Нейропсихологическтий подход в работе учителя -логопеда по профилактике дисграфии и дислексии
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Тектова Галина Анатольевна

Профилактика дисграфии и дислексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsih._podhod_v_profilaktike_negramotnosti.pptx548.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ. «...Не понимая сущности явления, не разбираясь в действии его законов, невозможно успешно на него влиять, даже обладая самыми лучшими методическими рецептами». К.Д. Ушинский

Слайд 2

Современные дефектология и нейропсихология в последние годы активно занимаются изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении. Методологической основой нейропсихологического направления является учение Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций, которое нацелено на изучение структурных компонентов, входящих в состав психических функций, как сложных функциональных систем. Функциональными компонентами письма и чтения являются: операции по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; организация движений и речи, программирование и контроль деятельности, избирательная активация. В данной презентация рассмотрим проблему грамотности и функционирование отделов мозга связаных с ней. Все отделы головного мозга, по А. Р. Лурия , условно разделены на три блока.

Слайд 3

Все отделы головного мозга условно разделены на три блока: Первый блок — энергетический блок , поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга, который располагается в подкорковых отделах и в стволе мозга. Если недостаточно развит этот блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется . К концу работы увеличивается количество ошибок и они становятся более грубыми. Это часто расценивается педагогами как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На занятии они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, отвлекаться и мешать другим.

Слайд 4

Второй блок — блок приема, переработки и хранения информации . Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определенного типа информации: затылочная — зрительной, височная — слуховой и теменная — общечувствительной . Очень важно, что нарушения переработки этих видов информаций могут обнаруживаться при дисфункции как левого полушария, так и правого полушария. Кроме того, недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью.

Слайд 5

Нарушения переработки информации: По левополушарному типу : Преобладающими ошибками на письме являются смешения букв , обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам звуки : парные звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные, свистящие и шипящие, аффрикаты и их компоненты. В основе таких ошибок — недостаточная сформированность фонематического восприятия. А так же наличие ошибок обозначения границ слов, обусловленных недостаточностью переработки слухоречевой информации. Левополушарные гностические нарушения сказываются на состоянии всех компонентов устной речи - наличие дефектов звукопроизношения, искажений звуко – слоговой структуры сложных слов , бедности словарного запаса. По правополушарному типу: Специфические ошибки письма при правополушарных гностических трудностях, как правило, указывают на их разнообразие. Выделяют ошибки, связанные с трудностями переработки зрительно-пространственной информации: смешения зрительно похожих и близких по написанию букв т-п , х-ж ; устойчивая зеркальность при письме букв 3, Е, Э, С; смешения букв д-б , д-в , К-Н. Пространственные нарушения проявляются следующими видами ошибок: нахождение и соблюдение строки, колебания наклона, размера букв, трудности запоминания букв и их искажение .

Слайд 6

Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля деятельности . Он расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли, которые отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности. Рассмотрим нарушения письма, вызванные регуляторными трудностями. Целый ряд авторов указывает на наличие ошибок по типу инертности. Дефектологи относят к ним персеверации элементов букв (и- ш , п – т), букв , слогов, обусловленных невозможностью вовремя остановить начатое движение. Выделяют ошибки, связанные с упрощением двигательной программы – пропуски букв и слогов. В письме под диктовку и даже при списывании у учащихся с регуляторными трудностями имеется большое количество ошибок обозначения границ предложения, а также ошибки обозначения границ слова.

Слайд 7

В последнее десятилетие в отечественной и зарубежной дефектологии просматривается устойчивая тенденция к учету индивидуальных психо — физиологических особенностей ребенка при обучении и коррекции отклонений в развитии. Современные представления о закономерностях развития высших психических функций в онтогенезе, данные о пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях дают возможность создать новые направления в коррекционной работе в рамках нейропсихологического учения.

Слайд 8

Нейропсихологическая коррекционно – развивающая работа имеет три направления: Формирование базовых основ - предпосылок познавательных функций (восприятие, внимание, память, речь); Развитие или коррекция познавательных функций и компонентов, входящих в нее (анализ, синтез, сравнение, классификация); Развитие или восстановление межполушарных взаимодействий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение деятельностного подхода в работе учителя - логопеда

материал о деятельностном подходе в работе учителя - логопеда...

Статья: «Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда по профилактике дисграфии»

Статья: «Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда по профилактике дисграфии» рекомендована учителям -логопедам...

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывает...

"Лэпбук" как инновационный подход в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи

В данной статье содержится информация, раскрывающая суть термина "Лэпбук" и возможности его применения для решения всесторонних коррекционно-развивающих задачь в деятельности учителя-логопед...

Нейрологопедический подход в работе учителя-логопеда

РАзвивающая и коррекционная технология...

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Презентация на тему: "Направления работы учителя - логопеда по предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников".

В презентации освещены некоторые направления работы с детьми в ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии....