Консультация для родителей "Мелкая моторика рук"
консультация по логопедии (старшая группа)

Семёнова Елена Владимировна..

Как развивать у детей мелкую моторику рук?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_melkaya_motorika.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему

Учитель – логопед                           Семёнова Е. В.

Связь движений рук с речью была отмечена ещё в 1927 году В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений рук на развитие речи. На основе специально проведённых исследований М. М. Кольцовой в 1973 году было выявлено предположение , что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребёнка. Наиболее тяжёлые нарушения артикуляционной моторики  отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

   Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, также отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы ( Л. В. Фомина).

   М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влияние кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

   Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

   Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течении 2 – 3 минут.

   Уже с 10-месячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиком деревянные шарики разного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучи в другую карандаши, пуговки, спички.

   В полуторогодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

   Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Например, варианты потешек:

Этот пальчик – дедушка,                    Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – бабушка,                    Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик – папочка,                     Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик – мамочка,                    Этот пальчик уж заснул.

Этот пальчик – я.                                 Встали пальчики. Ура!

                                                                 В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

   Детям 2-х лет и старше для развития мелкой моторики рук можно предложить следующие игры.

  • «Переложи игрушки». Ребёнок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы ( пуговицы, фишки). Ребёнок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол и ребёнок действует левой рукой.
  • «Перебираем крупу». Необходимы две свободных коробочки и одна – со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. работая двумя руками, ребёнок должен разделить смесь на две части.
  • «Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
  • «Строитель». Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребёнку даётся задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик и т.д.
  • «Шофёр». На столе раскладываются маленькие предметы ( фигурки животных, солдатики, кубики…) на расстоянии 5 – 7 см. друг от друга. Понадобится также фишка – пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно « объехать» все препятствия, ничего не задевая. Играть попеременно разными пальцами.
  • «На морском берегу». Для игры понадобится дощечка с накатанным слоем пластелина и горсть мелких камешков ( орешков, косточек …) ребёнку предлагается выложить на дощечке фигурки из камешков: облачко, солнышко, мячик, удочку, рыбку.
  • «Шнуровка». Берётся большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определённой последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребёнок выполняет следующие задания:

- провести нитку через все отверстия по краю карточки;

- протянуть нитку в каждое второе отверстие;

- провести нитку только через красные дырочки;

- выполнить « обмётку через край»;

- в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

  • «Барабанщик». Положить руку на стул, кисть приподнята. Взрослый отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмичный рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.
  • « Поймай рыбку». На столе две коробки, в одной из которых лежат « рыбки» - мелкие фигурки, шарики … у ребёнка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переложить фигурки по одной из первой коробки во вторую, действуя сначала правой, а затем левой рукой.
  • Составление фигурок из счётных палочек или спичек. Ребёнка просят выложить на столе сначала по образцу,

                    затем по памяти,

                    и, наконец, самостоятельно, по представлению,

 следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка ( см. приложение)

  • «Сделай также». У логопеда – набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребёнка палочки и маленький кружок. Выбрав одну карточку, взрослый показывает её ребёнку в течении нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем выложить из палочек и кружка такого же ( см. приложение).
  • «Будь внимательным!».Ребёнок убирает руки за спину. Логопед даёт команду показать на каждой руке определённое количество пальцев ( например,               « покажи на правой руке 3 пальчика, на левой – 4). Малыш выполняет задание за спиной и вытягивает руки вперёд. Правильность проверяется совместно.

Развитию мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:

-  изготовление бус;

-  собирание пирамидок, матрёшек, мозаики;

-  работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины;

-  лепка;

-  аппликация;

-  обведение лекал с последующей их штриховкой;

-  игра с набором мелких фигурок для развития тактильного восприятия;

-  работа с дошкольными прописями.

  Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные простые. Их можно проводить в детском саду и семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок ( см. приложение): флажок, очки, бинокль, стол, стул … когда ребёнок освоил свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, историй, потешек, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без труда. Чтобы занятие приносило ему радость.

   Ещё одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Комната, в которой она проводится, должна быть хорошо затемнена. Источник света освещает экран, располагаясь на расстоянии 3 – 4 метра от него. Между экраном и источником света проводятся движения руками, от которых падает тень на освещённый экран. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. ( см. приложение).

Подводя итог выше изложенному хочется отметить, что выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи ( так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Литература:

  1. Л. С. Волкова. Логопедия – М: Просвещение, 1989. – 528.
  2. В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками – развиваем речь. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 32 с.
  3. С. Е. Большакова. Работа логопеда с дошкольниками. – М.: А. П. О., 1996. – 28 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Моторика и ум"

Связь развития мелкой моторики и интеллектуальных способностей ребенка....

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Развитие мелкой моторики пальцев.

Развитие мелкой моторики пальцев рук сказывается на развитие детской речи, внимание, умственную активность, развивает и стимулирует интелектуальную и творческую деятельность. Развитие навыков мелкой м...

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Консультация «Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Все предметы, с которыми действует  и которые создаются детьми в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений...

Консультация "Развитие мелкой моторики рук"

Значение развития мелкой моторики рук детей. Какие игры можно изготовить своими  руками и использовать дома....