка,  возможностей  и  способностей,  заложенных  в  детях  природой,  и  предусматривает совместную  работу  учителя-логопеда,  педагога-психолога,  музыкального  руководителя, воспитателей  и  родителей  дошкольников.  

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты  подключаются к работе  и планируют  образовательную деятельность  в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. В  работе  по  образовательной  области  «Познавательное  развитие»  участвуют воспитатели,  педагог-психолог,  учитель-логопед.  При  этом  педагог-психолог  руководит работой  по  сенсорному  развитию,  развитию  высших  психических  функций,  становлению сознания,  развитию  воображения  и  творческой  активности,  совершенствованию эмоционально-волевой  сферы,  а  воспитатели  работают  над  развитием  любознательности  и познавательной  мотивации,  формированием  познавательных  действий,  первичных представлений  о  себе,  других  людях,  объектах  окружающего  мира,  о  свойствах  и отношениях  объектов  окружающего  мира,  о  планете  Земля  как  общем доме  людей,  об особенностях  ее  природы,  многообразии  стран  и  народов  мира.  Учитель-логопед подключается  к этой деятельности и  помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей  и возможностей  каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы. Основными  специалистами  в  области  «Социально-коммуникативное  развитие» выступают  воспитатели  и  учитель-логопед  при  условии,  что  остальные  специалисты  и родители дошкольников подключаются к их работе.

В  образовательной  области  «Художественно-эстетическое  развитие»  принимают участие  воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой. Работу  в  образовательной  области  «Физическое  развитие»  осуществляют инструктор  по  физическому  воспитанию    при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Таким  образом,  целостность  Программы  обеспечивается  установлением  связей между  образовательными  областями,  интеграцией  усилий  специалистов  и  родителей дошкольников.

        В  логопедической  группе  коррекционное  направление  работы  является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития  детей.  Все  педагоги  следят  за  речью  детей  и  закрепляют  речевые  навыки, сформированные  учителем-логопедом.  Кроме  того,  все  специалисты  и  родители дошкольников  под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели,  музыкальный  руководитель,  инструктор  по  физическому  воспитанию осуществляют  все  мероприятия,  предусмотренные  Программой,  занимаются  физическим, социально-коммуникативным,  познавательным,  речевым,  художественно-эстетическим развитием детей        .

I БЛОК «Диагностический»

Для успешности воспитания и обучения детей с речевой патологией необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей: своевременно выявить детей с речевыми нарушениями; выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с речевыми нарушениями; определить оптимальный педагогический маршрут; спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы; оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы; определить условия воспитания и обучения ребенка; консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного речевого развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОНР и ФФНР, всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

II БЛОК «Коррекционно - развивающий»

Логопедическую группу составляют дети пятого и шестого года жизни с ОНР (II и III уровня речевого развития) и дети с ФФНР. Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи осуществляется на занятиях (подгрупповых и индивидуальных). Занятия проводятся в отдельном, специально оборудованном для этого кабинете. Для эффективной реализации коррекционной работы в распоряжении учителя-логопеда имеются следующие ресурсы: магнитная доска, фланелеграф, настенное зеркало (для индивидуальной и подгрупповой работы по постановке звуков речи), маленькие индивидуальные зеркала на каждого ребенка, детские столы и стулья, рабочий стол, шкафы для пособий и литературы. Кроме этого, кабинет оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы.

  III БЛОК «Информационно просветительская работа»

Задачи:

1. Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, касающимся воспитания и обучения детей с ОНР и ФФНР в условиях логопедической группы. Для реализации этой задачи организуется работа  семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов и др. Информационные мероприятия по данному разделу проводятся в течение учебного года. Ответственные за организацию и проведение: старший воспитатель ДОО и учитель-логопед.

2. Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОНР и ФФНР. Посещение и организация воспитателями логопедической группы и учителем-логопедом семинаров, методических объединений, родительских собраний, консультаций. Кроме этого, учитель-логопед регулярно посещает районные методические объединения и семинары для логопедов, консультируется с логопедами и педагогами - психологами, изучает новую методическую литературу в области логопедии, изучает научно – методические журналы «Логопед», «Дефектология». Изучение новых методик и практического опыта педагогов помогает повышать уровень своей компетенции.

  1. Комплексно-тематическое планирование

Примерное перспективное планирование

I КВАРТАЛ

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь — обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.

1-й раздел. Звукопроизношение

1. Закрепить в речи чистое произношение свистящих звуков у всех детей.

2. Закончить формирование правильной артикуляции шипящих звуков у всех детей и начать их автоматизацию в слогах и словах.

3. Формировать правильную артикуляцию звука [р] у всех детей.

2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова

1. Работать над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (фонтан, стакан).

3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

1. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных [а], [у], [о], [и] в словах; в выделении согласных [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков; в выделении конечных согласных [т], [п], [н], [м], [к] в словах.

2. Закрепить умение производить анализ и синтез обратных слогов типа am, уп, он, им, а также прямых слогов типа та, пу, но, ми.

3. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.

4. Познакомить детей с согласными звуками: [б], [д], [г], [ф], [б'|, [д'], [г'], [ф']- Научить детей выделять их из ряда звуков, слогов, слов, анализировать обратные слоги с ними.

5. Дать представление о твердости — мягкости, звонкости — глухости согласных.

6. Учить выделять пройденные согласные из слов.

4-й раздел. Развитие общих речевых навыков

1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания, используя упражнения, отработанные в средней группе.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи.

3. Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.

4. Активно работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диалогах.

5. Продолжать развитие силы голоса в упражнениях и играх.

6. Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.

5-й раздел. Лексика

Лексические темы (см.календарно-тематическое планирование)

1. Сформировать представление об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении светового дня, холодных затяжных осадках. Ввести в активный словарь:

— существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад;

— прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный;

— глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать;

— наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.

2. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представление о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь:

— существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;

— прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.

3. Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах и фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощей и фруктов на зиму.

Ввести в активный словарь:

— существительные: овощи, фрукты; помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин; огород, сад, грядка, дерево;

— прилагательные: спелый, сочный, ароматный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый;

— глаголы: зреть, собирать, убирать, заготавливать.

4. Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Ввести в активный словарь:

— существительные: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка;

— глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать;

— прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый,

мягкий, душистый;

— наречия: вкусно, сладко, кисло.

5. Уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении (об одежде, обуви, посуде, игрушках); их существенных признаках, материалах, из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Ввести в активный словарь:

— существительные: одежда, обувь, посуда, игрушка; мяч, машина, кубики, кукла, мишка, пирамидка, конструктор; комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан; галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки; чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, масленка, солонка, хлебница;

— прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный; резиновый, кожаный, легкий; стеклянный, фарфоровый, металлический,

пластмассовый, деревянный;

— глаголы: носить, надевать, обувать, играть, пить, есть, готовить, резать, чистить.

6. Использовать разнообразные приемы (инструкции, указания, беседы), способствующие обогащению и активизации словаря.

6-й раздел. Развитие грамматического строя речи

1. Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.

2. Упражнять детей в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам.

3. Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.

4. Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, из, по. Научить использовать в речи простые предлоги: над, под.

5. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные: шерстяной, шелковый, резиновый, кожаный, пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, фарфоровый.

6. Закрепить в речи формы повелительного наклонения глаголов: сидеть, есть, пить, рисовать, лепить, играть.

7. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы).

8. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао и т.д.

7-й раздел. Обучение связной речи

1. Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них. Помочь перейти на качественно новую ступень ведения диалога — от соучастия к сотрудничеству.

3. Развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по всем лексическим темам по предложенному плану.

8-й раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

1. Познакомить детей с составом чисел от пяти до десяти. Учить количественному счету, продолжать учить порядковому счету, правильному использованию количественных и порядковых числительных.

Учить сравнению и классификации по свойствам (форма, размер, материал, объем, вес и т.д.) с выделением одновременно 2— 3 свойств.

3. Учить преобразованию геометрических фигур, воссозданию их из частей.

4. Учить сравнению чисел, определению количественного состава чисел из единиц, из нескольких меньших чисел, делению целого на 2, 3, 4, 5 частей.

5. Учить объяснять порядок выполнения действий.

9-й раздел. Конструктивный праксис. Художественно-творческая деятельность

1. Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание состоянию, настроению героев художественных произведений, умение соотносить увиденное с собственным опытом чувств и переживаний.

2. Учить создавать орнаменты и узоры растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

3. Развивать умение выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого и среднего плана.

4. Учить использованию цвета как средства передачи настроения, созданию новых цветовых тонов.

5. Учить овладению техникой обрывания для получения образа.

6. Работать над освоением техники создания объемных изображений.

7. Формировать умение создавать различные варианты построек зданий, мостов, транспорта из элементов конструкторов и строителей.

8. Воспитывать активное тяготение к книге.

9. Совершенствовать исполнительские умения.

10. Усложнить работу с более мелкими конструкторами, мозаиками, застежками, шнуровками. Продолжать проводить пальчиковую гимнастику, массаж пальчиков.

11. Предоставлять свободу и самостоятельность не только при определении замысла, но и при выборе средств деятельности.

10-й раздел. Физическое развитие

1. Развивать быстроту и общую выносливость, желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения.

2. Формировать первоначальные представления о разнообразии спортивных игр и упражнений.

