Нейрологопедический подход в работе учителя-дефектолога
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нейрологопедия — это научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соотношении с мозговой деятельностью языкового поведения. Нейрологопедический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме развития ребенка в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозговой сформированности .
Психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий — на этапе работы с совершенно, казалось бы , далекой от него функциональной системой.
И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды начинают работать одновременно и синхронно, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.
Основные векторы формирование мозговой организации психических процессов. Формирование мозговой организации психических процессов развития происходит: от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу — вверх); от правого полушария мозга к левому (справа — налево); от задних отделов мозга к передним (сзади наперед).
Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой отдел. При этом следует иметь в виду, что мозг — это не только известные всем кора , подкорковые образования, мозолистое тело и т.д., но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции.
Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира , от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует — наблюдаются искажение и торможение психического развития в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга.
Центральное место в нейрологопедическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек говорит, решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например, если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в детском саду и школе, возможно предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга.
Часто, при неврологическом обследовании у таких детей выявляется микросимптоматика , свидетельствующая о мозговой дисфункции. Как правило, у таких детей наблюдается дезадаптивное поведение, отсутствие речи или трудности в общении, выраженные негативные личностные особенности. На самом деле у детей с речевыми проблемами чаще всего есть, и неврологические, и педагогические проблемы. И обычно они усиливают друг друга.
Особенно актуален нейрологопедический подход для детей с трудностями обучения и развития. Это различные варианты ЗПР (задержки психического развития), ММД (минимальные мозговые дисфункции), ОНР (общее недоразвитие речи), дисграфии , дислексии, дизорфографии . Кроме того, трудности в учебной деятельности нельзя рассматривать просто как образовательную проблему технического характера, они затрагивают представления ребенка о себе самом, влияют на развитие индивидуальности и, в конечном счете, определяют качество жизни формирующейся личности .
Занятия по нейрологопедической коррекции направлены на стимуляцию развития речи и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психоречевой деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие
В процессе занятий происходит коррекция психофизиологической основы психоречевой деятельности и формирования личности ребенка. Достигается понимание родителями взаимосвязи функционального состояния ребенка и его общения и поведения.
Методы нейрологопедии позволяют на 35% быстрее справиться с речевыми проблемами ребенка. Их эффективность научно доказана. Но это не все! «Побочным эффектом» становится продвижение ребенка и в других областях (интеллектуальное развитие, внимание, память, поведение). Происходит настоящий прорыв в обучении ребенка. И эти результаты сохраняются на всю жизнь .
Мозжечковой стимуляции со специальным оборудованием
Программа мозжечковой стимуляции ( Balametrics ) была впервые разработана американским доктором Френком Бильгоу более 30 лет назад. С тех пор она хорошо себя зарекомендовала и позволяла добиться высокой эффективности и положительной динамики в работе с детьми при:
· нарушении координации движений, моторной неловкости · нарушении внимания · гиперактивности · нарушениях аутистического спектра · нарушении устной и письменной речи · проблемах с овладением школьными навыками · дисграфии · дислексии · ЗПР · ЗРР · ММД · СДВГ
Почему необходимо стимулировать именно мозжечок? Мозжечок человека содержит больше нервных клеток — нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Многие исследователи считают, что мозжечок — это ключ к обучению буквально всему. В том числе к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию.
Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.
Мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга.
Программа мозжечковой стимуляции проводится с помощью специального оборудования Баламетрикс.Во время занятий происходит стимуляция мозжечковых отделов головного мозга ребенка, лобных отделов, стволовых структур, периферической нервной системы, активизируются моторные и речевые центры.
Это способствует развитию координации, общей моторики, осознанию схемы собственного тела, формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения, речи ребенка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход в работе учителя-дефектолога
Формы и методы работы с детьми должны соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям и строится на основе взаимодействия взрослых с детьми. ...

Нейропсихологическтий подход в работе учителя -дефектолога по профилактике дисграфии и дислексии
Профилактика дисграфии и дислексии...

«Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В. Воскобовича».
Проект По теме: «Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В....

Статья "Системно-деятельностный подход в работе учителя-дефектолога с детьми с особенностями в развитии.
Материал содержит описание детей с особенностями в развитии: РАС, ЗПР, УО. Автор ответит на вопрос какие принцыпы использует учитель-дефектолог в работе, как организовать работу группы Особый ребенок,...

Методическая разработка на тему: "Современные подходы в работе учителя-дефектолога по обучению детей с ОВЗ в рамках ФГОС"
Основная задача ФГОС - обучение детей умению учиться, формирование у обучающихся позиции успешного обучения.Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушени...

Нейропсихологический подход в работе учителя-дефектолога с детьми с ТНР
Нейропсихология – это самостоятельная наука, находящаяся на стыке теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так...

«Использование нейропсихологического подхода в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития»
Тезисы на тему: «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР» были представлены и вошли в сборник тезисов в рамках Всероссийской (заочной) ...
