Игры и упражнения для развития слогового анализа
консультация по логопедии

Консультация для воспитателей  «Игры и упражнения для развития слогового анализа».

Скачать:


Предварительный просмотр:

АОУ детский сад №4 «Рябинка»

Консультация для воспитателей:

«Игры и упражнения для развития слогового анализа».

        

Учитель-логопед

Матвеева Т.С.

2018

Слоговый анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Чтобы правильно передать на письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего надо разделить слово на слоги.

Практически всем детям удается безошибочно произнести слово не слитно, а по частям. Но часто данный вид работы вызывает у детей трудности. Поэтому работу по формированию слогового анализа, а также синтеза и представлений необходимо включать в занятия по обучению грамоте.

Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова воспитателем. Но очень полезно перед тем, как давать образец, поставить перед ними задачу такого произнесения, т. е. спросить, можно ли произнести слово по частям. Термин — «часть» — на первых занятиях используется вместо термина «слог», так как дети в начале обучения обычно смешивают слог и слово. Позже следует начать использовать термин «слог», пояснив его: часть слова называется «слог», потому что слово состоит из слогов.

Педагог ставит перед детьми задачу произнести слово не так, как оно обычно произносится. Это значительно облегчает понимание слогового строения слова. Дети более осознанно воспринимают послоговое произнесение слова воспитателем, пусть сначала они сами попробуют произнести слово по слогам. С таким заданием дети нередко справляются легко.

Обучение анализу слогового состава слова осуществляется на двухсложных и трехсложных словах. Однако необходимо познакомить детей и с односложными словами. Естественно, с них нельзя начинать, так как в этом случае невозможно сразу же использовать термин «часть».

Ребенок 6 лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в определенной последовательности. Также он должен понимать, что один из них произносится немного более протяжно и громко – это ударный слог.

Вычленение ударного слога - необходимый этап в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста. Умение слышать ударный слог необходимо при обучении чтению и письму, а также для правописания безударных гласных. Слышание ударного слога необходимо детям и для правильного понимания тех слов, которые различаются только ударением (замо́к – за́мок).

Педагог обращает внимание ребенка на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из слогов обязательно произносится более протяжно. Воспитатель умышленно усиливает голосом первый слог: ры́-ба, мо́-ре. Второй слог произносится более коротко, отрывисто. Такая же работа проводится со словами, где ударный слог стоит на втором и третьем месте.

Обучить дошкольников послоговому произнесению слова нетрудно, но главное заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны научиться хорошо слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из заданных слогов слова.

Для работы используется схематическое изображение слогового состава анализируемого слова, графические схемы. Дети получают задания узнать, сколько слогов в том или ином слове, произнося слово по слогам и одновременно шагая или хлопая в ладоши. В подготовительной к школе группе заучивается правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Закрепление операций слогового анализа может проводиться с использованием заданий и игр, таких как:

1. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).

2. Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3. «Слово можно прошагать». Ребенок делает шаг на каждый слог.

4. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

5. Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог и т.д.

6. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

7. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех словах: насос, спинапанама, кабина, находка.

8. «Слоговая цепочка» - научить выделять первый и последний слоги.

Игры и задания по развитию слогового синтеза

1.  Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

2. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…, ДА…, ПА…, НАТА….,; СА:  …НИ, …ДИК, …МОЛЕТ, …МОКАТ.

3. Дополнить слово подходящим слогом: земляни…, смороди…

4. Выбрать слоги из таблицы и составить слова:

МА

РА

НА

ША

У

ЛА

ШИ

ПА

Смешанные задания на анализ и синтез слов

1. Поменять слоги местами, составить  слово: рады – дыра.

2. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит слово целиком.

Вывод: слоговой анализ – один из этапов знакомства со звуковой со звуковой стороной слова. Мы говорили с Вами о том, как правильно научить ребенка делить слова на слоги, вычленять ударный слог. Я привела пример нескольких  наиболее понравившихся мне заданий и игр, которые вы можете использовать в своей работе.

Использованная литература:

  1. https://infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-slogovogo-analiza-915262.html
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/12/10/konsultatsiya-dlya-vospitateley-igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития слогового анализа"

В данном файле представлены игры и игровые упражнения для развития слогового анализа....

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова.

Начиная с трехлетнего возраста, малыша можно знакомить с  ударными инструментами. Приобретать их лучше всего вместе с ребенком. Сходите всей семьей в магазин игрушек и обратите внимание мал...

Консультация для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе. Упражнения для развития слогового анализа и синтеза

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких...

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова у детей с ТНР.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот ...

«Игры и упражнения для развития слогового анализа».

Слоговый анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Чтобы правильно передать на письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего надо раз...

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова

Одним из важных направлений работы учителя - логопеда  является развитие навыков произнесения слов сложной слоговой структуры....