3. Закреплять умение легко ходить и бегать; бегать, энергично отталкиваясь от опоры.

4. Учить лазать по гимнастической стенке одноименным и разноименным способами.

5. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, сохранять равновесие.

6. Учить сочетать замах с броском при метании.

7. Воспитывать справедливость, честность, дружелюбие, организованность, самостоятельность.

11-й раздел. Музыкальное воспитание

1. Развивать способность понимать содержание музыкальных произведений разных жанров (марш, танец, песня) и эмоционально реагировать на выраженные в них чувства.

2. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, творческую активность.

3. Продолжать развивать навыки в пении и движениях под музыку, учить игре на детских музыкальных инструментах.

4. Учить различать жанры музыкальных произведений: марш, танец, песня.

5. Учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне: pel — до2, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, петь меццо форте и пиано.

6. Учить детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

7. Учить танцевальным движениям: поочередно выбрасывать ноги вперед в прыжке, делать приставной шаг с приседанием.

8. Продолжать учить игре на металлофоне.

12-й раздел. Грамота

1. Познакомить детей с буквами: А, У, О, И, Т, П

2. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.

3. Упражнять детей в узнавании изученных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга букв, в нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

Упражнять детей в чтении сначала закрытых слогов с новыми буквами, потом открытых слогов, а затем слов и предложений, состоящих из двух-трех слов.

II КВАРТАЛ

(декабрь, январь, февраль)

1-й раздел. Звукопроизношение

1. Продолжить у всех детей автоматизацию шипящих звуков в словах, предложениях, рассказах и в обыденной речи.

2. Закончить формирование правильной артикуляции звука [р] у всех детей и начать его автоматизацию в слогах и словах.

3. Формировать правильную артикуляцию звука [р'] у всех детей и начать его автоматизацию в слогах и словах.

2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова

1. Работать над трехсложными словами с закрытым слогом {молоток, утенок).

3-й раздел. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений

1. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твердости и мягкости, звонкости — глухости согласных.

2. Познакомить детей с согласными звуками [в], [х], [в'], [х'], [с], [з], [с'], [з']. Научить выделять эти звуки из ряда звуков, слогов, слов, производить анализ и синтез слогов с ними. Познакомить детей с гласным [ы]. Научить выделять его из ряда звуков, слогов, слов.

3. Упражнять детей в выделении пройденных согласных из слов.

4. Учить детей звуковому анализу слов типа: осы, мак.

5. Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.

6. Упражнять детей в членении на слоги односложных, двусложных и трехсложных слов. Ввести понятия: «слово», «слог».

7. Ввести понятие «предложение». Учить составлять графические схмы предложений без предлогов.

8. Познакомить с некоторыми правилами правописания: раздельное написание слов в предложении;

употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных;

точки в конце предложения.

4-й раздел. Развитие общих речевых навыков

I. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх-драматизациях.

2. Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.

3. Совершенствовать в повседневных занятиях навык правильной голосоподачи.

4. Совершенствовать четкость дикции детей, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.

5. Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.

5-й раздел. Лексика

Лексические темы (см.календарно-тематическое планирование)

1. Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы, о повадках зимующих птиц, их поведении в разную погоду. Ввести в активный словарь:

— существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь; кормушка, корм, помощь;

— прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный, легкий, голодный;

— глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать.

2. Расширить и углубить представления детей о зимовке диких и домашних животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Ввести в активный словарь:

— существительные: медведь, лиса, еж, заяц, белка, волк, барсук; корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака; берлога, дупло, нора, хлев; запасы, сено, пойло; шуба, мех;

— прилагательные: теплый, толстый, густой, вкусный;

— глаголы: зимовать, -питаться, запасать, кормить, поить.

3. Расширить представления детей о транспорте, сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте. Ввести в активный словарь:

— существительные: машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон;

— прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый;

— глаголы: перевозить, грузить.

4. Дать детям представления о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость.

Расширить представления о труде работников транспорта, детского сада, ателье, стройки.

Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

Учить использовать существительные с обобщающим значением: строитель, хлебороб, рабочий, военный и др. Ввести в активный словарь:

— существительные: шофер, водитель, машинист, летчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, методист, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица; портниха (швея), закройщица; каменщик, крановщик, штукатур, маляр, плотник, кровельщик; пограничник, моряк; экскаватор, трактор, картофелечистка, электромясорубка, пылесос и т.д.;

— прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый;

— глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать; кроить, шить; строить, штукатурить, красить, делать, крыть; защищать, охранять;

— наречия." старательно, слаженно, умело, бережно.

6-й раздел. Развитие грамматического строя речи

1. Продолжить работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.

2. Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под. Научить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле.

3. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

4. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

5. Ввести в речь глаголы, обозначающие трудовую деятельность людей, характеризующие ее.

6. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (кот-котик— котенька—котище) по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

7-й раздел. Обучение связной речи

1. Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.

2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.

3. Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по предложенному плану (по всем лексическим темам).

4. Обучать составлению рассказов из 2—3 предложений по картинке с использованием данного плана.

8-й раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

1. Обучать сосчитыванию, сравнению, воспроизведению количества предметов по образцу; обобщению 3—5 групп предметов.

2. Учить выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, изображать отдельные элементы геометрических фигур (отрезок, точка).

3. Упражнять в сравнивании фигур, в сравнивании предметов по форме, цвету, размеру, материалу.

4. Обучать ориентировке в контрастных и смежных частях суток с использованием слов: сегодня, вчера, раньше, скоро.

5. Проводить специальные упражнения, способствующие ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета от себя.

9-й раздел. Конструктивный праксис. Художественно-творческая деятельность

Расширить представления о русском народном искусстве (игрушки, предметы быта).

2. Учить создавать выразительные образы, используя форму, пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали, подражая творчеству художников, передавая свои чувства и отношения.

3. Развивать воображение, творческую фантазию при украшении объемных форм, декоративном рисовании.

4. Работать над освоением новых способов работы акварелью, гуашью (по мокрому, по сухому, кляксография, монотипия).

5. Совершенствовать навыки и умения детей в лепке более сложных по форме и строению предметов.

6. Обучать овладению техникой симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезывания.

7. Совершенствовать навык создания сооружений по схемам, моделям.

10-й раздел. Физическое развитие

1. Совершенствовать ранее освоенные движения в играх и эстафетах.

2. Развивать умение анализировать, контролировать и оценивать свои движения и движения сверстников.

3. Побуждать детей к активной двигательной деятельности.

4. Учить детей бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

5. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

6. Учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

7. Поддерживать интерес детей к разным видам спорта.

11-й раздел. Музыкальное воспитание

1. Продолжать развивать у детей способность понимать содержание музыкальных произведений разных жанров.

2. Работать над развитием звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха, творческой активности.

3. Совершенствовать навыки пения и движения под музыку, игры на музыкальных инструментах.

4. Продолжать работать над различением жанров музыкальных произведений. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость в процессе восприятия музыкальных пьес различного характера.

5. Совершенствовать навыки выразительного, плавного пения, умение правильно брать дыхание.

6. Учить танцевальным движениям: шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.

7. Продолжать учить игре на металлофоне самостоятельно и в группе.

12-й раздел. Грамота

1. Познакомить детей с буквами: Н, М, К, Б

2. Упражнять детей в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.

3. Упражнять детей в узнавании пройденных букв с недостающими элементами, наложенных друг на друга букв, в нахождении правильно написанных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

4. Упражнять детей в чтении закрытых слогов с новыми буквами, открытых слогов, слов, предложений.

III КВАРТАЛ

(март, апрель, май)

1-й раздел. Звукопроизношение

1. Закончить автоматизацию шипящих звуков у всех детей.

2. Работать над дифференциацией свистящих и шипящих звуков в речи: в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, текстах — у всех детей.

3. Закончить автоматизацию звука [р] у всех детей.

4. Формировать правильную артикуляцию звука [р'] и его автоматизацию.

5. Формировать правильную артикуляцию звуков [л], [л'] и их автоматизацию.

2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова

1. Работать над трехсложными словами со стечением согласных (аптека).

2. Работать над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, будильник, сомосвал).

3-й раздел. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений

1. Уточнить и закрепить представление о гласных и согласных звуках и их признаках; о глухости — звонкости, твердости — мягкости согласных.

Познакомить детей со звуками [ш], [ж|; научить анализировать слоги с ними, выделять их из слов. Познакомить детей с гласным [э]. Научить выделять его из ряда звуков.

3. Познакомить детей с правилом правописания: жи-ши пиши с буквой И.

4. Совершенствовать навык фонематического анализа слов типа: кот, уха.

5. Научить звуковому анализу и синтезу слов типа: кит, лось.

6. Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, конец, середина слова).

7. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлогов.

4-й раздел. Общие речевые навыки

1. Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета. Развивать и поощрять речевое творчество детей.

2. Совершенствовать четкость дикции.

3. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.

4. Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.

5. Следить, чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание.

5-й раздел. Лексика

Лексические темы (см.календарно-тематическое планирование)

1. Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, появлении насекомых, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной. Ввести в активный словарь:

— существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, мать-и-мачеха, подснежник, травинка, грач, грачиха, гнездо, насекомое, бабочка, муха;

— прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий, белоносый;

— глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить.

2. Показать, что весной происходит оживание и бурный рост комнатных растений. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями весной. Ввести в активный словарь:

— существительные: растение, кактус, розан, толстянка, сенполия, бегония, подкормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка;

— прилагательные: зеленый, сочный, гладкий, блестящий, опушенный, колючий, рыхлый, влажный, теплый;

— глаголы: ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать.

3. Уточнить и расширить представления об аквариумных рыбах, сформировать представления о пресноводных рыбах, их образе жизни, повадках, размножении. Ввести в активный словарь:

— существительные: аквариум, река, озеро, пруд, рыба, малек, икра, охота, хищник; (золотая) рыбка, меченосец, гуппи, скалярия, щука, сом, окунь, лещ, карась:

— прилагательные: прозрачный, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый;

— глаголы: плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться.

4. Обобщить и расширить знания детей о родном городе, его истории, его достопримечательностях. Ввести в активный словарь:

— существительные: город, Санкт-Петербург, Нева, (Невский) проспект, (Дворцовая) площадь, Эрмитаж, (Исаакиевский) собор;

— прилагательные: красивый, прекрасный, замечательный, великолепный, позолоченный;

— глаголы: возникать, стоять, раскинуться, течь, возвышаться. 5. Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах, огородах

весной. Показать роль техники в весенних сельскохозяйственных работах. Ввести в активный словарь:

— существительные: пахота, трактор, плуг, сев, сеялка, перекопка, грядка, побелка, лопата, кисть, семена;

— прилагательные: весенний, черный, влажный, белый;

— глаголы: пахать, рыхлить, копать, белить, сеять.

6. Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми. Ввести в активный словарь:

— существительные: космос, космонавт, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет;

— прилагательные: первый, космический, орбитальный;

— глаголы: осваивать, запускать, летать.

7. Сформировать представления о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря. Ввести в активный словарь:

— существительные: хлеб, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, хлебороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба;

— прилагательные: золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный;

— глаголы: растить, ухаживать, убирать, молоть, месить, печь.

8. Расширить представления о труде работников почты. Ввести в активный словарь:

— существительные: почта, почтальон, сумка, газета, журнал, письмо, открытка, телеграмма, бандероль, ящик, марка, конверт;

— прилагательные: свежий, поздравительный, почтовый;

— глаголы: разносить, отправлять, получать.

9. Уточнить и расширить знания о правилах дорожного движения. Ввести в активный словарь:

— существительные: движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, милиционер, регулировщик, жезл, свисток;

— прилагательные: дорожный, пешеходный, милицейский;

— глаголы: соблюдать, переходить, нарушать, регулировать, следить.

10. Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, о вредных и полезных насекомых. Ввести в активный словарь:

— существительные: насекомое, бабочка, жук, коровка, кокон, гусеница, комар, муха, пчела, оса, шмель;

— прилагательные: вредный, полезный, майский;

— глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать.

11. Обобщить представления о лете, его признаках, жизни животных и растений летом, отдыхе людей. Ввести в активный словарь:

— существительные: лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, отдых;

— прилагательные: жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный;

— глаголы: отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, летать.

12. Расширить представления о растениях луга, леса, об охране природы. Ввести в активный словарь:

— существительные: мак, колокольчик, ромашка, лютик, кашка, клевер, купальница, незабудка, охрана, природа;

— прилагательные: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий;

— глаголы: рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать.

13. В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов — названий свойств, действий фиксировать внимание на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении.

6-й раздел. Развитие грамматического строя речи

1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (по темам «Рыбы», «Насекомые», «Полевые цветы»).

2. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными (по всем лексическим темам).

3. Продолжать работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных прилагательных (по темам «Перелетные птицы весной», «Рыбы»), относительных прилагательных (по теме «Откуда хлеб пришел?»).

4. Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги (по всем темам).

5. Учить согласовывать числительные два и пять с существительными (по темам «Рыбы», «Насекомые», «Полевые цветы»).

6. Учить образованию и практическому употреблению глаголов в единственном и множественном числе (по темам «Весенние сельскохозяйственные работы», «Откуда хлеб пришел?»).

7-й раздел. Обучение связной речи

1. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей — вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.

Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии из 2—3 картинок и по картинке, в творческих пересказах.

3. Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

8-й раздел. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

1. Упражнять детей в составлении геометрических фигур из палочек и преобразовании их (по образцу и по памяти).

2. Учить ориентироваться по плану в групповой комнате, на участке.

3. Упражнять в упорядочении групп предметов по возрастанию и убыванию их численности, в решении наглядных практических задач на объединение и разъединение (на нахождение суммы и остатка).

4. Закрепить знание количественного состава чисел из единиц в пределах десятка.

5. Упражнять в делении целого на части, сравнении, уравнивании множеств.

6. Учить измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения.

9-й раздел. Конструктивный праксис. Художественно-творческая деятельность

1. Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графике, живописи.

