Нейрологопедический подход в работе учителя-логопеда
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Тектова Галина Анатольевна

РАзвивающая и коррекционная технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrologopediya.pptx998.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №5 «Незабудка». . « Нейрологопедический метод в коррекционной и развивающей работе с дошкольниками». Учитель-логопед: Тектова Г.А.

Слайд 2

Нейрологопедия — это научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговой деятельностью языкового поведения. Нейрологопедический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме развития ребенка в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозговой сформированности .

Слайд 3

Психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе работы с совершенно, казалось бы , далекой от него функциональной системой.

Слайд 4

И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды начинают работать одновременно и синхронно, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

Слайд 5

Основные векторы формирование мозговой организации психических процессов. Формирование мозговой организации психических процессов развития происходит: от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу — вверх); от правого полушария мозга к левому (справа — налево); от задних отделов мозга к передним (сзади наперед).

Слайд 6

Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой отдел. При этом следует иметь в виду, что мозг — это не только известные всем кора , подкорковые образования, мозолистое тело и т.д., но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции.

Слайд 7

Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира , от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует — наблюдаются искажение и торможение психического развития в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга.

Слайд 8

Центральное место в нейрологопедическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек говорит, решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например, если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в детском саду и школе, возможно предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга.

Слайд 9

Часто, при неврологическом обследовании у таких детей выявляется микросимптоматика , свидетельствующая о мозговой дисфункции. Как правило, у таких детей наблюдается дезадаптивное поведение, отсутствие речи или трудности в общении, выраженные негативные личностные особенности. На самом деле у детей с речевыми проблемами чаще всего есть, и неврологические, и педагогические проблемы. И обычно они усиливают друг друга.

Слайд 10

Особенно актуален нейрологопедический подход для детей с трудностями обучения и развития. Это различные варианты ЗПР (задержки психического развития), ММД (минимальные мозговые дисфункции), ОНР (общее недоразвитие речи), дисграфии , дислексии, дизорфографии . Кроме того, трудности в учебной деятельности нельзя рассматривать просто как образовательную проблему технического характера, они затрагивают представления ребенка о себе самом, влияют на развитие индивидуальности и, в конечном счете, определяют качество жизни формирующейся личности .

Слайд 11

Занятия по нейрологопедической коррекции направлены на стимуляцию развития речи и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психоречевой деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие

Слайд 12

В процессе занятий происходит коррекция психофизиологической основы психоречевой деятельности и формирования личности ребенка. Достигается понимание родителями взаимосвязи функционального состояния ребенка и его общения и поведения.

Слайд 13

Методы нейрологопедии позволяют на 35% быстрее справиться с речевыми проблемами ребенка. Их эффективность научно доказана. Но это не все! «Побочным эффектом» становится продвижение ребенка и в других областях (интеллектуальное развитие, внимание, память, поведение). Происходит настоящий прорыв в обучении ребенка. И эти результаты сохраняются на всю жизнь .

Слайд 14

Мозжечковой стимуляции со специальным оборудованием

Слайд 15

Программа мозжечковой стимуляции ( Balametrics ) была впервые разработана американским доктором Френком Бильгоу более 30 лет назад. С тех пор она хорошо себя зарекомендовала и позволяла добиться высокой эффективности и положительной динамики в работе с детьми при:

Слайд 16

· нарушении координации движений, моторной неловкости · нарушении внимания · гиперактивности · нарушениях аутистического спектра · нарушении устной и письменной речи · проблемах с овладением школьными навыками · дисграфии · дислексии · ЗПР · ЗРР · ММД · СДВГ

Слайд 17

Почему необходимо стимулировать именно мозжечок? Мозжечок человека содержит больше нервных клеток — нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Многие исследователи считают, что мозжечок — это ключ к обучению буквально всему. В том числе к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию.

Слайд 18

Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.

Слайд 19

Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга.

Слайд 21

Программа мозжечковой стимуляции проводится с помощью специального оборудования Баламетрикс.Во время занятий происходит стимуляция мозжечковых отделов головного мозга ребенка, лобных отделов, стволовых структур, периферической нервной системы, активизируются моторные и речевые центры.

Слайд 22

Это способствует развитию координации, общей моторики, осознанию схемы собственного тела, формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения, речи ребенка.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение деятельностного подхода в работе учителя - логопеда

материал о деятельностном подходе в работе учителя - логопеда...

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывает...

"Лэпбук" как инновационный подход в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи

В данной статье содержится информация, раскрывающая суть термина "Лэпбук" и возможности его применения для решения всесторонних коррекционно-развивающих задачь в деятельности учителя-логопед...

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

В данной статье рассматриваются специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР, а так же нейропсихологический подход в работе с этими детьми. Анализ выполнен с п...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Преодоление недостатков речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современности. Сложность эта обусловлена тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени...