Консультация "Игры и упражнения на развитие физического и речевого дыхания у дошкольников"
консультация по логопедии

Хрипкова Елена Викторовна

Чтобы научить ребенка владеть языком, прежде всего надо научить его правильно дышать.

Без правильного дыхания , для которого характерны короткий , глубокий вдох и плавный , длительный выдох невозможна хорошо звучащая речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_igry_i_upr_na_rech_dyh.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15

143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Вокзальная д. 18

Тел/факс 562-13-16  562-11-19 E – mail: detskiisad15@mail.ru; сайт krgora-ds15.ru

Консультация:

 «Игры и упражнения на развитие физического и речевого дыхания у дошкольников».

Подготовил учитель-логопед

Хрипкова Елена Викторовна.

2018

Грамотная, четкая , чистая речь ребенка приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов  и других людей, в окружении которых растет ребенок.

В первую очередь речь характеризуется правильным произнесением всех звуков.

Чтобы научить ребенка владеть языком, прежде всего надо научить его правильно дышать.

Без правильного дыхания , для которого характерны короткий , глубокий вдох и плавный , длительный выдох невозможна хорошо звучащая речь.

В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Вдох и выдох совершается через нос, они коротки  и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания- вдох, выдох, пауза.

Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного его расходования. Такое произвольное речевое дыхание достигается только путем тренировок, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Правильное дыхание-основа звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления  и длительности воздушной струи зависит правильность произношения звуков, плавность речи. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению.

В речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох значительно длиннее вдоха.  И последовательность тоже другая. После короткого вдоха следует пауза , а затем –длинный продолжительный выдох.

Поскольку звуки речи образуются  при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания  и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длительного выдоха, тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи.

Цель дыхательных упражнений –увеличить объем дыхания , нормализовать его ритм, выработать плавный , цельный , экономный выдох.

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в  физкультурно- оздоровительную  гимнастику;  во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше выполнять в игровой форме, чтобы дети выполняли их  с интересом и удовольствием.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания , необходимо, сформировать сильный плавный ротовой выдох.

Во время проведения описанных далее игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох  через нос- « набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

-во время выдоха губы складываются трубочкой, щеки не надуваются;

-во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

-выдыхать следует пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух.

При проведении игр , направленных на развитие у ребенка дыхания , необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Поэтому такие игры необходимо:

•        Проводить 3-5 минут;

•        Упражнение повторять 3-5 раз;

•        Дуть можно не более 10 секунд с паузами;

•        Обязательно чередовать с другими упражнениями.

Работа по развитию речевого дыхания проводится в следующей последовательности:

•        Без участия речи;

•        На материале гласных звуков;

•        На материале согласных звуков;

•        На материале слогов, слов;

•        На материале предложений, фраз.

Примеры игр и упражнений:

1). Игра « Снежинки».

Взрослый показывает кусочек ваты  и говорит детям: « На улице падает снег, большая снежинка опустилась на ладонь, давай подуем на нее…, снежинка полетела.

2). Игра « Бульбульки».

В стакан налить воду. Опустить коктейльную трубочку. Предложить ребенку подуть в трубочку, устроить « бульбульки».

3). « Озвучивание картинок символов».

Повторяйте за мной.

Как малыш плачет? « А-А-А!»

Как охает Оля, когда у нее болит зуб?» О-О-О!»

Самолет в небе гудит : « У-У-У!»

Пароход на реке гудит: « Ы-Ы-Ы!»

4). Пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний –АУ, УА, ОУ, ИА и т.д.

5).  Игра « Сдуй шарик».

Дети стоют на ковре, расставив рука широко в стороны, затем произносят длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой- шарик сдувается. В конце обнимают себя за плечи- шарик сдулся.

6).  Игра « Насос».

Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание сдувшегося колеса при помощи насоса.

Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнут побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его , произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука С нельзя.

7).  « Проговариваем за взрослым».

Во дворе запел петух:- ух-ух-ух

Везде слышно петуха : -Ха-ха-ха

Просывайся детвора- А-А-А

Новый день встречать пора- да-да-да.

8). Игра « Приятный запах».

У педагога 2-3 живых цветка или фрукта. Ребенок нюхает цветок  и на выдохе произносит фразу « Хорошо пахнет» или « Очень приятный запах».

9). « Произнеси чистоговорки».

Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: « На пригорке, возле елки, жили 33 Егорки» Глубоко вдохнуть  и на выдохе сказать: « Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

              Дыхательная гимнастика в детском саду.                Физиологическое, или жиз­ненн...

Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...

Игры и упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляции

Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции ...

Занятие в подготовительной группе на тему: "Игровые упражнения для развития физического и речевого дыхания"

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабоуспевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический рин...

Упражнение для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата (старшая группа)

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукоо...

Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и развитие голоса

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выраз...