2. Учить отражать в рисунке, лепке, конструировании своеобразие стилей.

3. Учить рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, игрушки; передавать форму, пропорции предметов, расположение частей, окраску.

4. Учить составлять узоры по мотивам Городецкой, хохломской, жостовской росписи. Развивать чувство цвета при выполнении этой работы.

5. Развивать деловые взаимодействия детей в ходе конструирования, партнерские взаимоотношения.

10-й раздел. Физическое воспитание

1. Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки. Формировать правильную осанку.

2. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

3. Учить прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку.

4. Учить кататься на двухколесном велосипеде и самокате.

5. Развивать быстроту, ловкость, выносливость, выдержку, настойчивость.

6. Поддерживать интерес детей к разным видам спорта.

11-й раздел. Музыкальное развитие

1. Учить различать жанры музыкальных произведений по вступлению и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

2. Продолжать развивать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух детей.

3. Совершенствовать навыки пения, движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.

4. Учить сольному исполнению ранее выученных песен.

5. Учить танцевальному движению: полуприседанию с выставлением ноги на пятку.

6. Учить инсценировать содержание песен, хороводов.

7. Использовать музыкальную деятельность как средство для активизации и повышения эмоционального фона восприятия окружающего.

12-й раздел. Грамота

1. Познакомить детей с буквами: Д, Г, Ф, В, Х, Э, Ы.

2. Учить выкладывать новые буквы из палочек, лепить из пластилина, вырезать, «рисовать» в воздухе.

3. Учить находить новые буквы среди наложенных друг на друга изображений букв.

4. Учить детей разгадывать ребусы и кроссворды с пройденными буквами.

5. Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с новыми буквами.

Календарно-тематическое планирование учителя-логопеда

Месяц, неделя

Лексическая тема

Сентябрь 1-2 недели

Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом и воспитателями. Заполнение речевых карт учителем-логопедом.

Сентябрь, 3-я неделя

Осень. Признаки осени.

Сентябрь, 4-я неделя

Овощи. Огород.

Сентябрь, 5-я неделя

Сад. Фрукты.

Октябрь  1-я неделя

Лес. Грибы.

Октябрь, 2-я неделя

Лес. Ягоды.

Октябрь, 3-я неделя

Осень. Лес. Деревья.

Октябрь, 4-я неделя

Одежда. Головные уборы

Ноябрь 1-я неделя

Обувь

Ноябрь, 2-я неделя

Посуда

Ноябрь, 3-я неделя

Игрушки

Ноябрь, 4-я неделя

Продукты питания

Декабрь, 1-я неделя

«Зима. Зимующие птицы»

Декабрь, 2-я неделя

«Домашние животные и их детеныши»  

Декабрь, 3-я неделя

Дикие животные наших лесов и их детеныши

Декабрь, 4-я неделя

Новый год

Декабрь, 5-я неделя

Каникулы

Январь, 2-я неделя

Мебель

Январь, 3-я неделя

Транспорт.  Профессии на транспорте

Январь, 4-я неделя

Детский сад. Профессии

Февраль, 1-я неделя

Зоопарк. Дикие животные жарких и северных стран

Февраль, 2-я неделя

Почта

Февраль, 3-я неделя

«Наша армия»

Февраль, 4-я неделя

КАНИКУЛЫ

Март,

1-неделя

Весна. Приметы весны. Перелетные птицы

Март, 2-я неделя

Цветы. Комнатные растения

Март, 3-я неделя

Пресноводные и аквариумные рыбы

Март, 4-я неделя

Наш поселок. Моя улица

Март, 5-я неделя

Профессии. Инструменты. (Сельскохозяйственные работы)

Апрель 1-я неделя

Хлеб

Апрель, 2-я неделя

«Космос»

Апрель, 3-я неделя

Насекомые и пауки

Апрель, 4-я неделя

Полевые цветы

Май 1-я неделя

День Победы!

Май, 2-я неделя

Времена года. Лето

Май, 3-4-я недели

Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом и воспитателями. Заполнение речевых карт учителем-логопедом.

Календарно-тематическое планирование по развитию фонетико-фонематического восприятия

Месяц/неделя

неделя

Тема НОД

Сентябрь

1-2

Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Диагностика индивидуального развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение диагностических альбомов

Сентябрь

3

«Речевые и неречевые звуки».Развитие слухового восприятия

4

Гласные звуки. Звук и буква А

5

Звук и буква У Понятие «Звук».

Октябрь

1

Звуки У-А. Дифференциация звуков У-А. Понятия «Звук». «Слово»

2

Звук и буква О. Понятие «Звук» и «Слово»

3

Звук и буква И. Понятие «Звук» и «Слово»

4

Согласные звуки. Звук и буква Т.

Ноябрь

 

1

Звуки Т-Ть. Буква Т. Понятие «Слог».

