Консультация "Игры и упражнения на развитие физического и речевого дыхания у дошкольников"
консультация по логопедии
Чтобы научить ребенка владеть языком, прежде всего надо научить его правильно дышать.
Без правильного дыхания , для которого характерны короткий , глубокий вдох и плавный , длительный выдох невозможна хорошо звучащая речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15
143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 18
Тел/факс 562-13-16 562-11-19 E – mail: detskiisad15@mail.ru; сайт krgora-ds15.ru
Консультация:
«Игры и упражнения на развитие физического и речевого дыхания у дошкольников».
Подготовил учитель-логопед
Хрипкова Елена Викторовна.
2018
Грамотная, четкая , чистая речь ребенка приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых растет ребенок.
В первую очередь речь характеризуется правильным произнесением всех звуков.
Чтобы научить ребенка владеть языком, прежде всего надо научить его правильно дышать.
Без правильного дыхания , для которого характерны короткий , глубокий вдох и плавный , длительный выдох невозможна хорошо звучащая речь.
В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Вдох и выдох совершается через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания- вдох, выдох, пауза.
Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного его расходования. Такое произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировок, постепенно становится непроизвольным и организованным.
Правильное дыхание-основа звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения звуков, плавность речи. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению.
В речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох значительно длиннее вдоха. И последовательность тоже другая. После короткого вдоха следует пауза , а затем –длинный продолжительный выдох.
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длительного выдоха, тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи.
Цель дыхательных упражнений –увеличить объем дыхания , нормализовать его ритм, выработать плавный , цельный , экономный выдох.
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно- оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше выполнять в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания , необходимо, сформировать сильный плавный ротовой выдох.
Во время проведения описанных далее игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос- « набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
-во время выдоха губы складываются трубочкой, щеки не надуваются;
-во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
-выдыхать следует пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух.
При проведении игр , направленных на развитие у ребенка дыхания , необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Поэтому такие игры необходимо:
• Проводить 3-5 минут;
• Упражнение повторять 3-5 раз;
• Дуть можно не более 10 секунд с паузами;
• Обязательно чередовать с другими упражнениями.
Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:
• Без участия речи;
• На материале гласных звуков;
• На материале согласных звуков;
• На материале слогов, слов;
• На материале предложений, фраз.
Примеры игр и упражнений:
1). Игра « Снежинки».
Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: « На улице падает снег, большая снежинка опустилась на ладонь, давай подуем на нее…, снежинка полетела.
2). Игра « Бульбульки».
В стакан налить воду. Опустить коктейльную трубочку. Предложить ребенку подуть в трубочку, устроить « бульбульки».
3). « Озвучивание картинок символов».
Повторяйте за мной.
Как малыш плачет? « А-А-А!»
Как охает Оля, когда у нее болит зуб?» О-О-О!»
Самолет в небе гудит : « У-У-У!»
Пароход на реке гудит: « Ы-Ы-Ы!»
4). Пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний –АУ, УА, ОУ, ИА и т.д.
5). Игра « Сдуй шарик».
Дети стоют на ковре, расставив рука широко в стороны, затем произносят длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой- шарик сдувается. В конце обнимают себя за плечи- шарик сдулся.
6). Игра « Насос».
Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание сдувшегося колеса при помощи насоса.
Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнут побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его , произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука С нельзя.
7). « Проговариваем за взрослым».
Во дворе запел петух:- ух-ух-ух
Везде слышно петуха : -Ха-ха-ха
Просывайся детвора- А-А-А
Новый день встречать пора- да-да-да.
8). Игра « Приятный запах».
У педагога 2-3 живых цветка или фрукта. Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу « Хорошо пахнет» или « Очень приятный запах».
9). « Произнеси чистоговорки».
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: « На пригорке, возле елки, жили 33 Егорки» Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: « Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
Дыхательная гимнастика в детском саду. Физиологическое, или жизненн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-318473-1414410073.jpg)
Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/24/picture-593245-1482584442.jpg)
Игры и упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляции
Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746572-1454240988.jpg)
Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата
Упражнения для развития речевого дыхания...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1112789-1578593116.jpg)
Занятие в подготовительной группе на тему: "Игровые упражнения для развития физического и речевого дыхания"
Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабоуспевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический рин...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/17/picture-1401173-1650177452.jpg)
Упражнение для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата (старшая группа)
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукоо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/22/picture-1429685-1666420058.jpg)
Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и развитие голоса
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...