2

Звук и буква П. Понятия «Звук», «Слог»

3

Звук Пь. Буква П. Понятия «Звук-Слог-Слово»

4

Звуки П-Пь. Буква П

Декабрь

1

Звук и буква Н. Понятие «Предложение»

2

Звуки Н-Нь. Буква Н

3

Звук и буква М. Схема «Предложения»

4

Звуки М-Мь. Буква М

5

КАНИКУЛЫ

Январь

2

Звук и буква К

3

Звуки К-Кь. Буква К

4

Согласные звонкие и глухие звуки. Звук и буква Б

Февраль

1

Звуки Б-Бь. Буква Б

2

Звук и буква Д

3

Звуки Д-Дь. Буква Д

4

КАНИКУЛЫ

Март

1

Звуки Г-Гь. Буква Г

2

Звук и буква Ф. Звуки Ф-Фь. Буква Ф

3

Звук и буква В.

4

Звуки В-Вь. Буква В

5

Дифференциация  звуков Б-П

Апрель

1

Звук и буква Х

2

Звук и буква Э

3

Звук и буква Ы.

4

Дифференциация звуков В-Ф

Май

1

Дифференциация звуков Д-Т

2

Гласные звуки и буквы. А, О, У, Э, Ы, И

3-4

Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом и воспитателями. Заполнение речевых карт учителем-логопедом.

2.3 Взаимодействие с родителями

В  дошкольном  учреждении  создаются  условия,  имитирующие  домашние,  к образовательно-воспитательному  процессу  привлекаются  родители,  которые  участвуют  в организованной  образовательной  деятельности,  интегрированных  занятиях,  спортивных праздниках,  викторинах,  вечерах  досуга,  театрализованных  представлениях,  экскурсиях. Педагоги  работают  над  созданием  единого  сообщества,  объединяющего  взрослых  и  детей.

Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы,  организуются  диспуты,  создаются  библиотеки  специальной  литературы  в каждой группе ДОУ.

В логопедической группе  учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей  к  коррекционно-развивающей  работе  через  систему  методических рекомендаций.  Эти рекомендации родители получают  в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях.

Рекомендации родителям  по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей  —  как в речевом, так и в общем развитии.  

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше  организовать  совместную  игровую  деятельность  с  ребенком,  во  что  и  как  следует играть  с  ребенком  дома.  Они  предоставят  дошкольнику  возможность  занять  активную позицию,  вступить  в  диалог  с  окружающим  миром,  найти  ответы  на  многие  вопросы  с помощью  взрослого.  Так,  родители  смогут  предложить  ребенку  поиграть  в  различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить  и  рисовать,  составлять  рассказы  и  отгадывать  загадки.  Выполняя  с  ребенком предложенные  задания,  наблюдая,  рассматривая,  играя,  взрослые  разовьют  его  речь, зрительное  и  слуховое  внимание,  память  и  мышление,  что  станет  залогом  успешного обучения  ребенка  в  школе.  К  тому  же,  богатый  иллюстративный  материал  пособий освободит  родителей  от  поиска  необходимых  картинок  и  поможет  сделать  занятия  более интересными и яркими. Задания тетрадей  подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского  сада  лексическими  темами  и  требованиями  программы.

Работа с детьми седьмого года жизни строится на  систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе. На  эти  особенности  организации  домашних  занятий  с  детьми  каждой  возрастной группы  родители  должны  нацеливать  специалисты  на  своих  консультативных  приемах,  в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют». Специально  для  родителей  детей,  посещающих  логопедические  группы,  в методический  комплект  к  Программе  включены  материалы  для  стенда  «Родителям  о  речи ребенка»  и  материалы  для  оформления  родительских  уголков  в  групповой  раздевалке. Материалы родительских уголков  помогают родителям организовать развивающее общение с  ребенком  и  дома,  и  на  прогулке,  содержат  описание  опытов,  подвижных  игр, художественные произведения для чтения и заучивания.  

Основные формы взаимодействия с семьей:

1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка электронной почте.

3. Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

2.4 Взаимодействие с воспитателями и специалистами дошкольного учреждения

Эффективность  коррекционно-развивающей  работы  в  логопедической  группе  во многом  зависит  от  преемственности  в  работе  логопеда  и  других  специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие  с  воспитателями  логопед  осуществляет  в  разных  формах.  Это совместное  составление  перспективного  планирования  работы  на  текущий  период  во  всех образовательных  областях;  обсуждение  и  выбор  форм,  методов  и  приемов  коррекционно-развивающей  работы;  оснащение  развивающего  предметного  пространства  в  групповом помещении; взаимопосещение  и участие в  интегрированной образовательной деятельности; совместное  осуществление  образовательной  деятельности  в  ходе  режимных  моментов, еженедельные задания учителя-логопеда  и воспитателя.

1.В календарных планах воспитателей:

в  начале  каждого  месяца  логопед  указывает  лексические  темы  на  месяц,  примерный лексикон  по  каждой  изучаемой  теме,  основные  цели  и  задачи  коррекционной  работы; перечисляет  фамилии  детей,  коррекции  развития  которых  воспитатели  в  данный  отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

2. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

Логопедические пятиминутки  служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя  с  детьми  и  содержат  материалы  по  развитию  лексики,  грамматики,  фонетики, связной  речи,  упражнения  по  закреплению  или  дифференциации  поставленных  звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций,  связной речи и коммуникативных навыков,  то есть для повторения  и  закрепления  материала,  отработанного  с  детьми  логопедом.  Обычно планируется  2—3  пятиминутки  на  неделю,  и  они  обязательно  должны  быть  выдержаны  в рамках изучаемой  лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток,  но  в  некоторых  случаях  и  предоставляет  материалы  и  пособия  для  их проведения. Подвижные  игры,  упражнения,  пальчиковая  гимнастика служат  для  развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в  качестве  физкультминуток  в  организованной  образовательной  деятельности,  подвижных игр  на  прогулке  или  в  свободное  время  во  второй  половине  дня.  Они  тоже  обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя  индивидуальную  работу  воспитателей  с  детьми,  логопед  рекомендует  им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя  бы  по  одному  разу  позанимался  с  воспитателями  индивидуально.  Прежде  всего,

логопеды  рекомендуют  индивидуальную  работу  по  автоматизации  и  дифференциации звуков.

3.Организационный раздел

  1. Условия реализации рабочей программы
  1. № п/п

наименование

количество

1

Мебельная стенка

1

2

Полка книжная

4

3

Детский стол

2

4

Стулья детские

6

5

Зеркало

1

6

Маленькое зеркало

10

7

Стол письменный

1

8

Стул взрослый

1

9

Ковер напольный

1

10

Доска магнитная

1

11

Подставки пластмассовые для папок

4

12

Игрушки

разные

13

Дидактические игры

Регулярно пополняются

14

Методические пособия по разделам

15

Методическая литература

  1. Методическое обеспечение программы

Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы.

  1. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет.-
  2. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка дошкольного возраста с ОНР
  3. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте дошкольного возраста с ОНР
  4. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической гркппе для детей с ОНР
  5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР
  6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
  7. Нищева Н.В. Мой букварь
  8. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь
  9. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь
  10. Нищева Н.В. Тетради для старшей логопедической группы детского сада
  11. Нищева Н.В. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы детского сада.
  12. Нищева Н.В. Тетради по обучению грамоте детей дошкольного возраста.
  13. Нищева Н.В. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.
  14. Нищева Н.В. Четыре времени года. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.
  15. Картотека предметных картинок по лексическим темам.
  16. Картотека предметных картинок по звукопроизношению.
  17. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа
  18. Сорокина Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР.
  19. Микхиева Н.Ю., мартин И.В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников.
  20. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий.
  21. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий.
  22. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы.
  23. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппе.
  24. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе логогруппе
  25. Кошелева В.М. Художественный и ручной труд в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. садов и родителей.-М., Просвещение, 2001.
  26. Хрестоматия для старшей группы.
  27. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР Нищева Н.В., «Детство-пресс». 2010.
  28. Объёмная аппликация. Петрова И.М. «Детство-пресс».2002.
  29. Конспекты занятий в старшей группе детского сада –познавательное развитие.  В.Н. Волчкова ТЦ «Учитель» 2004
  30. Развивайте у дошкольников творчество. Т.Г. Козакова. Москва «Просвещение» 1985.
  31. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.Т.С. Комарова Москва «Просвещение» 1891
  32. ОБЖ. Разработки занятий старшая группа. «Корифей» 2010
  33. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В. Гербова. Москва «Просвещение» 1984
  34. Познаю мир. Т.И. Гризик «Просвещение».2000.
  35. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. Гербова В.В. «Просвещение»
  36. Конспекты занятий в старшей группе детского сада – экология. Волчкова В.Н. Т.Ц. «Учитель» 2004

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа по коррекции и развитию речи детей старшего дошкольного      возраста разработана  в соответствии с образовательной программой дошкольного образования...

Презентация рабочей программы учителя-логопеда МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 77" Энгельского муниципального района Саратовской области

Представлена краткая презентация в качестве дополнительного раздела  рабочей программы учителя-логопеда ДОУ...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей 5- 7лет

Детей с речевыми нарушениями рассматривают, как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение и...

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе на 2019-2020 учебный год.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольно...

Рабочая программа учителя-логопеда (для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности) на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда(для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности)на 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...